12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Корчакова2685
Россия
4

Урок литературы в 8 классе. Г.Р. Державин. Тема урока: «…Я жил, сколь мог, для общего добра»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №60» г. Чебоксары

Корчакова Е.В.



Урок литературы в 8 классе.

Г.Р. Державин.

Тема урока: «…Я жил, сколь мог, для общего добра»


Цели урока:

- изучение жизни и творчества Г.Р.Державина;

- развитие творческих и коммуникативных способностей;

- формирование устойчивого интереса к литературе.

- сопоставление стихотворений поэтов, выявление сходств и различий по

содержанию и форме.

Оборудование:

Презентация с музыкальным сопровождением: Шопен «Фантазия-экспромт», Бетховен «К Элизе».

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Имя Державина современному читателю не так хорошо знакомо, как имена Пушкина или Лермонтова. Но, видимо, неслучайно В.Г. Белинский назвал “пушкинскую поэзию своевременно явившейся и «благоуханно» расцветшей поэзией державинской”. Что же совершил Державин, что позволяет его считать предтечей Пушкина? Задача сегодняшнего урока — ответить на этот вопрос.

2. Индивидуальное сообщение (предварительное домашнее задание) по биографии Г.Р. Державина.

Знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины 18 и первой четверти 19 столетия Предок его, татарский мурза Багрим, в ХVстолетии, в княжение Василия Васильевича Темного, выехал из Большой Орды на службу к великому князю, был крещен и получил при этом имя Ильи. У одного из сыновей его, Димитрия, был сын Держава, начавший службу в Казани. От него и пошел род Державиных, служивших «по городу Казани», почему они и называются в актах Казанцами..

3-го июля 1743 г. родился Гавриил Романович. Родиной его, по его собственным словам, была Казань, хотя существует предание, что он родился в 40 верстах от Казани, в Кармачах, либо Сокурах. Кроме Гавриила, у его родителей были еще дети: сын, умерший в юных годах, и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. Будущий поэт так же родился хилым ребенком (см.примеч.).

Под руководством матери, женщины, едва умевшей читать, но умной и заботливой, которая понимала цену образования, Гавриил Романович уже на пятом году выучился читать. В ноябре 1754 года отец Державина скончался, оставив семью почти без всяких средств: вдова его не в состоянии была заплатить даже 15 руб. долга, оставшегося после мужа. Сверх того у нее на руках очутилась тяжба с соседом из-за клочка родовой собственности, причинявшая семье много горя. Фекла Андреевна принуждена была выносить хлопоты и унижения, посещая с детьми судей, от которых ничего не добившись, не раз возвращалась домой в слезах. Эти ранние примеры людской несправедливости и людского жестокосердия столь сильно запали во впечатлительную и восприимчивую душу Гавриила Романовича, что он во всю свою жизнь никогда не мог смотреть равнодушно ни на какую несправедливость, особенно на притеснение вдов и сирот.

Домашнее образование 1759-1762 – Казанская гимназия. Незаурядные способности к музыке, рисованию, поэзии. 

Правитель Тамбовской губернии Не умел я притворяться 1762г. – Преображенский полк 1777г. –перевод на стат-скую службу 1783г.- губернатор Оло-нецкой губернии 1785г. – губернатор Там-бовской губернии 1791г. – статс-секретарь имп. Екатерины 1798-1803 – «служба у двух государей»

ПРИМЕЧАНИЕ. Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...
Будущий поэт родился хилым ребенком. Чтобы сохранить в нем слабый огонек жизни, согреть, его, по народному обычаю, запекали в хлебе, сажая на лопате в негорячую русскую печь. (Это крайняя мера, после применения которой младенец должен или умереть, или выздороветь). Такое крестьянское средство помогло — мальчик выжил и стал нормально развиваться, Впоследствии Державин говаривал, что в обстоятельствах его начальных дней был предсказан дальнейший многотрудный путь его жизни, потому что во младенчестве он уже прошел огонь, сидя в русской печи, и воду, когда его окунали в купель по обряду церковного крещения.

