Урок литературного чтения, 2 класс. И. А. Бунин "Матери"
Презентация к уроку.И.А. Бунин "Матери"PPTX / 273.87 Кб
/data/files/b1742969228.pptx (Презентация к уроку.И.А. Бунин "Матери")
Карточки для повторенияDOCX / 10.71 Кб
/data/files/c1742969320.docx (Карточки для повторения)
Карточки для рефлексии. Пословицы.DOCX / 10.4 Кб
/data/files/p1742969462.docx (Карточки для рефлексии. Пословицы.)Урок литературного чтения (2 класс)
Тема: И верой в счастье очаруешь… И. А.Бунин «Матери»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: Познакомить учащихся со стихотворением; продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения, над развитием умения чтением передавать настроение и чувства автора, над формированием личностного отношения к миру (мир детства, любовь и роль матери) на основе анализа литературного произведения.
Планируемые результаты:
ПРЕДМЕТНЫЕ: уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение выразительно; определять тему и идею произведения через понимание авторской позиции и высказывание своего отношения к ней; выделять средства художественной выразительности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: умение самостоятельно ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самоконтроля, самооценки; умение работать индивидуально и в паре; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение вести диалог.
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознавать ценность любви к матери; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение осуществлять эстетическое оценивание предлагаемого материала.
Тип занятия: открытие нового знания
Инновационные технологии: личностно-ориентированная, технология критического мышления, обучение в сотрудничестве.
Материально – технические средства: компьютер, экран, рабочие материалы у учащихся.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Основные понятия: лирический герой, эпитеты.
Методы работы с учащимися: словесные, проблемно-поисковые, наглядные, практические, творческие, самостоятельная работа.
Этап | Содержание | Пояснения |
1. | Организационный этап. (1 мин) Мы старательные, Мы внимательные, Мы отлично учимся, Всё у нас получится! | Дети произносят слова и настраиваются на работу. |
2. | Проверка домашнего задания. (6 мин) - Ребята, работаем в парах. Вспомним правила работы в парах. Узнайте стихотворение. Подготовьтесь прочитать, назвать автора и название произведения. (Бинарное чтение, затем вслух) Зм ндрм злтс,…(Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…») Ещ в плх блет снг, …(Ф.И.Тютчев «Весенние воды») Лса вдл вдне, сне нбс…(А. А. Блок «На лугу») Уж тат снг, бгт рчи… (А.Н.Плещеев «Уж тает снег…» Зм ещ хлпчт… (Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…») Чст нбсн лзр…(А.Н.Плещеев «Уж тает снег…» Всн идт стрнкй… (А. А. Блок «На лугу») - Оцените свою работу Чтение - 1б. Автор – 1 б. Название – 1 б. | Карточки. Работа в парах. Бинарное чтение Слайд 2 Самооценка по эталону (лист самооценки) |
3. | Актуализация. Целеполагание. 4 мин - Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии. - Что мы чувствуем, когда читаем стихи? (Настроение автора) - Мы словно проникаем в душу другого человека, становимся богаче духовно, учимся понимать людей. - Откроем учебник на с. 84. Прочитаем фамилию автора и название произведения. - С какими произведениями И.А. Бунина вы уже встречались на уроках литературного чтения? (даю опорные слова) мёртвое молчанье листика шуршанье зимним холодом ярким пурпуром - Что объединяет все стихи, о которых говорили сегодня? (о природе) - Можем ли мы предположить о чём будет это стихотворение? – Что вам помогло? (заголовок) - Какова же тема? - Это стихотворение о маме, а о чём конкретно пока неизвестно. - Давайте определим цели урока. (Познакомиться со стихотворением. Узнать о чём оно (идею). Научиться выразительно читать и анализировать стихотворение.) | Слайд 3, 4 Портрет. Слайд 5 Опорные слова к стихам «Листопад» «Первый снег» Слайд 6 Предугадывание Тема. Слайд 7 Цель. Слайд 8 Слайд 9 |
