Конспект урока чтения в 6 классе «"Апрель" В. Бианки»
Тема: В. Бианки «Апрель»
Тип урока: Комбинированный
Цель. Познакомить с содержанием рассказа В. Бианки «Апрель».
Задачи:
Образовательная: формировать умение выделять основные приметы апреля.
Коррекционно-развивающая: совершенствовать навыки чтения и связной речи, развивать все виды внимания и памяти; развивать умение находить в тексте ответы на вопросы.Обогащать словарный запас путём нахождения в тексте непонятных слов и выражений.
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, учиться видеть красоту природы, беречь её, заботиться о ней.
Наглядность и оборудование:
Компьютер, презентация к уроку
аудиозапись «Апрель» П. И. Чайковский
И. Левитана «Весна. Большая вода»
Таблички со словами: Сулит, гнёт, вешние, пестрины;
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнём скорей урок.
Физминутка (Настрой на работу)
Настроим себя на хорошую работу и на быстрое запоминание. Дыхательная зарядка.
II. Основная часть.
1 . Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
Выразительное чтение стихотворения А. Плещеева «И вот шатёр свой голубой…»
- рассказывают наизусть (1 гр)
- выразительное чтение (2 гр)
- прочитать 1 столбик стихотворения ( 3 гр)
в) Беседа:
- Какое настроение вызывает стихотворение? (радостное, весеннее, одушевленное)
- С помощью, каких прилагательных и сравнений автор показывает красоту природы? Назовите некоторые из них. (Под гнетом легким ветерка; с звенящей трелью соловей)
- О каком времени года говорит Алексей Николаевич Плещеев? ( Плещеев описывает весну)
- Назовите три календарных весенних месяца:
(на доске выставляются карточки)
- О каком весеннем месяце мы уже читали?
( Мы читали рассказ В. Бианки Март)
-Как в народе называют март? ( парник, капельник)
- Какие основные изменения происходят в марте?
(Тает снег, ярче светит солнце, с крыш свисают ледяные сосульки, март –месяц птиц).
Вывод: Март – весна света.
(карточка на доску)
2. Новый материал
а) - А о каком месяце мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
б) Работа в тетради.
-Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
14 апреля.
В. Бианки « Апрель». (портрет).
-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством В. Бианки, прочитаем рассказ « Апрель»
Подготовка учащихся к восприятию нового текста.
в) Апрель – месяц контрастов, когда яркое солнышко сменяется моросящим дождем, когда начинается капель, но в лесу еще лежит снег (и может лежать до самого мая), когда из-под снега уже пробивается зеленая травка, цветут подснежники, а иногда снова начинается снегопад. Не зря даже народные приметы апреля в большинстве своем связаны с погодой в этот весенний месяц. Какие же народные приметы апреля существуют?
В апреле появляются первые весенние цветы:
Апрельский цветок ломает снежок.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
г) - В каком произведении, изученном ранее, апрель сам говорит о своих приметах? ( стр. 128 отрывок из пьесы С. Я. Маршака «12 месяцев»)
«Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи…»
Наизусть зачитывает стих. К. Коровина
-Ребята, о весне писали многие писатели: Михаил Пришвин, Николай Сладков, В.Бианки.
д) -Не только поэты воспевали это прекрасное время года. Давайте рассмотрим картину Исаака Левитана «Весна. Большая вода».
- Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, он написал картину, которая называется - "Весна. Большая вода". Она изображает весеннее половодье. В картине отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья.
На переднем плане – забытая лодка, а где-то очень далеко – высокий берег с несколько затоплеными деревенскими постройками. Искусно написана Левитаном узкая полоса желто-рыжего берега – красиво изгибаясь, он уводит взгляд зрителя вглубь картины.
Пейзаж наполнен светлыми, чистыми красками, характерными для весенней русской природы. Самым разнообразным является голубой цвет – для изображения неба и воды.
Картина Левитана «Весна. Большая вода» проникнута тонким лиризмом и поэзией, она необыкновенно музыкальна.
3 Динамическая физминутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на стульчик тихо сесть
4 Работа с текстом.
Художники, поэты, композиторы во все времена воспевали в своих произведениях это прекрасное время года.
( В. Бианки. Писатель-натуралист, он пишет рассказы и сказки о природе, Мы прочитали его произведения: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Январь», «Февраль» « Март» . В этих произведениях говорится о том, какое главное дело совершает природа в том или ином месяце.)
- А теперь послушайте, как описал месяц апрель писатель Виталий Бианки. Я прочитаю вам рассказ, который так и называется «Апрель».
