Урок литературного чтения в 3 классе «И.А. Крылов. Жизненный путь. Краткая биография»

Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель | Кривоногова Марина Эдуардовна |
Класс | 3 |
Автор УМК (программы учебного курса) | Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина |
Тема урока | |
| |
Используемая технология | Технология критического мышления |
Цель: | Познакомить обучающихся с краткой биографией И.А. Крылова: совершенствовать навык чтения; развивать речь учащихся. |
Задачи:
| Стадия вызова. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами Стадия осмысления. Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей. Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему. |
| Познавательные УУД: - формирование умения овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; - формирование умения овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений; - формирование умения поиска информации; - дать возможность для формирования умения осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме; Регулятивные УУД: - формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать собеседника, вести диалог, задавать вопросы; Личностные: - Определение границы собственного знания и незнания |
Ресурсы | Учебник «Литературное чтение. 3 класс, Ч1» [Л.Ф. Климанова и др.], презентация Microsoft Power Point . Экран, мультимедийный проектор. |
Этап урока | Виды работы, формы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. -Доброе утро. Мы продолжаем знакомство с творчеством великих русских писателей. | Организация рабочего места. | Регулятивные: - настрой на познавательную деятельность; - самоконтроль готовности. | |
Стадия вызова | Прием «Корзина идей, понятий, имен» | Активизирует, заинтересовывает, мотивирует учащихся на дальнейшую работу. «Вызывает» уже имеющиеся знания. - Кто из вас «заглянул вперед», и уже знает имя автора, чье творчество мы будем изучать? - С каким литературным жанром связано имя этого автора? - Прежде чем познакомимся с чудесным миром басен Крылова, узнаем немного о самом авторе. Что вам уже известно об авторе? Какие ассоциации связаны с этим именем? (Записывает на доске слова-ассоциации) - А где можно узнать больше об авторе? | Либо сообщают имя автора, либо отгадывают фамилию по появляющимся буквам. Демонстрация знаний. Называют ассоциации по данному вопросу, Высказывают предположения. | Личностные: -определение уровня своих знаний; -формирование стремления к новым знаниям. | |
Сегодня мы будем работать с текстом «Биографическое описание выдающейся личности» СЛАЙД 2. -Все ли слова понятны? -Как энциклопедия объясняет значение слова «биография» СЛАЙД 3 -Вы будете читать биографический текст. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? | Называют незнакомые слова. Формулируют интересующие вопросы, фиксируют их в рабочей тетради. | Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. | |||
Стадия осмысления | | Раздает текст для работы на уроке. -Сейчас вы познакомитесь с текстом, буду очень рада, если вы сможете получить ответы на свои вопросы. А так же надеюсь, что вы сможете узнать много нового и интересного. -Кто получил ответы на свои вопросы. | Читают текст вслух. Высказываются по поводу полученных ответов. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; | |
| Прием «инсерт» | Объясняет правила работы с маркерами. -Ребята, вам предстоит поработать более внимательно с текстом. В своей работе вы будете использовать значки. СЛАЙД 4 V- информация мне знакома +- новая информация ?- непонятная информация, слова. !- информация, которая меня удивила. Проверка работы: 1.работа со словарем. 2.пересказ фрагментов теста, вызвавших удивление. | Читая текст, отмечают маркерами информацию. Пересказ. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; постановка цели, контроль, самооценка. Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию; познавательные: смысловой анализ текста; формирование умения использовать разные виды чтения (ознакомительное, поисковое) текста в соответствии с целями и задачами Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; -формирование умения слушать собеседника. | |
| Прием «да-нет» | -Из текста вы узнали много нового о жизни И.А. Крылова. Давайте проверим, насколько эта информация стала для вас теперь ЗНАНИЕМ. (Высказывания содержат вопросы по тексту, как в прямой форме, так и в косвенной.) -Предлагаю несколько фраз. Вам нужно определить: ложное или истинное это высказывание. Чтобы обозначить свой ответ в тетради, используйте знак «+» для истинных высказываний, знак «0»- для ложных. СЛАЙД 5 1. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. | Анализируют фразы, определяют истинность высказываний. Проверяют свои ответы. | Регулятивные: - принимать учебную задачу и оценивать результаты своей деятельности; | |
| | Много узнали, теперь давайте в галерее знаменитых людей найдем портрет И.А. Крылова, используя метод исключения с опорой на текст. СЛАЙД 6, На слайде портреты: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова( в военной форме), С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, И.А. Крылова. | Исключают портреты, размышляют, высказывают предположения. | Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений; - формирование умения поиска информации; | |
Стадия рефлексии | Прием «Синквейн» | Составление синквейна (групповая работа) Объясняет правила поведения синквейна Слайд 7 | Обсуждают, предлагают, варианты, выбирают более точные слова | Познавательные: -учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы; Коммуникативные: - формирование умения слушать собеседника; -формирование навыков сотрудничества; Личностные: формирование самооценки, самоуважения. |
Приложение 1
И.А. Крылов (1769-1844) - русский поэт - баснописец.