«Записки» Державина о себе: «в младенчестве был весьма мал, слаб и сух, так  что,  по тогдашнему в том краю непросвещению обычаю  народному,  должно  было  его (о себе писал во 2 лице) запекать в хлебе, дабы получил он сколько-нибудь живности».

3. Рассказ о дружбе с Суворовым.

Много лет был Державин знаком и дружен с Суворовым. Поэт восхищался подвигами великого полководца, любил его как смелого и прямого человека, не боявшегося высказывать то, что думал, и поступать так, как считал нужным. В Суворове Державин ценил черты гражданина, беспредельно преданного своему отечеству. Скромность и простота Суворова разительно отличали его в кругу вельмож. Он как можно реже старался бывать во дворцах, деля и труды свои и досуг вместе с армией.

За всю свою жизнь Суворов не потерпел ни одного поражения на поле боя. А свою первую победу он одержал еще в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр Суворов был небольшого роста, худым и очень болезненным. Но в слабом теле мальчика жил могучий дух.

Александр любил читать книги по истории, о войнах, о полководцах. Суворов отлично знал историю, географию, несколько иностранных языков, любил поэзию.

Он с детства твёрдо решил стать военным и готовил себя к службе. В любую погоду занимался спортом: бегал, прыгал, плавал и скакал на лошади. Приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.

В 17 лет Суворов начал армейскую жизнь. С увлечением постигал трудную солдатскую науку: учился стрелять, действовать штыком, саблей.

Суворов был человеком высокой культуры. Он умел понимать и уважать своих подчиненных – офицеров и солдат. «Мне солдат дороже себя», - говорил он.

Суворов лично заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою он был всегда рядом с ними. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, шли за ним беззаветно и побеждали.

Много стихотворений в творчестве Державина, которые он посвятил Суворову. Что привлекало Державина в Суворове?

Информация для учителя:

Державин посвящает А. В. Суворов следующие стихи:

«Песнь на победы Суворова» (1794),

Он прославлял победы русского оружия и полководческое искусство своего героя. Под его пером Суворов получал вид былинного богатыря. Чертами народной поэзии отмечены посвященные ему строки стихотворения:


Вихрь полуночный, летит богатырь!

Тьма от чела, с посвиста пыль!

Молньи от взоров бегут впереди,

Дубы грядою лежат позади.

Ступит на горы — горы трещат,

Ляжет на воды — воды кипят,

Граду коснется — град упадает,

Башни рукою за облак кидает;

Дрогнет природа, бледнея пред ним;

Слабые трости щадятся лишь им.

На пребывание Суворова в Таврическом дворце

«На победы в Италии» (1799)

«Орел» (1799)

ода «На переход Альпийских гор» (1799)

«Снигирь»

4. Темы памяти и поэта и поэзии.

В 1795 году (Державину 52 г.) поэт обращается к одной из самых важных тем в своем творчестве.

Стоит учесть, что, кроме трёх самых известных «Памятников» Ломоносова, Державина, Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), аналогичные стихи есть у К.Батюшкова, А.Фета, В.Брюсова, В.Ходасевича, С.Шервинского, Л.Мартынова и других. Впрочем, и Гораций («К Мельпомене» - обращение к Музе) позаимствовал эту тему у своих предшественников).

Почему обращались к этой теме столько поэтов? (ответы учеников)

Для начала давайте познакомимся со стихотворением Г. Р. Державина «Памятник» и подумаем о смысле названия. Изначально поэт хотел назвать его «К Музе» (Муза – источник вдохновения).


В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному, вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.

Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.

Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы. Державин отмечал, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Державин намекает на то, что ему удалось «очеловечить» поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной.

Стихотворение Державина написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, то есть перекрестная рифма.

Основные темы и идеи. Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта.

