Урок литературного чтения в 1 классе «Рукавичка»

5
0
Материал опубликован 20 September 2016 в группе

Предмет:

литературное чтение.

Класс:

1 «В»

Тема:

украинская народная сказка «Рукавичка».

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Цель урока:

формировать умение воспринимать художественное произведение.

Планируемые результаты:

Предметные:

- определять главную мысль текста;

- перечислять признаки сказки;

- соотносить главную мысль сказки и пословицу;

-отличать верное высказывание от неверного.

- совершенствование навыка чтения;

- развивать умение смыслового чтения.

Личностные:

-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- имеет представление об общих нравственных категориях.

Метапредметные:

познавательные:

- логические умения – проводить соответствие,

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- анализировать свою работу на уроке.

коммуникативные:

- договариваться, приходить к общему решению работая в паре;

-отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

-оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций;

-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

регулятивные:

- определяет критерий для оценивания, осуществляет проверку по образцу, оценивает результат работы по шкале;

-выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя;

- проводить деятельностную и эмоциональную рефлексию.

Форма организации:

фронтальная, парная.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник, карточки с заданием.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку (букварь, пенал).

О чѐм-то скрипит половинка,

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Любите ли вы читать сказки?

Скажите, сказки читать интересно? А почему?

Скажите, а кто вам рассказывал или может до сих пор рассказывает сказки?

И вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно.

Как вы думаете, кто их создавал?

Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой пересказывал, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.

Вот и сегодня мы отправляемся в сказку

Название этой сказки, вы прочтете по первым буквам изображенных предметов.

Кто уже догадался, как называется сказка?

Кто автор сказки «рукавичка»?

Какую цель поставим на урок?

Да.

В них происходят чудеса и приключения.

Мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.

Предположения детей.

Название сказки «Рукавичка».

Предположения детей.

Цель: прочитать сказку и узнать, чему она учит.

познавательные:

- логические умения – проводить соответствие;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

коммуникативные:

-отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

-оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций;

-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

регулятивные:

-выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя.

Первичное усвоение новых знаний.

Начнем мы с прослушивания сказки.

Вы следите глазками.

(включает аудиозапись). ,

Вы должны внимательно послушать сказку, а потом назвать героев сказки ,

Я предлагаю вам отгадать загадки, в которых загаданы герои сказки.

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Он в берлоге спит зимою

Под большущею сосною,

А когда придѐт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Маленькая, серенькая

Под столом таится –

Кошки боится. (Мышка)

Кто в лесу холодном

Ходит злой, голодный? (Волк)

Скачет зверушка –

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Рыжая плутовка

С пушистым хвостом.

Живѐт в лесу

Под кустом. (Лиса)

Кого не хватает? Про кого не было загадки?

Посмотрите на экран.

Что вы видите?

Вам нужно расположить их в таком порядке, в котором они были в сказке.

Кто уже может указать на первого героя?

Выходи. Отметь цифрой «один» первого героя.

Хорошо, садись на свое место.

(вызывает по очереди учащихся к доске, отметить героев в той последовательности, как в сказке).

Героев сказки мы знаем, скажите, а сама сказка вам понравилась?

О ком эта сказка?

Скажите, почему данное произведение называется сказкой?

Кто автор сказки «Рукавичка»?

На какую сказку похожа сказка «Рукавичка»?

Почему? Чем?

Кто автор сказки «Теремок»?

Слушают сказку и называют героев.

Мышка, лягушка, лиса, зайчик, волк (кабан), медведь.

Заяц.

Медведь.

Мышка.

Волк.

Лягушка.

Лиса.

Не было загадки про кабана.

Мы видим героев, которые были в сказке.

Поднимают руки.

Отмечают героев сказки по содержанию.

О животных.

Предположение детей:

звери разговаривают, помещаются в рукавичку.

Украинская народная сказка.

На сказку «Теремок».

Героями, теремок звери просились жить и в рукавичку.

Это русская народная сказка.

Предметные:

- перечислять признаки сказки;

Личностные:

-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

познавательные:

- логические умения – проводить соответствие.

коммуникативные:

-отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

-оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций;

-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Первичная проверка понимания новых знаний.

Мы прочитаем эту сказку, но перед тем, как приступить к чтению сказки, давайте проведем речевую разминку.

Я вам покажу упражнение, затем по моему сигналу будем его выполнять.

1. Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.

Представьте, что вы укололи пальчик, нужно подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).

2. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы. Вытянуть губы узкой трубочкой

Закончили упражнение.

 В сказке встречаются длинные слова, мы их сейчас с вами прочитаем.

Чтение трудных слов.

Прочитайте слова, на экране, сначала по слогам, а потом целыми словами. Сначала каждый про себя, затем вместе хором.

Об-ро-нил – обронил

Что это слово обозначает? (уронил)

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

Кого называют так?

Спра-ши-ва-ет – спрашивает

По-бе-гай-ка  побегайка

Кого так называют?

Сест-рич-ка – сестричка

Бре-дет – бредет

Что обозначает это слово?

Не по-вер-нуть-ся – не повернуться

Под-хо-дит – подходит

Ра-зо-рве-тся – разорвется

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся – пошевеливается

Вторичное чтение сказки

Теперь мы готовы к чтению сказки, читать будем по очереди, остальные следят глазками.

Скажите, вам встретились еще слова, значение, которых вам не понятно?

Врассыпную – в разные стороны.

Давайте проверим, как вы поняли сказку: ,

Кто обронил рукавичку?