Крылов родился в Москве, в семье военнослужащего, который вскоре после рождения сына, вынужден был отправиться в Оренбург. В осаждённом Оренбурге был голод, продовольствия не хватало даже детям. Отсутствие еды, голод, произвели на ребёнка неизгладимые впечатления, которые давали о себе знать всю последующую жизнь. Проявив мужество во время службы его отец не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Новая работа не приносила большого дохода, семья жила в бедности. Воспитанием сына занималась мать, Марья Алексеевна. Она научила его писать и читать по-русски, а французским языком он занимался вместе с детьми губернатора. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать на уроках французского языка, которые давались их детям. В 1778 году отец умер, финансовое состояние семьи после этого ухудшилось. И мальчику пришлось идти работать писцом. В наследство от отца мальчику достался сундук с книгами. Всё свободное время Иван проводил за чтением.
Денег не хватало ни на что кроме еды. Через 5 лет мать, забрав детей, отправилась в Санкт-Петербург. Иван устроился на работу, получая 25 рублей в год
Около 12 лет Крылов проработал журналистом, изучил типографское дело, издавал журнал - и всё это время усиленно занимался самообразованием. В результате он спокойно мог читать на французском и немецком языках, выучил итальянский, научился рисовать и играть на скрипке. В музыке он так преуспел, что играл квартеты с известными виртуозами. В начале XIX века Крылов работал секретарем у губернатора.
Писать Крылов начал рано. Уже в 14 лет он написал комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Но только к 37 годам Крылов нашёл своё призвание - он стал писать басни, которые прославили его на весь мир. Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. В 1808 г. вышла первая книжка, в которой было 23 басни.
В 1812 г. Иван Андреевич стал работником библиотеки, в которой он проработал 30 лет. Ему очень нравилась работа, спокойная жизнь. Характер у поэта был покладистый: он никогда не с кем не спорил, никого не опровергал. Он был одиноким человеком, жил в квартире при библиотеке и за порядком следить не любил: через открытые окна в его комнату влетали голуби, а он специально разбрасывал для них зёрна. Тучный писатель был известен неуемным аппетитом, даже обжорством, и пристрастием к простой русской пище. Крылов не слишком-то следил за собой, и нередко появлялся на публике непричёсанным, в мятой и несвежей одежде, но на замечания по этому поводу никогда не реагировал. Некоторые странности не помешали Крылову стать членом Российской Академии и получить золотую медаль.
За свою творческую жизни поэт написал 236 басен. Большая их часть придумана им самим, но часть сюжетов перекликается с сюжетами басен Эзопа и Лафонтена. Сохранившиеся оригиналы рукописей показывают, что баснописец иногда писал с орфографическими ошибками.
Имя Крылова известно не только в нашей стране, и далеко за её пределами. Улицы и переулки имени Крылова есть в десятках городов России и стран бывшего СССР.
Памятник в Летнем саду Санкт-Петербурга
Памятник в Твери в сквере Крылова
В Москве у Патриарших прудов установлен памятник Крылову и героям его басен
В Санкт-Петербурге, Ярославле и Омске есть детские библиотеки имени И. А. Крылова.