Урок литературного чтения во 2 классе: В.Осеева «Хорошее»

0
0
Материал опубликован 19 January 2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1» р. п. Куйтун













Урок литературного чтения

2 класс программа «Школа России»


В. Осеева «Хорошее»









Разработчик: Федотова Тамара Николаевна

























Тема В. Осеева «Хорошее»

Цель:  знакомство с рассказом В.Осеевой «Хорошее», составление характеристики главного героя

Задачи:

обучающие:

 -Обеспечить полноценное восприятие текста детьми посредством анализа предлагаемого литературного произведения.

-Продолжить работу над формированием навыка критического мышления.

развивающие:

-Развивать речь, обогащать их словарный запас, интеллект, творческие умения для передачи настроения и характера героев, своего отношения к ним.

воспитательные:

-Воспитывать у учащихся чуткость, побуждать добрые чувства, вежливое отношение.

УУД:

Предметные: ориентироваться в тексте произведения, находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе, находить доказательства в тексте, уметь характеризовать героев произведения, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость»

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;

Познавательные: выделять необходимые эпизоды из текста, анализировать характеры и чувства героев; обобщать изученный материал;

Коммуникативные: отвечать на вопросы по содержанию рассказа, обсуждать ответы на вопросы, не конфликтуя, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществление психологической поддержки каждого ученика.

Оборудование: портрет В.Осеевой, демонстрационная таблица «Толстые и тонкие вопросы», шесть разноцветных шляп, солнышко, выставка книг В.А.Осеевой, презентация к уроку, мультимедийное устройство, ноутбук.

Тип урока: усвоение новых знаний

Технология: критического мышления

Приёмы:

выразительное чтение;

прогнозирование по названию;

кластер;

синквейн;

7 шляп

использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Мотивация учебной деятельности учащихся


Литературатурное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

Прогнозирование - Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, творческим, полезным.)

1. Речевая разминка. Игра «Скороговорка». 

Скажите, пожалуйста, над чем нам надо поработать, чтобы речь наша была внятная и разборчивая?

- Сейчас мы поиграем в игру «Скороговорка».

Вспомним правила работы над скороговоркой

Читаем обычным темпом, а потом каждый раз наращивая темп.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

2. Подведение итога речевой разминки.

Слушают





Размышляют и отвечают




Работа со скороговоркой

ІІ. Проверка домашнего задания


Составление кластера «В. А. Осеева» (краткая биография писательницы) 

- А сейчас давайте вспомним основные моменты из биографии Валентины Александровны Осеевой и составим кластер. Помогут вам в составлении опорные слова.

Валентина Александрована Осеева родилась в Киеве в 1902 году. Мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет института имени Лысенко в Киеве. Однако всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год Осеева поняла, что её настоящее призвание – воспитывать детей. Она отдала 16 лет этому делу. Первый её рассказ «Гришка». А затем вышла её первая книжка «Рыжий кот».

Какое произведение В. Осеевой вы читали дома? По данному произведению вам нужно было составить синквейн. Зачитайте. Пример:

уважение

воспитанный, внимательный, вежливый

помогает, заботится, радует

Он доброжелателен к окружающим.

Человек.

Подведение итога проверки домашнего задания

Составляют кластер по биографии В. А. Осеевой


















Зачитывание синквейнов, составленных дома по произведению

III Постановка цели и задач урока.

Стадия вызова

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказами В. А.Осеевой. 

Прогнозирование 

- Какую задачу мы поставим перед собой на уроке? Послушайте и сделайте вывод.

Когда В.А.Осеева была такой как вы, она любила читать маленькие рассказы. Любила за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила её:

- Понравился тебе рассказ?

Она ответила:

-Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась:

- Мало уметь читать, надо уметь думать.

С тех пор, прочитав рассказ, она стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. Ей в своей жизни очень это помогло.

Когда она повзрослела, написала для ребят короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

- Ребята, сегодня на уроке будем с вами работать под девизом:

«Мало уметь читать, надо уметь думать!» 

Какие цели урока поставим?

Прочитайте, как оно называется.

О чем может быть рассказ с таким названием?

Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?




Отвечают на вопрос учителя























Читают на доске: В.А. Осеева «Хорошее».

