Урок литературного чтения в 1 классе «Е. Чарушин "Как Никита играл в доктора"»
Тема. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. УМК "Начальная школа XXI века"
Класс: 1
Тема: Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».
Учитель:Ахметзянова Н. И.
Тип урока: урок изучения и первичного усвоения знаний .
Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный.
Цели урока.
1. Образовательные: познакомить с произведением Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора», его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.
2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
Оборудование: учебник « Литературное чтение» 1 класс (автор Л. А. Ефросинина), рабочая тетрадь по литературному чтению, компьютер, слайдовая презентация, трёхцветные прямоугольники для самооценивания, смайлики для отражения настроения.
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. |
Учитель – Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения. - Итак, начнем наш урок. -Выберите смайлик и покажите ваше настроение. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей. А тему произведения вы определите сами, выполнив задания. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
Волшебный мешочек. Учитель - Я попрошу вас помочь мне достать предметы из этого мешочка и назвать каждый предмет. На столе: предметы: бинт, градусник, шприц, пипетка, Слайд 1 Учитель - Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти предметы? Учитель - Я согласна с вами, эти предметы принадлежат доктору, врачу. -Назовите самого доброго доктора, героя знаменитой сказки. -Кто написал эту сказку? |
(Ученики выходят по-одному, достают предмет, называют его и кладут на стол) Айболит К. Чуковский. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи. |
Учитель -Герой рассказа Е. Чарушина тоже мечтает стать доктором. Давайте узнаем имя этого героя. - На доске развешаны буквы. Прочитайте все буквы, прочитайте среди них имя мальчика. Н О И Ю К П Т И А -Правильно! Молодцы! Юного доктора зовут Никита. Евгений Иванович Чарушин в своем рассказе поведал нам одну из историй о своем сыне. -А кого он лечил, мы сейчас узнаем, отгадав загадку: Этот маленький комок -А как звали собаку, о которой пойдет речь, мы узнаем из произведения Е. Чарушина. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей. |
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
|
4.Построение проекта выхода из затруднения. |
Учитель. (портрет Е. И. Чарушина) Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей. - Посмотрите ребята, перед вами портрет Е. И. Чарушина. -Откройте Букварь на с.15. -Как называется рассказ Е. Чарушина? -Какую цель вы можете поставить на уроке? - Что вы знаете о писателе?
Всю жизнь этот писатель прожил в окружении животных. Это были друзья писателя. В детстве вместе с мамой мальчик выкармливал уток, лечил зверей. Он помогал ухаживать за козами, кроликами, голубями. Живя рядом с животными, он научился наблюдать за их повадками, поведением. От отца, а он был известным архитектором, мальчик научился рисовать и всё, что наблюдал в природе, обязательно зарисовывал на бумаге. Ко всем своим рассказам писатель сам делал зарисовки( демонстрация книг писателя). Он проиллюстрировал 120 книг о природе и животных -Послушайте рассказ. Чтение учителем. |
Как Никита играл в доктора
(В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы.) (Когда Евгений Чарушин был маленьким, он вместе с мамой выкармливал уток, лечил зверей. Эти животные становились его друзьями.)
(Этот человек очень одарённый. Он не только писал рассказы о животных, но и сам рисовал своих героев). |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5.Первичное закрепление. |
- Каким вам показался этот рассказ? - Кто главные герои? Физминутка. Во дворе щенок играл Прыгал, бегал и считал: Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова. Три – налево поворот И помчался до ворот. Вдруг он встал, вздохнул и сел И на всех вокруг глядел. -В кого играл Никита? -Кого лечил Никита? -Как вы думаете можно так играть с собакой? Почему? -Ребята, как вы понимаете слова: Хвораете? Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому? Неряха? Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому? Работа над чтением трудных слов - Для правильности чтения и скорости первый раз читаем по слогам, медленно, второй раз - про себя, третий - целыми словами Отработка навыков чтения. 1.Зарядка для глаз Мы налево посмотрели, Мы направо посмотрели, Вверх, вниз. Мы глазами поморгали, Мы глазами повертели И работать захотели 2.Чтение хорошо читающими детьми по абзацам. IX.Анализ произведения (беседа по содержанию с сопровождением выборочного чтения текста)
− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал? Прочитайте, как Никита готовился к встрече с больным? − Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения? − Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин? Повторное чтение учащимися по абзацам. -Прочитайте, как Никита лечил Томку, какие процедуры он выполнял? - А что вас очень сильно удивило в поступках Никиты? Прочитайте? -А вы бы так поступили? Почему? -За что Никита рассердился на Томку? -А как по вашему надо играть? Закрепление пройденного на уроке. Беседа на внимание: - За что ухватил Никита Томку? (за лапу) - Что сунул под мышку щенку Никита? (градусник) - Какого цвета был градусник? (синего) - что делал Томка, когда ему мерили температуру? (барахтался) - о чём попросил доктор больного? (открыть рот, сказать –а-а-а и высунуть язык) |
Чтение хорошо читающими детьми по абзацу. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Ребята, у вас на столах лежат рисунки забавных щенков. Они принесли вам задание-тест. Я буду читать вопрос и предлагать три варианта ответа под буквами а,б,в. Выберите только один, на ваш взгляд правильный ответ и закрасьте букву красным карандашом. Тест. Никита играл в: А) Доктора Б) Продавца В) Учителя 2. Никита лечил а) кролика б) щенка в) котенка 3.Никита измерял Томке а) температуру б) давление 4. Томка: а) хотел играть б) визжал и кусался в) убежал на улицу Учитель: Проверьте свою работу: (Слайд 2) �ol>Никита играл в: А) Доктора 2. Никита лечил б) щенка 3.Никита измерял Томке а) температуру 4. Томка: б) визжал и кусался |
Дети выполняют тест |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) |
Учитель: -Что нового вы сегодня узнали? -С каким автором познакомились? – Что больше всего вам понравилось на уроке? – Что нового и интересного вы сегодня узнали? - Было ли вам интересно? - Что хотел сказать Евгений Чарушин, написав это произведение? − Чему научил рассказ? (С животными нельзя играть так же, как с друзьями.) «Я приучился с детства, – писал Чарушин, – понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне и сейчас как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животных». - Урок заканчиваем? - Да! - Потрудилась детвора. Мы – хороший, дружный … - Класс! - Получилось всё у вас? - Да! - Оцените свою работу. - Покажите своё настроение на смайликах Теперь, я думаю вы захотите больше узнать о Никите и его четвероногом друге Томке. |
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. - Хотел показать, как интересно наблюдать за животным, что только любящий и наблюдательный человек поймёт своего питомца и даже сны его сможет разгадать. Получают позитивный настрой от урока. Показывают смайлики |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование__ |