12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ирина102
Россия, Курганская обл., Далматово

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

Тема урока: Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…».

Цели и задачи урока: 1. Повторение и обобщение знаний по данному разделу.

2. Совершенствовать навык чтения целями словами.

3. Учить выразительному чтению стихотворений.

4. Развивать речевые умения и творческие способности, воображение, память.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Учебник «Родная речь» для 1 класса, иллюстрации весенней природы, репродукция картины Левитана «Большая вода», карточки с заданиями, телеграммами.

Солнце

Весеннее

Ласковое

Приветливое

лучистое

Сияет

пригревает

ручеёк

звонкий

Говорливый

Быстрый

Шумный

Журчит

поёт

 

Деревья

Набухают почки

Клейкие листочки

подснежник

долгожданные

Чистые

Первые

Нежно-белые

Показались

раскрываются

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. – Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, –

Начнём скорей урок!

- Ребята, урок у нас сегодня будет необычным, .

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока:

- Сегодня у нас урок-обобщения по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель…» (тема записана на доске). Из какого произведения взята авторами учебника тема раздела? («Апрель, апрель! На дворе звенит капель…») Кто автор этого стихотворения? (С.Маршак).

Речевая разминка.

На солнышке согрелась ель, ( с нежностью)

Подтаяла сосна, ( удивление)

Идёт апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна. (торжественно)

Работа по развитию речи, творческого воображения.

О весне написано очень много книг писателями и поэтами, музыкальных произведений композиторами, картин – художника

Я предлагаю вам рассмотреть репродукции картин И. Левитана.

«Март», «Яблони в цвету», « Большая вода».

Подберите к каждой картине название .

К какому месяцу весны подходит эта картина? Почему?

Выберите картину, соответствующую апрельской природе

Рассмотрим картину Большая вода.

Почему Левитан назвал свою картину «Большая вода».В народе большая вода означает разлив рек, большое половодье. Какого цвета больше в этой картине? Как можно понять что день солнечный ведь самого солнца не видно? Давайте посмотрим на стволы берёзок, какие они? Почему среди берёзок художник изобразил старое дерево? Что может рассказать старое дерево молодым берёзкам?

Второй весенний месяц носит имя Апрель. Весна в апреле напоминает заплаканную девушку, а слезы на ее лице – это бусинки талой воды. Умылась весной земля ручьями, еще больше разрумянилось весеннее солнышко.

Народная мудрость гласит: «Не ломай печи - еще апрель на дворе». Как вы понимаете эту поговорку?

(Мнения детей).

Действительно, в апреле еще могут быть холода. «Апрель месяц - плут, лукавец, по-своему распоряжается», нелегко угадать холода ли ждать или тепла.

- Ребята, сейчас мы с вами коллективно попробуем сами составить картину на тему «Апрель». У меня на доске есть основа для картины . Вы мне называете приметы , а я постараюсь их «изобразить» на нашей картине. А помогут нам в этом стихи которые мы прочитали в разделе Апрель,апрель…

Что первым появится на нашей картине. Солнце

Составьте предложение о солнце.

(Появляется солнышко) Подмигните солнышку.

Внимательно посмотрите в окно что можно увидеть весной на небе? Облака.

Физ-ка. Для глаз «Облака»

- Прочитайте каждое слово справа налево (на доске, на карточках):

ЙЕЧУР, АЖУТС, ИЖУЛ.

- Какое слово лишнее? Почему? (Стужа бывает зимой).

- Что объединяет остальные слова? (на тему «Весна», всё про воду).

Составьте предложение о ручье. (работа в парах)

Вспомните русскую народную поговорку.(хором)

Ручеёк, ручеёк,

Дай водички на чаек.

Мы чаёк горячий будем пить на даче.

- С кем сравнивает И.Токмакова весенний ручей? Как называется это стихотворение? («Ручей»). Прочитайте выразительно стихотворение «Ручей» И.Токмаковой. Какие слова в стихотворении помогают почувствовать. Как журчит ручей?

ф-ка Птицы.

Мы без дела не сидим,

Домик птичкам мастерим.

Трим,там,том.

Мы построим птичкам дом,

Тку-тук-тук,

Молоток наш верный друг.

Быстро быстро застучали

Ловко гвозди забивали.

Трим,там,том.

Вот готов для птичек дом.

Это кто пожил за морем,

А теперь летит над полем.

В деревянный свой дворец?

Это- чёрненький скворец.

А. Плещеев «Сельская песенка» Прочитайте выразительно стих. С какими словами обращается поэт к ласточке? Вспомните приговорку о птицах.

Курли-курли-курли,

Летят,летят журавли.

Курлы-кури

По Руси, по Руси

Слайд ручей.

ф-ка Птицы.

Мы без дела не сидим,

Домик птичкам мастерим.

Трим,там,том.

Мы построим птичкам дом,

Тку-тук-тук,

Молоток наш верный друг.

Быстро быстро застучали

Ловко гвозди забивали.

Трим,там,том.

Вот готов для птичек дом.

Это кто пожил за морем,

А теперь летит над полем.

В деревянный свой дворец?

Это- чёрненький скворец.

