Урок литературного чтения «В.А.Осеева «Три товарища»» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 4 March 2017

Пояснительная записка к презентации

Урок литературного чтения

Тема: «В.А.Осеева « Три товарища»

Цель: формирование представления обучающихся о дружбе.

Задачи:

- обучающие:

совершенствовать умение анализировать текст;

закреплять умение выстраивать цепь событий;

совершенствовать навык выразительного чтения;

учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков;

- развивающие:

развивать умение эмоционально воспринимать текст,

выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;

развивать критическое мышление;

-воспитывающие:

воспитывать интерес к чтению;

воспитывать желание быть лучше, добрее, доброжелательнее;

учить анализировать своё поведение через поступки литературных героев.

Оборудование: мультимедиа аппаратура, 5 конвертов с пословицами, дерево предсказаний, плакаты, фломастеры, тексты для каждого ученика.

Технология: ИКТ, РКМЧП, здоровьесберегающая, технология продуктивного чтения, проблемно-диалоговая.

Приёмы: прогнозирование (дерево предсказаний), кластер, чтение с остановками, синквейн, лего-чтение.

Методы:

- по виду источника информации: словесные, практические, наглядные;

- по виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа с эпизодами), лего-чтение; проблемно-поисковый метод (при выстраивании отрывков по порядку; сборе пословиц)

Формы познавательной деятельности:

-групповая,

-общеклассная,

-индивидуальная.

Средства обучения: наглядные, технические, дидактические.


Ход урока.

I Организационный момент. Психологический настрой.

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить!

Философы мои, добрый день! Какое у вас настроение?

II Вызов.

Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи. Послушайте, пожалуйста , и скажите о чем она?

Притча

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

«Мама, что это за птицы?»- спросил он.

«Наши друзья», - ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

Ай-ай! Они украли у нас еду!

Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычей с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

- О чем эта притча? (о дружбе, о помощи)

- Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?

- А зачем человеку друг?

- Кто может быть вашим другом?

- Какова тема нашего урока? Слайд 1 Жизнь дана на добрые дела

Если мы заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова, то найдём, что

Слайд 2 дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.

-Как вы понимаете:

- на взаимном доверии (нет никаких тайн друг от друга),

- привязанности (преданность, симпатия),

- общность интересов (одни и те же интересы)

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева. Слайд 3

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва – одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких детей.

Она родилась 15 апреля 1902г. в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

В.Осеева вспоминает: «Когда я была такой же как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков. А иногда о своих собственных.

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вас много коротких рассказов. Чтобы вам было легче научиться читать и думать. Слайд 4 Обратите внимание на выставку книг В.Осеевой. Здесь вы можете увидеть такие книги как: «Динка», «Динка прощается с детством», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово» и т.д.

Сегодня мы познакомимся с произведением «Три товарища».

- Как вы думаете о чем будет идти речь в рассказе? Ваши прогнозы я буду записывать на дерево предсказаний.

- Как вы думаете кто эти мальчики? (герои рассказа, товарищи, друзья).

-Кого можно назвать другом, товарищем? Обсудите в группе и составьте кластер. (Каждая группа зачитывает свой кластер).

III Физминутка Слайд 5

IV Осмысление

Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения, познакомимся с героями произведения.

Первичное чтение с остановками

- Как вы думаете, чем закончилась эта история? (мальчики поделились завтраком; Витя нашёл свой завтрак - на дерево предсказаний)

Дочитайте отрывок. Сравните свои предположения. Что вас удивило? (Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей).

- Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

- Почему автор назвал текст «Три товарища»? (заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг).

-Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.

Лего-чтение

Ребята, вы любите играть в лего? Это всегда увлекательно. А ведь чтение тоже похоже на игру в конструктор: из букв складываются слова, из слов – предложения, а из предложений – текст. Лего состоит из множества частей, из которых что-то собирается и складывается, вставляя в недостающую конструкцию.

В рассказе пропущены слова. Их надо вставить. Слайд 6

(Пропущенные слова: завтрак, ребята, в сторонке, спросил, потерял, сказал, белого, далеко, отвернулся, нёс, класть, спросил, протянул, ешь)

Каких слов больше? Слов, которые обозначают действия или предметы?

Конструктор

Восстанови разрушенный текст. Поставь фрагменты в нужном порядке. Слайд 7

Путаница

Слева перечислены имена мальчиков, а справа то, что каждый из них сделал. Но их действия перепутаны. Соедини стрелочками героев и их поступки.

Коля поделился бутербродом

Миша дал совет

Володя выразил сочувствие

Витя потерял завтрак

Посмотрите, в одной и той же ситуации трое ребят поступили по-разному: один дал совет, другой посочувствовал, третий поделился завтраком. Как ещё по-другому могли поступить мальчики?

Чей поступок тебе больше понравился и почему?

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова? Прочитай.

Какие слова подсказывают, что Володя был расстроен? Прочитай.

V Рефлексия

Как бы ты поступил в такой ситуации?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте продолжение рассказа.

Игра «Собери пословицу»

В народе сложено много пословиц о дружбе. Рассыпанные пословицы соберите (работа в группах).

VI Итог урока

Итак, какова тема нашего урока?

Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

Что значит быть хорошим другом?

Синквейн

Составим синквейн своё понимание слова слова друг. Слайд 8

Друг.

Верный, надёжный.

Поможет, поддержит, подскажет.

Не бросит в беде одного.

Товарищ.

Чему учит нас этот рассказ? ( Произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих отношениях).

Законы дружбы

Составим законы дружбы. Слайд 9

«Лесенка успеха»

Оцените свою работу на уроке сами. Слайд 10

Молодцы! Спасибо за урок!
презентация "В.Осеева "Три товарища"
PPT / 4.24 Мб

Предварительный просмотр презентации

Литературное чтение Жизнь дана на добрые дела

Литературное чтение Жизнь дана на добрые дела

ДРУЖБА близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. С.И.Ожегов

Валентина Александровна Осеева (1902-1969) Валентина Александровна – добрая и честная, смелая и благородная, любящая детей учительница, которая сочиняла сказки, стихи, рассказы для своих питомцев.

Книги В. А. Осеевой

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

Вставь пропущенные слова Завтрак, ребята, в сторонке, спросил, потерял, сказал, белого, далеко, отвернулся, нёс, класть, разломил, протянул, ешь.

- А ты где его потерял? - спросил Миша. - Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся. Почему ты не ешь? - спросил его Коля. - Завтрак потерял... - Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь! Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще!

1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Слово-предмет. (Кто? Что?) 2 слова Слова-признаки. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Слова-действия. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Слово-предмет. (Кто? Что?)

Законы дружбы 1. Один за всех и все за одного. 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. 3. Радуйтесь вместе с друзьями. 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. 5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний. 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. 7. Старый друг лучше новых двух.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.