1). Выяснение первых впечатлений. Словарная работа.
- Понравился ли вам рассказ?
- О каком времени года в нем говорится? -Какой месяц описывает автор?
- Все ли слова в тексте были вам знакомы?
- Как вы думаете, что означает слово СУЛИТ? – (обещает) (запись в тетрадь слова сулит)
ГНЁТ- (тяжесть) (запись в тетрадь слова гнет)
- Как вы понимаете словосочетания «вешние потоки», «вешние воды»? Как сказать по другому? (Весенние воды)
-ПЕСТРИНЫ нежных подснежников? Пестрины- пестреют, т. е. выделяются на фоне чего- либо
(Вывешиваю на магнитную доску таблички с этими словами).
2) Чтение рассказа учащимися. Анализ текста.
- Откройте учебники на стр. 162
- Ученики читают рассказ по цепочке.
3) Разбор текста
- Как в народе называют апрель? (Зажги снега).
- Как вы думаете, почему? (Зажги – растопи. В этом месяце обильно тает снег).
- Как об апреле говорят? Прочитайте. ( Апрель спит, да дует, тепло сулит, а ты гляди: что то еще будет)
- Почему так говорят? ( в апреле погода меняется, в начале месяца снег лежит, а в конце месяца появляются первые цветы) Погода-изменчивая.
- Какое второе дело выполняет весна в апреле? ( Освобождает из – подо льда воду) Вода - освобождается от льда.
-Что происходит в апреле с землей? Прочитайте.
( Напоенная вешней водой, теплыми дождями земля надевает зеленое платье, с пестринами нежных подснежников) Земля - расцветают цветы.
-Что происходит в апреле с деревьями? ( Лес стоит еще голый, но началось движение сока в деревьях, наливаются почки.) Деревья - наливаются почки.
Вывод: Апрель-весна воды.
(карточка на доску)
5. Физминутка для глаз.
- Не только поэты, художники воспевали это прекрасное время года, но и композиторы в своей музыке.
- Пьесу, посвящённую апрелю, П. И. Чайковский так и назвал «Апрель. Подснежник».
Задание:
-Предлагаю вам послушать произведение и «представить» приход весны. Видеоклип.
- Что вы представили себе, слушая музыку? ( Тает снег, с крыш капают сосульки, бугут ручейки, возвращаются перелетные птицы, в лесу распускаются первые цветы)
- В каком месяце весны это происходит? ( в апреле)
- Да, таким увидел апрель Петр Ильич Чайковский и выразил свои чувства в музыке.
-В апреле расцветают первые цветы. Назовите их.
Подснежники, Мать-и-мачеха, Ветреница, Сон – трава, Гусиный лук
- назовите как можно больше прилагательных – признаков подснежника.
Примеры: хрупкий, нежный, восковой, красивый, изящный…
(Слайд подснежника)
6. Работа по карточкам парами: вы послушали, как описал апрель
В. Бианки. А теперь попробуем сами составить рассказ об апреле. Опираясь на приметы апреля, которые мы уже разобрали.
1гр.- ответить на вопросы.
2гр. - вставить в текст слова по смыслу.
3гр. – подобрать картинки к тексту.
Проверка.
Карточки.
7. Заключительная часть.
- Как называется рассказ, который мы сегодня читали?
- Кто его автор?
- Какое второе дело совершает весна в апреле? ( освобождает из-подо льда воду)
- Откройте содержание стр. 227 Найдите рассказы В. Бианки, которые мы читали в этом году.
- О чём рассказы В Бианки ?
( В. Бианки. Писатель-натуралист, он пишет рассказы и сказки о природе, Мы прочитали его произведения: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Январь», «Февраль» « Март» . В этих произведениях говорится о том, какое главное дело совершает природа в том или ином месяце.)
8. Итог урока.
-Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэт через художественное слово, художник нарисованными картинами, композитор – через звуки изобразили пробуждение природы и призывали своими произведениями любить родную землю. Только любовь к природе, её глубокое знание, доброта, помогли В. В.Бианки, П. И.Чайковскому и И. Левитану написать такие замечательные произведения.
-Ребята, назовите пожалуйста весенние праздники.
(8 марта-Межд. женский день; 12 апреля-день космонавтики; 1 мая-день труда; 9 мая- день победы.)
-Ребята, в этом году мы будем отмечать 70 лет победы в Великой Отечественной войне. 9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы. День 9 мая 1945 года знает весь мир.
9. Домашнее задание.
10. Выставление оценок за урок.