Урок литературы в 8 классе «Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина»
Описание материала. В период дистанционного обучения не все дети имеют возможность пользоваться образовательными платформами. Наша школа работает через социальную сеть ВКонтакте. Эта сеть наиболее проста и доступна всем обучающимся, имеющим хоть какое-то мобильное устройство. Задания детям отправляем в виде документов, фотографий, видеофайлов.
Данной разработкой можно воспользоваться при подготовке к контрольному сочинению как дистанционно, так и в обычном режиме.
Урок литературы в 8 классе
Тема: Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина
Цель: обучение работе над сочинением по творчеству А.С. Пушкина.
Задачи:
- обсудить темы сочинений;
- повторить рекомендации по написанию сочинений, составлению планов;
- повторить этапы работы над сочинением, обсудить его структуру;
- повторить правила употребления прямой речи и оформления цитат в тексте.
Тип урока: урок развития речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
- Какие основные признаки текста вам известны?
- Что такое план?
- Каким бывает план по структуре?
- Для чего нужен план сочинения?
- Какие требования существуют к оформлению цитат и прямой речи в сочинении?
- Что такое плагиат?
III. Оглашение темы урока.
IV. Основной этап. Рекомендации при подготовке к сочинению.
1) Придерживаемся формы сочинения-рассуждения:
1. Определить основную мысль.
2. Подобрать доказательства и наметить последовательность изложения.
3. Сформулировать вывод.
2) Составляем план.
Умение составлять план и знание схемы работы над сочинением – важные составляющие его написания. Вспомним несколько правил, которые обязательно нам пригодятся.
План – это схема композиции будущего сочинения. Каждый пункт плана должен отображать одну из основных микротем сочинения. Деление на пункты должно быть пропорциональным.
План может быть простым и сложным. Сложный план имеет такую структуру:
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. ...
2. ...
3. ...
III. Заключение.
3) Предложения можно начинать так:
Обращаясь к творчеству Пушкина, я (мы) ...;
Читая А.С. Пушкина, я погружаюсь…;
Мне нравится…;
Читая Пушкина, проникаешься чувством гордости;
Мы учимся у Пушкина;
Читая Пушкина, мы постигаем, узнаём…;
Пушкин открывает нам…;
Каждый по-своему любит Пушкина, но мне …;
А.С. Пушкин – великий писатель XIX века...
4) Рассуждая о творчестве и таланте А.С. Пушкина, вспоминайте произведения, которые мы изучали в предыдущих классах:
- пушкинские сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
- стихотворения «Узник», «У лукоморья дуб зелёный...» (отрывок из «Руслан и Людмила»)
- послания «Няне», «И.И. Пущину», «19 октября»;
- любовная лирика («Я помню чудное мгновенье...»);
- стихотворения «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Туча», «Унылая пора, очей очарованье»;
- роман «Дубровский», повести «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Барышня-крестьянка»;
- исторические произведения («Песнь о вещем Олеге», «Медный всадник»);
- драматические произведения («Борис Годунов»).
5) Цитируйте Пушкина правильно:
Прозу записываем в форме прямой речи по схемам
А: «П!?»
А: «П».
«П,?!» - а. Например:
Читая «Вольность» А.С. Пушкина, Александр I с негодованием отметил: «Какие возмутительные стихи!»
Стихи цитируем без кавычек, сохраняем форму стиха:
Этот человек был настоящим другом Пушкина. Они познакомились в лицее, но сохранили тёплые отношения и после его окончания. Годы спустя Иван Пущин навестит Александра Сергеевича в Михайловском, где великий поэт отбывал ссылку. После его отъезда Пушкин напишет:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мои двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Цитата может быть частью предложения, то есть сливаться со словами автора. В этом случае она пишется в кавычках, но с маленькой буквы:
Отец Петра Гринёва считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать».
V. Темы сочинений и примерные планы с подсказками.
(Если урок не дистанционный, можно разделить обучающихся на группы, дать темы сочинений, а планы пусть пишут самостоятельно)
Тема 1:
Лирика дружбы и любви в творчестве А.С. Пушкина
План
1. А.С. Пушкин – великий поэт.
2. Лицейские годы. Друзья. «И. Пущину», «19 октября».
3. Декабристы. «Во глубине сибирских руд».
4. «Я помню чудное мгновенье». Натали Гончарова. Дуэль.
5. Заключение. Обобщить вышесказанную информацию. Снова прийти к тому, что Пушкин – гений русской литературы. Выразить своё отношение к его творчеству.
Тема 2:
Пётр Гринев на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
План
1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
2. Что хорошего дала Петру Гриневу семья?
3. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…»
4. Гринев – офицер.
5. Любовь к Маше.
6. Отношение к Швабрину (дружба и разочарование, клевета Швабрина в адрес семьи Мироновых).
7. Отношение к Пугачёву.
8. Вывод. Чему учит Гринев читателя сегодня? (Быть честным в любви; быть преданным родине; отстаивать честь девушки; уважать старших по званию; быть благодарным за доброе дело ...)
Тема 3:
Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
План
1. История в творчестве А.С. Пушкина. История восстания.
2. Внешность и черты характера Пугачёва.
3. Противоречивость натуры Пугачёва.
4. Пугачёв и народ (сказать, что люди за ним шли, верили в него).
5. Моё отношение к Пугачёву (злодей он или герой?).
Тема 4:
«Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин
План
1. Что общего у Гринёва и Швабрина?
2. Как каждый из героев относится к людям?
3. Как поступают герои в ситуациях выбора?
4. Любил ли Швабрин Машу? А Гринёв?
5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
Тема 5:
Чем мне интересен А.С. Пушкин
План
1. А.С. Пушкин – великий поэт.
2. О детстве и юности. Лицей и друзья.
3. Пушкин и власть.
4. Творчество А.С. Пушкина (любимые произведения и герои).
5. Моё отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина. За что хотелось бы выразить ему благодарность?
Итоги урока.
Домашнее задание: написать сочинение.