12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафонова Татьяна Сергеевна45
Россия, Волгоградская обл., Среднеахтубинский район
0

Урок литературы в 7 классе по теме: "От экологии природы к экологии души" (по рассказу Е.И. Носова "Кукла") с использованием ИКТ

Учитель: Сафонова Татьяна Сергеевна, Школа п. Третий Решающий филиал МОУ СОШ х. Бурковский

1. Орг. Момент

2. Мотивация

Экология и литература – как связать эти области?

Наш урок мы сегодня начнем с просмотра видео.

Какие чувства вы испытывали при просмотре данного фоторяда?

Тема нашего урока: «От экологии природы к экологии души» (Рассказ Е.И. Носова «Кукла».

Как по-вашему о чём пойдет речь? Что мы должны сегодня узнать?

Как бы вы сформулировали цель урока? (показать взаимоотношения человека и природы, рассмотреть экологические проблемы в данном произведении…)

3. Актуализация знаний

В течение урока мы с вами будем строить кластер. Какое понятие будет центральным, как вы думаете? (Экология)

Каково значение слова «экология»? (наука о взаимоотношениях человека и природы


 

Давайте посмотрим, как видит эту проблему писатель.

* - От чьего имени ведется повествование (от 1-го лица) - Кто его герои? (автор-повествователь и Акимыч). Что о них рассказывает писатель? Отчего сблизились такие разные люди? Что их объединяет? (чтение детьми записей) – Автор-рассказчик внешне спокоен и сдержан. А на самом деле он каков? (зачитывание цитат) Какой человек предстаёт перед нами? (беспокойный, неравнодушный). Почему он такой? (какое испытание выпало на его долю)

Послушайте, что говорит о Носове его товарищ: «У Евгения Носова особые отношения с природой. Страстный рыбак и грибник, он не просто любит природу, он знает её, относится к ней бережно и уважительно».

Вывод: Акимыч и автор-рассказчик разные люди, но они оба неравнодушные, беспокойные, не могут смотреть, как гибнет природа

4. Работа в группах

Выполним задания, обдумайте их и приготовьтесь отвечать на свои вопросы. В группах обсуждайте. Время 3-4 минуты.

5. Обсуждение

5.1. Выступление 1 группы: (выразительное чтение описания Липиной ямы раньше)

Беседа после чтения: - Что можно сказать об отношении автора к родной земле? Для чего он рисует такую картину?

Вывод: писатель любит родную землю, подчеркивает величие и красоту России.

- Только ли красивую природу показывает писатель? Как называется такой приём в литературе? (контраст) С другой стороны, на фоне торжественных красок природы дикими и безрассудными кажутся последствия деятельности человека. На протяжении всего рассказа писатель использует приём противопоставления, или контраста, как основной художественный приём. Есть и другое определение противопоставления – антитеза (в дальнейшем мы будем работать с этим понятием).

______________________________

5.2. Обратимся еще к одной пейзажной зарисовке, запечатлевшей речной водоворот. Вот та же река, то же место через несколько лет (чтение описания Липиной ямы теперь)

- о чем думаем мы, читатели, невольно сравнивая прежнюю и нынешнюю реку? Каково отношение человека к природе? Чувствуем ли мы вину перед нею?

Вывод: отношение людей к природе, к земле, к воде, по мнению Евгения Носова, уродливо и преступно: природа гибнет, значит, общество нездорово. Умный, внимательный читатель чувствует свою вину перед природой за её трагическое состояние.

Беседа после карточки: - Как сказались изменения на реке на судьбах людей? Изменилась ли жизнь их в нравственном плане? В какую сторону? Стали ли люди лучше, добрее, человечнее – или наоборот?

Вывод: всем ходом повествования Носов убеждает читателей в том, что, забывая о своём долге перед природой, не желая и не умея беречь её, люди утрачивают что-то очень важное. Что же это важное? ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!

_______________________________

5.3.

О чем говорит вам такая картина? (чтение абзаца об изуродованной кукле) пауза.

Как бы вы назвали такой поступок? Что это – баловство, шутка, бессердечность? Что же заставило так бессердечно, бесчеловечно, по-варварски поступить с куклой? (моральное обнищание, нравственное падение человека).

Что отвечает Акимыч на вопрос рассказчика о том, чья это работа? (чтение цитаты)

Чем так возмущен Акимыч, ведь это просто игрушка!? Почему так возмущен? В чем видит Акимыч истоки (причины) зла? ( в равнодушии людей) Акимыч говорит: «Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Что такое СВЯТОТАТСТВО?

Разбор слова по составу: корень тать – вор, святотатец – вор, грабящий церкви, храмы, святыни. Какую святыню имеет ввиду Акимыч? (природа- храм )

Что сделалось с Акимычем? Почему он окаменел? О чем напоминают ему растерзанные куклы? Что сделал Акимыч с куклой?

Чтение эпизода «похороны куклы».

Зачем Акимыч хоронит куклу? Что вызывает его боль? О чем он говорит: «Всего не закопать»? (слишком много зла, всего не исправить)

6. Рефлексия. Продолжите предложения:

«Рассказ Е.Носова поразил меня…

«Автор заставляет читателей задуматься о том….

«Я понял, что…

Обобщающая беседа: о чем же советует нам задуматься Носов? На какие раздумья наталкивает этот рассказ?

6. Давайте подведем итоги.

Как вы думаете, почему сегодня стало возможным говорить об «экологии

культуры», «экологии души»?

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский обращается к вам, ребята, с такими словами: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Любимые герои Е. Носова всегда поступают по совести, так, чтобы людям рядом с ними было хорошо. Конечно же, писатель мечтает и нас, читателей, видеть такими же…

Б. Шоу сказал: «Теперь, когда мы уже научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Как вы понимаете высказывание писателя?

Автор нас учит, что экологические проблемы – результат «загрязнения» души. Чистоплотность души порождает чистоплотность в отношении природы. Мы живём с вами в замечательном месте – Волго-Ахтубинской пойме. Знакомы нам эти экологические проблемы?

ВЫВОД К КЛАСТЕРУ – ЛОЗУНГ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКЦИИ.

7. ДЗ – мини-сочинение «Что мы можем сделать для сохранения природы?»

Оценки!!!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.