Урок литературного чтения «В.А.Осеева «Три товарища»» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок литературного чтения
Тема: «В.А.Осеева « Три товарища»
Цель: формирование представления обучающихся о дружбе.
Задачи:
- обучающие:
совершенствовать умение анализировать текст;
закреплять умение выстраивать цепь событий;
совершенствовать навык выразительного чтения;
учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков;
- развивающие:
развивать умение эмоционально воспринимать текст,
выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;
развивать критическое мышление;
-воспитывающие:
воспитывать интерес к чтению;
воспитывать желание быть лучше, добрее, доброжелательнее;
учить анализировать своё поведение через поступки литературных героев.
Оборудование: мультимедиа аппаратура, 5 конвертов с пословицами, дерево предсказаний, плакаты, фломастеры, тексты для каждого ученика.
Технология: ИКТ, РКМЧП, здоровьесберегающая, технология продуктивного чтения, проблемно-диалоговая.
Приёмы: прогнозирование (дерево предсказаний), кластер, чтение с остановками, синквейн, лего-чтение.
Методы:
- по виду источника информации: словесные, практические, наглядные;
- по виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа с эпизодами), лего-чтение; проблемно-поисковый метод (при выстраивании отрывков по порядку; сборе пословиц)
Формы познавательной деятельности:
-групповая,
-общеклассная,
-индивидуальная.
Средства обучения: наглядные, технические, дидактические.
Ход урока.
I Организационный момент. Психологический настрой.
С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!
Философы мои, добрый день! Какое у вас настроение?
II Вызов.
Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи. Послушайте, пожалуйста , и скажите о чем она?
Притча
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
«Мама, что это за птицы?»- спросил он.
«Наши друзья», - ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
Ай-ай! Они украли у нас еду!
Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычей с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
- О чем эта притча? (о дружбе, о помощи)
- Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
- А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?
- Какова тема нашего урока? Слайд 1 Жизнь дана на добрые дела
Если мы заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова, то найдём, что
Слайд 2 дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.
-Как вы понимаете:
- на взаимном доверии (нет никаких тайн друг от друга),
- привязанности (преданность, симпатия),
- общность интересов (одни и те же интересы)
Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева. Слайд 3
Валентина Александровна Осеева-Хмелёва – одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких детей.
Она родилась 15 апреля 1902г. в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми.
В.Осеева вспоминает: «Когда я была такой же как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков. А иногда о своих собственных.
Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вас много коротких рассказов. Чтобы вам было легче научиться читать и думать. Слайд 4 Обратите внимание на выставку книг В.Осеевой. Здесь вы можете увидеть такие книги как: «Динка», «Динка прощается с детством», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово» и т.д.
Сегодня мы познакомимся с произведением «Три товарища».
- Как вы думаете о чем будет идти речь в рассказе? Ваши прогнозы я буду записывать на дерево предсказаний.
- Как вы думаете кто эти мальчики? (герои рассказа, товарищи, друзья).
-Кого можно назвать другом, товарищем? Обсудите в группе и составьте кластер. (Каждая группа зачитывает свой кластер).
III Физминутка Слайд 5
IV Осмысление
Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения, познакомимся с героями произведения.
Первичное чтение с остановками
- Как вы думаете, чем закончилась эта история? (мальчики поделились завтраком; Витя нашёл свой завтрак - на дерево предсказаний)
Дочитайте отрывок. Сравните свои предположения. Что вас удивило? (Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей).
- Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
- Почему автор назвал текст «Три товарища»? (заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг).
-Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.
Лего-чтение
Ребята, вы любите играть в лего? Это всегда увлекательно. А ведь чтение тоже похоже на игру в конструктор: из букв складываются слова, из слов – предложения, а из предложений – текст. Лего состоит из множества частей, из которых что-то собирается и складывается, вставляя в недостающую конструкцию.
В рассказе пропущены слова. Их надо вставить. Слайд 6
(Пропущенные слова: завтрак, ребята, в сторонке, спросил, потерял, сказал, белого, далеко, отвернулся, нёс, класть, спросил, протянул, ешь)
Каких слов больше? Слов, которые обозначают действия или предметы?
Конструктор
Восстанови разрушенный текст. Поставь фрагменты в нужном порядке. Слайд 7
Путаница
Слева перечислены имена мальчиков, а справа то, что каждый из них сделал. Но их действия перепутаны. Соедини стрелочками героев и их поступки.
Коля поделился бутербродом
Миша дал совет
Володя выразил сочувствие
Витя потерял завтрак
Посмотрите, в одной и той же ситуации трое ребят поступили по-разному: один дал совет, другой посочувствовал, третий поделился завтраком. Как ещё по-другому могли поступить мальчики?
Чей поступок тебе больше понравился и почему?
Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова? Прочитай.
Какие слова подсказывают, что Володя был расстроен? Прочитай.
V Рефлексия
Как бы ты поступил в такой ситуации?
Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте продолжение рассказа.
Игра «Собери пословицу»
В народе сложено много пословиц о дружбе. Рассыпанные пословицы соберите (работа в группах).
VI Итог урока
Итак, какова тема нашего урока?
Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?
Что значит быть хорошим другом?
Синквейн
Составим синквейн своё понимание слова слова друг. Слайд 8
Друг.
Верный, надёжный.
Поможет, поддержит, подскажет.
Не бросит в беде одного.
Товарищ.
Чему учит нас этот рассказ? ( Произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих отношениях).
Законы дружбы
Составим законы дружбы. Слайд 9
«Лесенка успеха»
Оцените свою работу на уроке сами. Слайд 10
Молодцы! Спасибо за урок!
презентация "В.Осеева "Три товарища"
PPT / 4.24 Мб