Рассуждают

IV. Первичное усвоение новых знаний.


Я сейчас послушайте аудио запись рассказа «Хорошее», и подмечайте в нем все хорошее.

Так что же хорошего было в рассказе?

Словарная работа 

- Какое лексическое значение этих слов?

Няня - это  женщина, занимающаяся уходом, присмотром за ребенком, детьми в семье. 

Колодец - это укреплённая срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя. Обратите внимание на написание этого слова кОлодец (безударная гласная, которую нужно запомнить)

- Давайте правильно прочитаем эти слова из текста:

проснулся, хороший, 

что-нибудьобиделась, отошла, голова.

Обратите внимание на подчёркнутые буквы. Постарайтесь запомнить их написание.

Слушают рассказ



Отвечают на вопрос


Словарная работа (отвечают, размышляют)

V. Первичная проверка понимания

Стадия осмысления

Приём «Чтение с остановками» 

-Читать рассказ мы будем с остановками, по смысловым частям.
Чтение 1 части ( до слов …Обиделась сестрёнка, отошла. Стр. 93-94)
Коллективное рисование иллюстрации к 1 части
-Какой был день, когда проснулся Юра?
- О чём он мечтал?
Чтение 2 части (до слов …Покачала головой няня. Стр.94)
- Как Юра мечтал спасти няню?
Чтение 3 части (до слов …Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. Стр.94)

- Как Юра мечтал спасти Трезорку?
Чтение 4 части (до конца. Стр.94)

- Что посоветовала мама сделать Юре?

Обсуждение рассказа. Ответы на вопросы.

Хорошие ли были мечты у Юры?

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает.

Что сестренка испытывает в этот момент?

А что испытывает няня, Трезорка?

О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра?

Хотели бы вы иметь такого друга как Юра?


Чтение и слушание





Коллективное иллюстрирование выбранного отрывка









Отвечают на вопросы

физминутка

VI. Первичное закрепление

Стадия размышления


Сейчас поработаем в группах. Опираясь на таблицу вам нужно задать «Толстые и тонкие вопросы». Сначала повторим правила работы в группе

1. Чтение по ролям 

- Сколько действующих лиц в этом рассказе?

- Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?”

- Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)

- Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно)

- А слова, обращенные к сестре, няни и к собаке? (Грубо, резко)

2. Работа над пословицами. Работа в парах. 

- Прочитайте пословицы на странице 95. Обсудите с соседом их смысл и скажите, какая пословица является основной мыслью этого рассказа.

3. Работа в группах. Приём «Шесть шляп мышления». 

Белая шляпа. Назовите героев и суть рассказа «Хорошее».

Красная шляпа. Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

Жёлтая шляпа. Что вам понравилось больше всего в рассказе «Хорошее»?

Чёрная шляпа. Что вам не понравилось в рассказе, было трудным, неясным?

Зелёная шляпа. Что бы вы хотели изменить в рассказе?

Какое продолжение можно было бы придумать?

Синяя шляпа. Зачем был написан этот рассказ? Чему он учит?

Повторим правила работы в группах

Работа во временных группах

Повторение правил работы в группе

Дети самостоятельно задают вопросы.









Чтение по ролям


Работа с пословицами






Работа в группах

















VІІ. Итог урока


- Над чем же заставили вас задуматься рассказы В.Осеевой?

Продолжи предложение.

Если бы я был на месте главного героя рассказа …

Рассказ учит …

Мне бы хотелось …

- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой?

- Обратите внимание на выставку книг. У них один автор – Осеева. Она написала много произведений. Можно ли по обложке догадаться, о чём они? С этим автором и его произведениями мы встретимся и не раз.

- Скажите какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

Отвечают на вопросы








Рассматривают выставку книг



VІІІ. Рефлексия 


- Сегодня на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.

(На доске прикреплён круг от солнышка, обучающимся раздаются лучики жёлтого и голубого цветов.)

Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. 

Оценивание на протяжении всего урока.

Прикрепляют лучики к солнышку

IX. Домашнее задание 


Предлагаю к следующему уроку прочитать другие произведения В. Осеевой и приготовить по этому рассказу: пересказ, синквейн, отзыв, иллюстрацию или другую творческую работу.

Записывают домашнее задание в дневник



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.