Урок литературного чтения во 2 классе: В.Осеева «Хорошее»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№1» р. п. Куйтун
Урок литературного чтения
2 класс программа «Школа России»
В. Осеева «Хорошее»
Разработчик: Федотова Тамара Николаевна
Тема В. Осеева «Хорошее»
Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Хорошее», составление характеристики главного героя
Задачи:
обучающие:
-Обеспечить полноценное восприятие текста детьми посредством анализа предлагаемого литературного произведения.
-Продолжить работу над формированием навыка критического мышления.
развивающие:
-Развивать речь, обогащать их словарный запас, интеллект, творческие умения для передачи настроения и характера героев, своего отношения к ним.
воспитательные:
-Воспитывать у учащихся чуткость, побуждать добрые чувства, вежливое отношение.
УУД:
Предметные: ориентироваться в тексте произведения, находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе, находить доказательства в тексте, уметь характеризовать героев произведения, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость»
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;
Познавательные: выделять необходимые эпизоды из текста, анализировать характеры и чувства героев; обобщать изученный материал;
Коммуникативные: отвечать на вопросы по содержанию рассказа, обсуждать ответы на вопросы, не конфликтуя, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществление психологической поддержки каждого ученика.
Оборудование: портрет В.Осеевой, демонстрационная таблица «Толстые и тонкие вопросы», шесть разноцветных шляп, солнышко, выставка книг В.А.Осеевой, презентация к уроку, мультимедийное устройство, ноутбук.
Тип урока: усвоение новых знаний
Технология: критического мышления
Приёмы:
выразительное чтение;
прогнозирование по названию;
кластер;
синквейн;
7 шляп
использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
І. Мотивация учебной деятельности учащихся | Литературатурное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих это будет или рассказ, Вы учите их – они учат вас. Прогнозирование - Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, творческим, полезным.) 1. Речевая разминка. Игра «Скороговорка». - Скажите, пожалуйста, над чем нам надо поработать, чтобы речь наша была внятная и разборчивая? - Сейчас мы поиграем в игру «Скороговорка». Вспомним правила работы над скороговоркой Читаем обычным темпом, а потом каждый раз наращивая темп. Я бродил один у горки, собирал скороговорки. 2. Подведение итога речевой разминки. | Слушают Размышляют и отвечают Работа со скороговоркой |
ІІ. Проверка домашнего задания | Составление кластера «В. А. Осеева» (краткая биография писательницы) - А сейчас давайте вспомним основные моменты из биографии Валентины Александровны Осеевой и составим кластер. Помогут вам в составлении опорные слова. Валентина Александрована Осеева родилась в Киеве в 1902 году. Мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет института имени Лысенко в Киеве. Однако всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год Осеева поняла, что её настоящее призвание – воспитывать детей. Она отдала 16 лет этому делу. Первый её рассказ «Гришка». А затем вышла её первая книжка «Рыжий кот». Какое произведение В. Осеевой вы читали дома? По данному произведению вам нужно было составить синквейн. Зачитайте. Пример: уважение воспитанный, внимательный, вежливый помогает, заботится, радует Он доброжелателен к окружающим. Человек. Подведение итога проверки домашнего задания | Составляют кластер по биографии В. А. Осеевой Зачитывание синквейнов, составленных дома по произведению |
III Постановка цели и задач урока. Стадия вызова | - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказами В. А.Осеевой. Прогнозирование - Какую задачу мы поставим перед собой на уроке? Послушайте и сделайте вывод. Когда В.А.Осеева была такой как вы, она любила читать маленькие рассказы. Любила за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила её: - Понравился тебе рассказ? Она ответила: -Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась: - Мало уметь читать, надо уметь думать. С тех пор, прочитав рассказ, она стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. Ей в своей жизни очень это помогло. Когда она повзрослела, написала для ребят короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать. - Ребята, сегодня на уроке будем с вами работать под девизом: «Мало уметь читать, надо уметь думать!» Какие цели урока поставим? – Прочитайте, как оно называется. – О чем может быть рассказ с таким названием? – Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? | Отвечают на вопрос учителя Читают на доске: В.А. Осеева «Хорошее». Рассуждают |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | - Я сейчас послушайте аудио запись рассказа «Хорошее», и подмечайте в нем все хорошее. - Так что же хорошего было в рассказе? Словарная работа - Какое лексическое значение этих слов? Няня - это женщина, занимающаяся уходом, присмотром за ребенком, детьми в семье. Колодец - это укреплённая срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя. Обратите внимание на написание этого слова кОлодец (безударная гласная, которую нужно запомнить) - Давайте правильно прочитаем эти слова из текста: проснулся, хороший, что-нибудь, обиделась, отошла, голова. Обратите внимание на подчёркнутые буквы. Постарайтесь запомнить их написание. | Слушают рассказ Отвечают на вопрос Словарная работа (отвечают, размышляют) |
V. Первичная проверка понимания Стадия осмысления | Приём «Чтение с остановками» -Читать рассказ мы будем с остановками, по смысловым частям. - Как Юра мечтал спасти Трезорку? - Что посоветовала мама сделать Юре? Обсуждение рассказа. Ответы на вопросы. Хорошие ли были мечты у Юры? Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.) В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.) Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра? Хотели бы вы иметь такого друга как Юра? | Чтение и слушание Коллективное иллюстрирование выбранного отрывка Отвечают на вопросы |
физминутка | ||
VI. Первичное закрепление Стадия размышления | Сейчас поработаем в группах. Опираясь на таблицу вам нужно задать «Толстые и тонкие вопросы». Сначала повторим правила работы в группе 1. Чтение по ролям - Сколько действующих лиц в этом рассказе? - Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?” - Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.) - Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно) - А слова, обращенные к сестре, няни и к собаке? (Грубо, резко) 2. Работа над пословицами. Работа в парах. - Прочитайте пословицы на странице 95. Обсудите с соседом их смысл и скажите, какая пословица является основной мыслью этого рассказа. 3. Работа в группах. Приём «Шесть шляп мышления». Белая шляпа. Назовите героев и суть рассказа «Хорошее». Красная шляпа. Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? Жёлтая шляпа. Что вам понравилось больше всего в рассказе «Хорошее»? Чёрная шляпа. Что вам не понравилось в рассказе, было трудным, неясным? Зелёная шляпа. Что бы вы хотели изменить в рассказе? Какое продолжение можно было бы придумать? Синяя шляпа. Зачем был написан этот рассказ? Чему он учит? Повторим правила работы в группах | Работа во временных группах Повторение правил работы в группе Дети самостоятельно задают вопросы. Чтение по ролям Работа с пословицами Работа в группах |
VІІ. Итог урока | - Над чем же заставили вас задуматься рассказы В.Осеевой? Продолжи предложение. Если бы я был на месте главного героя рассказа … Рассказ учит … Мне бы хотелось … - Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? - Обратите внимание на выставку книг. У них один автор – Осеева. Она написала много произведений. Можно ли по обложке догадаться, о чём они? С этим автором и его произведениями мы встретимся и не раз. - Скажите какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день? | Отвечают на вопросы Рассматривают выставку книг |
VІІІ. Рефлексия | - Сегодня на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко. (На доске прикреплён круг от солнышка, обучающимся раздаются лучики жёлтого и голубого цветов.) Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Оценивание на протяжении всего урока. | Прикрепляют лучики к солнышку |
IX. Домашнее задание | Предлагаю к следующему уроку прочитать другие произведения В. Осеевой и приготовить по этому рассказу: пересказ, синквейн, отзыв, иллюстрацию или другую творческую работу. | Записывают домашнее задание в дневник |