Кто первым стал жить в рукавичке?

Кто поселился в рукавичке после зайца?

Пустили ли звери в рукавичку медведя?

Кто чуть не разорвал рукавичку?

Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленькой рукавичке?

Физкультминутка.

У меня для вас есть задание, которое вы будите выполнять в паре.

Задание называется «верно – неверно».

Я вам раздам карточки, на них написаны высказывания. Вам нужно прочитать высказывание, и подчеркнуть красным карандашом те высказывания, которые на ваш взгляд являются верными. Но прежде чем приступить к заданию, нарисуйте на своей карточке волшебную линеечку.

Скажите, что мы можем проверить, выполнив это задание?

Всем понятно задание?

Приступайте к выполнению.

Карточка 1

• «Рукавичка» - русская народная сказка.  (украинская)

•Шёл дед с собачкой лесом.

• Первой увидела рукавичку мышка-поскребушка.

• После лягушки в рукавичку попросился зайчик

• После волка в рукавичку спрятался медведь  (кабан)

• После медведя в рукавичку спряталась собачка. (Она стала гавкать на зверей.)

• Дед пришёл и забрал рукавичку. (Да)

Кто готов работать со мной?

Вызывает пару к доске.

Подчеркните те высказывания, которые на ваш взгляд являются верными.

Ребята, давайте проверим.

Вернемся к нашей линеечке.

У кого все высказывания подчеркнуты верно, ставим крестик на вверху линеечки.

У кого два высказывания подчеркнуты верно, ставят крестик посередине линеечки.

У кого меньше двух ставят крестик внизу волшебной линеечки.

Дополнительное задание.

Предлагаю поиграть в игру «Доскажи второе имя».

Сейчас я вам раздам карточки, на которых первый столбик- герои сказки, второй столбик- прозвища героев. Вам нужно стрелочкой соединить героя со своим прозвищем. Это задание будете выполнять в паре, после чего проверим все вместе.

Первого героя разберем вместе: мышка-…

Какое прозвище у мышки в сказках?

Что ей больше подходит?

Соединяем стрелочкой.

Всем понятно, как выполнять задание?

Продолжайте выполнение задания самостоятельно.

Карточка 2.

Мышка поскребушка

Лисичка сестричка

Кабан клыкан

Волчок серый бочок

Лягушка попрыгушка

Медведюшка батюшка

Зайчик побегайчик

Покажите готовность работать дальше.

Кто выполнил задание?

(Выбирает учащегося, вызывает к доске).

Покажи, как ты соединил героев с прозвищами.

Ребята у всех так? У кого по-другому?

Выполняют речевую разминку.

Это слово обозначает «уронил».

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

Лягушку.

Спра-ши-ва-ет – спрашивает

По-бе-гай-ка  побегайка

Зайца.

Сест-рич-ка – сестричка

Бре-дет – бредет

Бредет – идет медленно, с трудом.

Не по-вер-нуть-ся – не повернуться

Под-хо-дит – подходит

Ра-зо-рве-тся – разорвется

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся – пошевеливается

Врассыпную.

Наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.

Рисуют волшебную линеечку.

Мы можем проверить, как хорошо мы знаем содержание сказки.

Выполняют задание на карточках.

Поднимают руки пары, которые выполнили задание.

Выходят к доске, подчеркивают верные высказывания.

Проверяют, отмечают верные высказывания «+».

Отмечают на волшебной линеечке.

Поскребушка.

Поднимают руки учащиеся, которые выполнили задание.

Соединяет героев с прозвищами.

Показывают свое согласие\несогласие.

Предметные:

-отличать верное высказывание от неверного.

- совершенствование навыка чтения;

- развивать умение смыслового чтения.

Личностные:

-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

коммуникативные:

- договариваться, приходить к общему решению работая в паре;

-отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

-оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций;

-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

регулятивные:

- определяет критерий для оценивания, осуществляет проверку по образцу, оценивает результат работы по шкале.

Первичное закрепление.

Скажите, для чего мы читаем сказки?

А мы можем сказать, что сказки нас чему-то учат?

А сказка «Рукавичка» учит чему?

Что было бы, если звери оказались жестокими и не пускали всех в рукавичку?

Я вам приготовила пословицы (слайд ) Прочитайте их про себя.

Выбирает учащегося, который прочитает пословицы вслух.

Скажите, какая из этих пословиц подходит нашей сказке? Почему?

Не учись разрушать, а учись строить.

Дружба и братство –  дороже богатства.

Сказка «Рукавичка» учит доброте, дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь и т.д.

Звери бы замерзли.

Читают пословицы.

Ответы детей.

Предметные:

- определять главную мысль текста;

- соотносить главную мысль сказки и пословицу.

познавательные:

- логические умения – проводить соответствие.

коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций;

-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные:

- имеет представление об общих нравственных категориях.

Итог урока. Рефлексия.

Подведем итог.

Вспомните, какая тема нашего урока?

Как мы сказку изучали?

Чему она нас учит?

Какую пословицу можно к ней привести?

Продолжите фразу:

На уроке я узнал…

Мне понравилось…

После урока мне захотелось…

Тема урока: украинская народная сказка «Рукавичка».

Доброте, дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь.

Дружба и братство –  дороже богатства.

познавательные:

- анализировать свою работу на уроке.

коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций;

-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

регулятивные:

- проводить деятельностную и эмоциональную рефлексию.

Комментарии
Комментариев пока нет.