Самоопределение к деятельности 1.Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
| Добрый день, дорогие ребята! В добрый день и в добрый час, Очень рада видеть вас! Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!
Желаю счастья и добра Всем детям с самого утра! - А чего вы хотите пожелать себе и своим товарищам?
- Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку? - Посмотрите на рабочее место своего соседа. Все ли хорошо? |
Реакция на учителя, внимание.
| Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные: согласовывать действия с партнёром
|
Актуализация знаний, постановка учебной задачи 1.Общая установка на урок. Проверка Д.з.
2. Постановка учебной задачи.
«Открытие» темы урока
| -Прочитайте пословицы. («про себя», шепотом, вполголоса). Не мил и свет, когда друга нет. Добрый человек в добре проживет век. -К какому разделу учебника можно отнести данные пословицы?
- Какой же он «Мой друг», давайте прочитаем какими качествами должен с вашей точки зрения должен обладать настоящий друг У нас с вами получился «цветок дружбы».
Посмотрите компьютерную зарисовку. Ваша задача- определить тему увиденного. Видео- приложение: «Лишь другая колыбельная» (запуск осуществляется при помощи проигрывателя Windows Media, либо – Media Player Classic - Homecinema);
-Какова тема данного сюжета? Соберем КОРЗИНУ ИДЕЙ. Докажите свой выбор.
-Можем определить тему урока?
-Как вы думаете, кто из писателей мог написать произведение с таким названием?
Прочитайте фамилию автора, выбрав буквы русского алфавита. NВDАHЛJЕKНYТRИНА ОJСWЕQЕVВGА
Перед вами фотографии трёх женщин. Ваша задача -указать при помощи сигнального блокнота номер фотографии, на которой находится портрет Валентины Александровны Осеевой
- Что вы знаете о жизни и творчестве этой писательницы? В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи». -В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами: "Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нем не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать". -Читать вы все умеете. Будем учиться думать о том, что вы читаете.
Поиграем? Я вам покажу сюжетную картинку, а вы назовете произведения Валентины Осеевой. | Настрой на работу. Чтение.
- Я и мои друзья.
Читают, прикрепляют на доску в виде цветка (Д.З. кластеры «Мой друг») - готов помочь в беде; - умеет хранить тайну; - добрый, чуткий, милосердный человек; - тот, кто посочувствует; - верный и преданный; - честный. - милосердный человек
Зрительное восприятие
Запись темы на индивидуальных листах, с отправкой в «КОРЗИНУ ИДЕЙ». Выбор самого подходящего названия.
«ХОРОШЕЕ»
Выслушиваются мнения учащихся ( В.Маяковский, Н.Носов, А.Барто, Л.Н.Толстой, В.Драгунский, В.Осеева,..- авторы, которые писали произведения о детях и их поступках.)
Анализ и конкретизация данных с указанием номера фотографии В. А. Осеевой(3)
Ответы учащихся
Восприятие
Принятие целевой установки
Воспроизведение названия произведения. «Синие листья», «Плохо», «Добрая хозяюшка» | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста
Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении увиденного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: - уметь работать со словарем.
Познавательные: - уметь выделять существенную информацию; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
|
«Открытие» нового знания 1.Работа с текстом до чтения
| Продолжим знакомиться с творчеством В. Осеевой. Откройте учебник на стр. 93 - Как называется этот рассказ? -Посмотрите на иллюстрации к тексту, предположите, о чем или о ком будет идти в нем речь? (дерево предположений)
| По названию и иллюстрациям определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста. -О девочке и мальчике, о собачке, их жизни.
| Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
2.Работа с текстом
Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.
Физминутка.
Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение, работа по тексту
Работа в группах. Заполнение кластеров и обмен мнениями.
| Учитель читает текст Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: — Погуляй со мной, Юра! 1 остановка -Предположите, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут: — Убери посуду, Юрочка. 2 остановка -Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!» 3 остановка -Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке? — Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: — Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове: 4 остановка -Как вы думаете, что ответила мама Юре?
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору. -Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец? Какой это рассказ — веселый или грустный?
-Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
Ребята, прочитайте текст, отметьте карандашом о чём мечтал Юра? Кроме этого, подчеркните слова, лексическое значение которых вам не понятно.
(Исследовательская работа по тексту проводится индивидуально.)
- Какие мечты были у Юры? Хорошие ли были мечты у Юры? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что такое «героический»? Кто такой герой? Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? В каком случае можно сделать что-то хорошее? Почему Юра не заметил простых дел? Мог ли мальчик, сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?
Ребята, давайте ответим на вопрос: Какой же был Юра? для этого заполним схему (можно пользоваться словарем характеристик) -Хотели бы вы иметь такого друга как Юра? - Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.
| Восприятие текста. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Слушание
Прогнозирование развития действий
Прогнозирование развития действий
Прогнозирование развития действий
Прогнозирование развития действий
Выслушиваются мнения детей
Поиск ответов на поставленные вопросы
Выполняют упражнения под муз. клип «Помогатор».
Читают текст, самостоятельно отмечают в тексте то, о чём мечтал Юра
Выражение своих чувств, мыслей. Анализируют текст. Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.
-Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях
Заполняют кластеры в группе, обмениваются мнениями
| Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
|
Самостоятельная работа
Творческое задание. Чтение по ролям.
| Прочитаем рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно) С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки? Слова Юры мы будем одинаково читать? Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно) А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо) - Ребята, как вы считаете, удалось ли нам, читая по ролям, передать правильную интонацию и настроение героев?
| Юра, няня, Трезор, мама. автор
Дети распределяют роли и готовятся, затем читают текст по ролям
| Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы |
Итог урока.
Рефлексия. | Сегодня мы познакомились еще с одним рассказом В. Осеевой. Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
-На какие же качества человека хотел обратить ваше внимание автор?
Давайте вернемся к нашему дереву предположений. Почему наши предположения оказались неточными?
- О ком мы можем сказать, что он «добрый человек» и почему?
- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?
Мудрым никто не родился, а научился. Жизнь дана на добрые дела. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Вежливости открываются все двери.
- Ребята, а какими вы были сегодня читателями? - Оцените свою работу сигнальными карточками. Оцените своё состояние после урока. Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и покажите соответствующий смайлик. Я уважителен и доброжелателен к людям. | Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. | Мне трудно быть уважительным и вежливым. |
Я готов для всех всегда Делать добрые дела. Совершив такой поступок, Говорю я — да, да, да! Будем старших уважать? -Да! Будем дерево сажать? ---Да! Будем маме помогать? --Да! А братишку одевать? -Да! Позаботимся о кошке? --Да! Птицам мы насыплем крошки? -Да! Позаботимся о друге? ---Да! И цветы польем на клумбе? -Да! Будем добрыми всегда? Кто мне скажет» -Да! Да! Да! | Проявляют внимание к суждениям товарищей, находят и «разгадывают» авторские подсказки в тексте
-Умение совершать хорошие поступки каждый день.
Отвечают на вопросы. - По заголовку мы не смогли точно определить, о чем рассказ. - Только по тексту мы смогли узнать, о чем этот рассказ
Ответ на проблемный вопрос. - Который помогает другим. -Который сопереживает другим, приходит на помощь. -Который помогает от чистого сердца.
Самостоятельное выделение основной идеи текста.
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Дети становятся друг против друга. Когда учитель проговаривает предложение, они одновременно хлопают в ладоши, подняв ладони вверх, говоря при этом «Да».
| Познавательные: - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
|