Урок литературы в 6 классе на тему «В. Бианки "Апрель"»

4
0
Материал опубликован 24 February 2018 в группе

6 класс

Тема урока: В Бианки «Апрель».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: -формирование умений и навыков выразительного чтения, осмысленного пересказа, умения кратко определять основную мысль, давать полные ответы на вопросы, развитие связной речи;

- коррекция логического мышления и восприятия явлений природы на основе упражнений в анализе и синтезе;

-воспитание интереса и любви к чтению, бережного отношение к природе, стремления понимать и принимать окружающий мир, воспринимать себя как часть природы.

Оборудование: ММО, презентация, книга В.Бианки «Лесная газета, картина И. Левитана «Весна. Большая вода», аудиозапись М.Глинки «Жаворонок», видеофильм о весне, кроссворд, пословицы о весне.

Ход урока:

Организационный момент.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас на новый урок.

Ждёт нас сегодня работа важная:

Что знаем, будем повторять,

Что забыли – будем вспоминать.

Посмотрите в окно.

Весна всему свой голос дарит

- Воде, листве, земле - всему:

Деревьям в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Всё началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Проверка домашнего задания.

Упражнение на развитие аналитического мышления

Упражнение на развитие мышления

Упражнения для развития внимания

Коррекционные упражнения:

(Найдите лишнее слово):

Декабрь, март, январь, февраль.

Яблоко, подснежник, фиалка, первоцвет.

Грачи, жаворонки, журавли, курицы.

Выберите слова из группы слов:

. (Закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить полученную фразу целиком).

В весеннем лесу дышится ……… и свободно (легко, тяжело)

Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят …… (жаворонки, вороны, журавли).

В канавах, весело журча и пенясь, бежит …… вода. (чистая, грязная, прозрачная)

В ветках и стебельках движется ……….. сок. ( старый, густой, свежий)

3. Разделите слова, которые «склеились»:

СНЕГВОДАДЕРЕВЬЯЖАВОРОНОКПОЧКИВОЗДУХ

Развитие слухового восприятия на основе упражнений в узнавании

. 1. Вступительное слово. Сообщение темы.

- Скажите, какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы, отгадывая загадки:

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад.

Заглянул к нам месяц ... (Март)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

- Скажите, пожалуйста, какие природные явления могут служить символами каждого весеннего месяца:

Март – сосульки и первые проталины;

Апрель - прилет птиц, освобождение водоемов ото льда.

Май - появление цветов, листьев.

- Сегодня мы будем говорить об апреле. Это месяц контрастов, когда яркое солнышко сменяется моросящим дождем, когда начинается капель, но в лесу еще лежит снег (и может лежать до самого мая), когда из-под снега уже пробивается зеленая травка, цветут подснежники, а иногда снова начинается снегопад. Не зря даже народные приметы апреля в большинстве своем связаны с погодой в этот весенний месяц.

Апрельский цветок ломает снежок.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

V. Первичное усвоение учебного материала.

1. В течение учебного года мы уже изучали рассказы из книги Виталия Валентиновича Бианки «Лесная газета», в которой описаны 12 месяцев.

Сегодня мы поговорим об одной странице «Лесной газеты» под названием «Апрель».

Чтение рассказа «Апрель».

Беседа по содержанию текста.

-Кто какие отличия заметил, услышал? (В апреле весна делает свое второе дело - освобождает водоемы ото льда; прилетают первые перелетные птицы-грачи изготавливаются домики для птиц- скворечники, дуплянки; начинается сокодвижение).

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

Словарная работа:

Сулит - апрель тепло обещает.

Стан – (Рыба со стану, рыба с места стоянки, с места зимовки).

Гнет - тяжесть, (тяжесть льда)

Вешние - весенние потоки.

Пестрины (пестреть)- разноцветье.

Коррекция восприятия нового материала, развивать умение аргументировать ответы с помощью схемы

VI. Осознание и осмысление учебного материала.

1. Чтение обучающимися рассказа.

2. Вопросы и задания по содержанию. Кластер.

- Как в народе называют апрель? (Зажги снега).

- Как вы думаете, почему? (Зажги – растопи. В этом месяце обильно тает снег).

- Как об апреле говорят? Прочитайте. (Апрель спит, да дует, тепло сулит, а ты гляди: что то еще будет.)

- Почему так говорят? (В апреле погода меняется, в начале месяца снег лежит, а в конце месяца появляются первые цветы) Погода-изменчивая.

- Какое второе дело выполняет весна в апреле? (Освобождает из – подо льда воду) Вода - освобождается от льда.

-Что происходит в апреле с землей? Прочитайте.

(Напоенная вешней водой, теплыми дождями земля надевает зеленое платье, с пестринами нежных подснежников) Земля - расцветают цветы.

-Что происходит в апреле с деревьями? (Лес стоит еще голый, но началось движение сока в деревьях, наливаются почки.) Деревья - наливаются почки.

Вывод: Апрель-весна воды.- Как называют апрель в народе?

- Почему в апреле весна выполняет своё второе дело? А какое первое?

- Что происходит в природе?

VII. Физминутка.

Развитие умения делать выводы, находить главную мысль

VIII. Систематизация знаний и умений.

Определение основной мысли рассказа

Началось движение в природе.

(Просмотр и прослушивание ролика под музыку М.Глинки)

Коррекция зрительного восприятия.

Развитие навыков наблюдения.

Работа по сюжетной картине.

Не только музыканты воспевали это прекрасное время года. Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, он написал картину, которая называется - "Весна. Большая вода". В картине отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья. Давайте внимательно рассмотрим картину Исаака Левитана «Весна. Большая вода».

- Как вы думаете, почему она так называется? Она изображает весеннее половодье.

- Какая пора весны изображена на ней?

Составление связного рассказа.

Начните так:

«На картине изображён ясный весенний день…..». Используйте слова и словосочетания из текста.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

IX. Применение знаний и умений.

Существуют народные приметы апреля:

Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.

Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

Объясните смысл пословиц:

Март с грозой – апрель с водой.

Апрель с водой - май с травой.

Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.

 

 

А

     

С

П

   

Г

К

Р

 

С

Р

В

Е

С

Н

А

О

Л

Е

Е

Ч

Р

Ь

В

Г

 

Е

       

Ц

       
Кроссворд

 

1.Звонко-звонко распеваю,

Воротившись с юга в срок.

А вот песни занимаю

Даже-даже у сорок.

2. В …. земля преет.(апреле)

3.Если его не провести вовремя, можно остаться без пшеницы.

4. Зимой его бывает очень много

5.Чёрен я пером отроду,

И на радость свекловодам

Долгоносиков ловлю.

6.Время года, которому каждый рад

XI. Домашнее задание: с. 162 выразительно читать.

XII. Подведение итогов.


В.Бианки. "Апрель"
PPTX / 53.49 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.