А. Плещеев «Сельская песенка» Прочитайте выразительно стих. С какими словами обращается поэт к ласточке? Вспомните приговорку о птицах.

Курли-курли-курли,

Летят,летят журавли.

Курлы-кури

По Руси, по Руси

- Что появится на картине вы узнаете, расшифровав слово, добавив гласные, прочитайте их.

ПДСНЖНК,

 Подснежник

Учитель открывает карточку с изображением подснежника. - Ребята, а кто из вас видел подснежники, собирал их? Почему они так называются «подснежники»? Можно ли рвать много подснежников? Почему? Верно, ребята, подснежники в букете стоят день-два, а потом пропадают. Если вы сорвали подснежник с корнем, то на месте, где вы их собрали на следующий год вы можете их не увидеть вовсе. Поэтому не рвите больших букетов, а лучше сорвите один, полюбуйтесь его красотой, а чтобы он у вас сохранился надолго, вы можете его засушить, положив его в старую книгу или журнал, или между старыми газетами. И он вас ещё долго будет радовать своей красотой.

Составьте предложение о подснежнике ( работа в парах)

- Вспомните, с чем сравнивает Т.Белозёров тающий снег. Подснежники? (со слезами Снегурочки). Как называется это стихотворение? («Подснежники»). Прочитайте выразительно стихотворение Т.Белозёрова «Подснежники».

- Для чего в своих произведениях авторы используют сравнения?

Ученик. Цветок подснежника состоит из шести белых лепестков. В бутоне он похож на висящую каплю молока, поэтому его латинское название – "галантус", что в переводе значит "молочный цветок". Цветет рано весной. Подснежник занесен в Красную книгу и охраняется государством.

У. На что похож бутон подснежника?

Д. На висящую каплю молока.

У. Что означает в переводе с латинского языка название "галантус"?

Д. "Молочный цветок".

У. Что вы знаете про Красную книгу?

Д. В нее занесены названия растений и животных, которые охраняются.

Петр Ильич Чайковский свою пьесу об апреле так и назвал – "Подснежник".

Физ-ка Релаксация звуки природы

– Какие звуки весны вы сейчас услышали?

Д. В вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель, поют птицы...

Что ещё нужно изменить в нашей картине? (Деревья одеваются листвой)

Составьте предложение о деревьях весной.

- Ребята, нравится ли вам наша картина? Молодцы, прекрасно справились с заданием, как вы дружно работали, как хорошо знаете приметы апреля.

Обобщение изученного материала:

- Ребята, к нам из весеннего леса пришли телеграммы. Наша задача прочитать и ответить на них стихотворениями из раздела «Апрель, апрель! Звенит капель…»

Работа в группах.

Телеграмма 1.

ВЕСНА ПРИЛЕТЕЛА К НАМ НА СОЛНЕЧНЫХ КРЫЛЬЯХ У НЕЁ СТРОГИЙ РАСПОРЯДОК РАБОТ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ОНА ОСВОБОЖДАЕТ ЗЕМЛЮ ДЕЛАЕТ ПРОТАЛИНКИ.

- Какое стихотворение выберем для ответа? Почему? Прочитайте выразительно стихотворение И.Токмаковой «К нам весна шагает». (1 учащийся читает наизусть). Какой себе представил автор весну? О какой весне здесь говорится (о ранней, средней или поздней)? Почему так решили?

Телеграмма 2.

ВЕСНА ОСВОБОЖДАЕТ ИЗ-ПОДО ЛЬДА ВОДУ РУЧЕЙКИ ТАЛОГО СНЕГА ТАЙНО СБЕЖАЛИСЬ В РЕКИ ВОДА ПОДНЯЛАСЬ И СБРОСИЛА С СЕБЯ ЛЕДЯНОЙ ГНЁТ ЗАЖУРЧАЛИ ВЕСНИЕ ПОТОКИ.

- Какое стихотворение выберем для ответа? Почему? Прочитайте стихотворения «Ручей» И. Токмаковой. (1учащийся читает наизусть). Про какую весну идет речь в этой телеграмме?

Телеграмма 3.

ВЕСНА НАЧАЛА ОДЕВАТЬ ЗЕМЛЮ И ЛЕС ЗЕЛЕНЬЮ ЛИСТЬЕВ ОДЕВАЮТСЯ ДЕРЕВЬЯ ЛЕГКОКРЫЛЫЕ НАСЕКОМЫЕ КРЫЖАТ НАД ПЕСТРЫМ ЛУГОМ ЯРКИХ КРАСОК КРУГОМ.

- Какое стихотворение выберем для ответа? Почему? Прочитайте выразительно стихотворение Е.Трутневой «Когда это бывает?» (1 учащийся читает наизусть).О какой весне говорится в этой телеграмме?Итоги урока. – Ребята, наш урок подходит к концу. Чем мы сегодня с вами занимались на уроке? Что особенно запомнилось, понравилось на уроке? Спасибо всем вам за хорошую, активную работу на уроке.

Рефлексия вспомните пословицу в начале урока. Если у вас хорошее настроение на доску прикрепите солнышко, а если настроение грустное снежинку.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.