Урок литературного чтения в 1 классе «Е. Чарушин "Как Никита играл в доктора"»

1
0
Материал опубликован 25 February 2017

Тема. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. УМК "Начальная школа XXI века"

Класс: 1

Тема: Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».

Учитель:Ахметзянова Н. И.

Тип урока: урок изучения и первичного усвоения знаний .

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный.

Цели урока.

1. Образовательные: познакомить с произведением Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора», его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» 1 класс (автор Л. А. Ефросинина), рабочая тетрадь по литературному чтению, компьютер, слайдовая презентация, трёхцветные прямоугольники для самооценивания, смайлики для отражения настроения.

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

Учитель

Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.

Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.

- Итак, начнем наш урок.

-Выберите смайлик и покажите ваше настроение.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей. А тему произведения вы определите сами, выполнив задания.

 

Личностные: самоопределение;

регулятивные: Целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Волшебный мешочек.

Учитель

- Я попрошу вас помочь мне достать предметы из этого мешочка и назвать каждый предмет.

На столе: предметы: бинт, градусник, шприц, пипетка,

Слайд 1

Учитель

- Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти предметы?

Учитель

- Я согласна с вами, эти предметы принадлежат доктору, врачу.

-Назовите самого доброго доктора, героя знаменитой сказки.

-Кто написал эту сказку?

(Ученики выходят по-одному, достают предмет, называют его и кладут на стол)

Айболит

К. Чуковский.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками. Познавательные:

логические - анализ объектов с

целью выделения признаков

3.Постановка учебной

задачи.

Учитель

-Герой рассказа Е. Чарушина тоже мечтает стать доктором. Давайте узнаем имя этого героя.

- На доске развешаны буквы. Прочитайте все буквы, прочитайте среди них имя мальчика.

Н О И Ю К П Т И А

-Правильно! Молодцы!

Юного доктора зовут Никита.

Евгений Иванович Чарушин в своем рассказе поведал нам одну из историй о своем сыне.

-А кого он лечил, мы сейчас узнаем, отгадав загадку:

Этот маленький комок
В дом несётся со всех ног.
Нос наморщил и чихнул,
Папе руку он лизнул.
Я люблю тебя, дружок,
Рыжий, маленький...

-А как звали собаку, о которой пойдет речь, мы узнаем из произведения Е. Чарушина.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей.

 

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Учитель.

(портрет Е. И. Чарушина)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей.

- Посмотрите ребята, перед вами портрет Е. И. Чарушина.

-Откройте Букварь на с.15.

-Как называется рассказ Е. Чарушина?

-Какую цель вы можете поставить на уроке?

- Что вы знаете о писателе?

 

Всю жизнь этот писатель прожил  в окружении животных. Это были друзья писателя. В детстве вместе с мамой мальчик выкармливал уток, лечил зверей. Он помогал ухаживать за козами, кроликами, голубями. Живя рядом с животными, он научился наблюдать за их повадками, поведением. От отца, а он был известным архитектором, мальчик научился рисовать и всё, что наблюдал в природе, обязательно зарисовывал на бумаге. Ко всем своим рассказам писатель сам делал зарисовки( демонстрация книг писателя). Он проиллюстрировал 120 книг о природе и животных

-Послушайте рассказ.

Чтение учителем.

Как Никита играл в доктора


 


 

(В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы.)

(Когда Евгений Чарушин был маленьким, он вместе с мамой выкармливал уток, лечил зверей. Эти животные становились его друзьями.)


 

(Этот человек очень одарённый. Он не только писал рассказы о животных, но и сам рисовал своих героев).

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные-

моделирование, логические -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

коммуникативные –

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5.Первичное закрепление.

- Каким вам показался этот рассказ?

- Кто главные герои?

Физминутка.

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

-В кого играл Никита?

-Кого лечил Никита?

-Как вы думаете можно так играть с собакой? Почему?

-Ребята, как вы понимаете слова:

Хвораете?

Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

Неряха?

Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

Работа над чтением трудных слов

- Для правильности чтения и скорости первый раз читаем по слогам, медленно, второй раз - про себя, третий - целыми словами

Отработка навыков чтения.

1.Зарядка для глаз

Мы налево посмотрели,

Мы направо посмотрели,

Вверх, вниз.

Мы глазами поморгали,

Мы глазами повертели

И работать захотели

2.Чтение хорошо читающими детьми по абзацам.

IX.Анализ произведения (беседа по содержанию с сопровождением выборочного чтения текста)

 

Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?

Прочитайте, как Никита готовился к встрече с больным?

Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?

Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?

Повторное чтение учащимися по абзацам.

-Прочитайте, как Никита лечил Томку, какие процедуры он выполнял?

- А что вас очень сильно удивило в поступках Никиты? Прочитайте?

-А вы бы так поступили? Почему?

-За что Никита рассердился на Томку?

-А как по вашему надо играть?

Закрепление пройденного на уроке.

Беседа на внимание:

- За что ухватил Никита Томку? (за лапу)

- Что сунул под мышку щенку Никита? (градусник)

- Какого цвета был градусник? (синего)

- что делал Томка, когда ему мерили температуру? (барахтался)

- о чём попросил доктор больного? (открыть рот, сказать –а-а-а и высунуть язык)

Чтение хорошо читающими детьми по абзацу.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Ребята, у вас на столах лежат рисунки забавных щенков. Они принесли вам задание-тест. Я буду читать вопрос и предлагать три варианта ответа под буквами а,б,в.

Выберите только один, на ваш взгляд правильный ответ и закрасьте букву красным карандашом.

Тест.

Никита играл в:

А) Доктора Б) Продавца В) Учителя

2. Никита лечил

а) кролика б) щенка в) котенка

3.Никита измерял Томке

а) температуру б) давление

4. Томка:

а) хотел играть б) визжал и кусался в) убежал на улицу

Учитель:

Проверьте свою работу:

(Слайд 2)

�ol>

Никита играл в:

А) Доктора

2. Никита лечил

б) щенка

3.Никита измерял Томке

а) температуру

4. Томка:

б) визжал и кусался

Дети выполняют тест

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения; личностные:

самоопределение.

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Учитель:

-Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

Что больше всего вам понравилось на уроке?

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

- Было ли вам интересно?

- Что хотел сказать Евгений Чарушин, написав это произведение?

Чему научил рассказ? (С животными нельзя играть так же, как с друзьями.)

«Я приучился с детства, – писал Чарушин, – понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне и сейчас как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животных».

- Урок заканчиваем?

- Да!

- Потрудилась детвора.

Мы – хороший, дружный …

- Класс!

- Получилось всё у вас?

- Да!

- Оцените свою работу.

- Покажите своё настроение на смайликах

Теперь, я думаю вы захотите больше узнать о Никите и его четвероногом друге Томке.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
 

- Хотел показать, как интересно наблюдать за животным, что только любящий и наблюдательный человек поймёт своего питомца и даже сны его сможет разгадать.

Получают позитивный настрой от урока.

Показывают смайлики

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование__

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.