Художественное своеобразие. Стихотворение Державина, созданное в жанре оды, вернее особой ее разновидности, соответствует этому высокому жанру по стилю, Оно написано ямбом с пиррихием, который придает его звучанию особую торжественность. Интонация и лексика здесь очень торжественны, ритм медленный, величественный. Его помогают создать многочисленные ряды однородных членов, синтаксический параллелизм, а также наличие риторических восклицаний и обращений. Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств, Автор широко употребляет возвышенные эпитеты (чудесный, вечный, быстротечный, в народах неисчетных, возгордись заслугой справедливой). В стихотворении присутствует много славянизмов и архаизмов, что также подчеркивает его торжественность (воздвиг, тлен, доколь, дерзнул, славянов род, презрит чело и др.).

-Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворении?

Державин: « Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить». Державин начал свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивался в "большие люди".

- С чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?

(“металлов выше он и тверже пирамид”).

-Почему именно с ними? (Крепость, вечность)

Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.

-Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?

(Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?

( «чудесный, вечный»)

Поэты убеждены, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени. В каких строках об этом сказано?

Г.Р. Державин:

(«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит»). Прокомментируйте мысль Державина.

(Его памятник не подвластен вихрям, громам, времени).

2 строфа .

-В чём видит Державин прочность славы?

( « И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить»)

-Как вы понимаете эти слова?

(Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом)

3 строфа.

- Какие места нашей необъятной родины упоминает поэт в стихотворении?

Слайд. Полюбуемся просторами нашей России.

4 строфа.

-Что ставят поэты себе в заслугу?

Державин: « Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…»

Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?

(1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому)

-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)

-« И истину царям с улыбкой говорить».

Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож.

Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины.

Почему с улыбкой? ( Шутка-главная стилистическая особенность новой поэзии Д.) Слова Д: « Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по услужению моему при дворе, я принуждён был закрывать истину иносказанием и намёками»

Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным». - Подберите синонимы к этому слову. (Весёлым, простым, острым)

Последняя строфа. К кому обращены последние строфы стихотворений?

( К Музе)

Слайд. Какое значение имеет это слово?

- Муза - Богиня - покровительница искусств и наук

Муза - Источник поэтического вдохновения

Муза - Само вдохновение, творчество.

-Понаблюдайте за лексикой последней строфы. Найдите слова высокого стиля. (Возгордясь, чело, венчай, презрит)

- Для чего Державин их вводит в стихотворение? (Для создания интонации торжественности)

- Какой классицистический жанр требовал торжественного прочтения? ( Ода)

-Дайте определение этому жанру.

- Почему « Памятник» относится к жанру оды? (Говорит о величии творчества, поэзии, об общественной роли поэта, его долга перед Отечеством).

Перед нами ода, и Державин, разрушитель всех канонов, тем не менее в последней строфе создаёт интонацию торжественности и славит здесь отнюдь не себя. А что славит? (Творчество, поэзию)

-А в 1836 году русский поэт А.С. Пушкин напишет стихотворение «Памятник» и за основу возьмёт вольное переложение оды Горация Державиным. «Памятник» Г.Р.Державина станет пьедесталом «Памятнику» А.С. Пушкина.

Подведение итогов

Домашнее задание

Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).



Комментарий:

Тлен — гниение, разрушение, распад.

Доколь — до тех пор, пока.

Славянов род — здесь: русских людей.

Вселенна — Вселенная.

Чтить — чувствовать и проявлять глубокое уважение к кому-либо .

От Белых вод до Чёрных - от Белого моря до Чёрного .

Рифей — название Уральских гор.

Народах неисчетных — имеется в виду большое количество народов, национальностей, населявших территорию России.

Возгласить — сказать.

Добродетель — положительное нравственное качество человека.

Фелица — героиня оды Г.Р.Державина «Фелица», посвященной Екатерине П. В оде императрица выведена под именем персонажа сказки, написанной самой Екатериной для маленького внука, будущего Александра I.

Чело - лоб.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.