4. | Этап усвоения новых знаний. 13 мин 1. Упражнение «Снежный ком» - Прочитайте ключевые слова. спальня очаруешь поцелуешь сладкий сон тёплая кроватка милый голос твой ангел-хранитель над тобой - Какую картину вы представили? (Свою комнату. Мама укладывает тебя спать, желает спокойной ночи.) - Так о чём это стихотворение? (о детстве, о маме) 2. Чтение учителем вслух - Подтвердилось ли ваше предположение? - Какое чувство выразил поэт? (доброе, светлое, ласковое, спокойное, немного грустное) 3.Физминутка Дружно помогаем маме Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд) Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны) Потянулись, Остановились. Хорошо мы потрудились! (Погладили себя по голове) 4. Первичное чтение и анализ произведения. - Прочитайте 1 строфу жужжанием. - Я – это кто? - Что вам показалось знакомым из прочитанного? (спальня, тёплая кроватка, игрушки, мамин голос) - А что немного непонятным, далёким? (лампадка, ангел-хранитель) - Найдите толкование этих слов в толковом словаре (словари на партах) - Найдите эпитеты (тёплую, милый, кроткий) - Как понимаете слово кроткий? 2. – Прочитайте 2 строфу хором за ведущим. - Ты – это о ком? - Как ты понимаешь строчку «верой в счастье очаруешь»? (Мама всегда поддержит, подбодрит, поможет справиться с любыми трудностями.) 3. – Прочитайте 3 строфу про себя. - Ещё раз прочитайте вслух. Как понимаете? Как вы думаете, когда автор пришёл к такому выводу, когда был маленьким или когда стал взрослым? (Когда стал взрослым. Он помнит маму. Мама нужна всем. По словам автора мама - наш ангел-хранитель.) - В каких строчках заключается идея произведения? (Не ты ли ангелом была) 4. Упражнение в чтении. - Прочитайте цепочкой по строчке. - А теперь прыжки через строчку. - А сейчас «Ловушка» - Я помню комнату, лампадку… - И нежный, кроткий голос твой… - Ты вдруг обнимешь, поцелуешь… - Я помню ночь, тепло постели… Физминутка. - Закройте глаза. Подушечками пальцев помассируйте веки. | Динамическое чтение. Слайд 10 Словесное рисование. Чтение без артикуляции за учителем. Физминутка Чтение жужжанием. Сканирование. Работа в со словарём. Слайд 11 Эпитеты. Хором за ведущим. Про себя. Вслух Идея. Чтение по строчке. Через строчку. «Ловушка» Физминутка |
5. | Работа над выразительным чтением 10 мин 1. - Подготовьтесь к выразительному чтению. Пользуйтесь памяткой (подчёркивают слова, расставляют паузы). Подготовьтесь ответить на вопрос: - Зачем Бунин написал это стихотворение? Что он хотел сказать читателям? - На какие слова падает логическое ударение? Проверить по эталону. - С какой интонацией будем читать? – Автору жаль, что пора детства ушла. Мамы видимо уже нет. Стихотворение грустное. Но он радуется, что она была в его жизни. - Какой темп выберем? (плавный, спокойный) 2.- Прочитайте в парах друг другу. - Оцените друг друга. (без ошибок - 5 б, 1-2 ошибки – 4 б., 3 – 4 ошибки – 3 б). 3. – Прочитайте вслух. – Чьё чтение вам понравилось больше? Почему? –Дайте ответ на поставленный вопрос. ( Через стихотворение передаёт любовь к маме, говорит нам читателям о том, что нужно ценить те моменты в жизни, когда мама с тобой.) | Памятка. Логические ударения. Паузы. Темп. Чтение в парах Взаимооценка |
6 | Рефлексия (3 мин) - Соберите пословицы. Сердце матери а у матери сердце болит. Дитя плачет, других не найдёшь. Жалей отца с матерью, лучше солнца греет. При солнышке тепло, а мать роднее всего. Родных много, а дитя матери. Птица рада весне, а при матери добро. - Оцените свою работу (1- 3 б) - Прибавьте балл, кому я дала фишку (балл от учителя) | Антиципация В группах Слайд 12 Оценивание по эталону Слайд 13 |
7 | Подведение итогов урока. (2 мин) - Какую цель ставили? (Познакомиться, узнать о чём стихотворение, научиться читать выразительно) - Достигли цели? - Оцените свою работу. 12 – 11б – 5 10 – 9 б. – 4 6 – 8 б. – 3 5 б. и ниже – 2 - Продолжите предложение. После урока мне захотелось… | Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 |
8 | Домашнее задание.(1 мин) - Что предполагаете делать дома? Выразительное чтение всем. Другое задание по выбору ( Наизусть, иллюстрация, чтение других стихов Бунина) | По выбору Слайд 17 |