Урок литературного чтения на тему: А.П.Чехов «Мальчики»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения (УУД) |
Организационный момент | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Меня зовут Дарья Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. | Приветствие учителя, учащиеся настраиваются на урок | Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Актуализация знаний | Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями. - На каждом уроке вы их читали, анализировали, а какие писатели вам запомнились? - Какие произведения вам понравились? - Писатели, о которых шла речь, относятся к классикам русской литературы, как вы понимаете эти слова? - К классикам литературы относятся те писатели, которые внесли в развитие нашей русской литературы значимый вклад. Они написали превосходные произведения, которые читают люди не только в нашей стране, но и во всем мире. | - П.П. Ершов, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой - сказка «Конек – горбунок», стихотворение «Няне» и др Высказывают свое мнение | Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению Метапредметные: - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата - готовность слушать собеседника и вести диалог - готовность признавать возможность существования различных точек зрения |
Изучение нового материала | Сегодня мы познакомимся с неизвестным для вас автором и его произведением. Слайд 1. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы, соедините их между собой, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке. Тют…ев Ф…т А…матова Т…лстой Ершо… Тютчев Фет Ахматова Толстой Ершов Слайд 2. Правильно! Это Антон Павлович Чехов, именно с его творчеством мы сегодня познакомимся. - На странице 120 есть портрет А.П. Чехова. - Каким вам представляется этот человек? - Всмотритесь в его лицо, что вы можете сказать о нем? - Еще на лице есть усы и борода, которые он носил по моде того времени. - Что читается на его лице? - Что подсказывает нам костюм? - Верно, А.П. Чехов был не только талантливым писателем, но и великолепным врачом, добрым, и очень порядочным человеком. - А теперь рассмотрим 121 страницу. Мы можем познакомиться с юмористическими рассказами, пьесами, которые собраны в пяти томах, изображенных на странице. - Выше на фотографии можно рассмотреть встречу писателя Максима Горького и Антона Павловича Чехова. - Справа запечатлен класс школы, где учился писатель. - Посмотрите на кабинет писателя. Что вы можете сказать о нем? - Верно. В самом низу вы можете увидеть тот самый дом – музей, где жил А.П. Чехов. Антон Павлович Чехов родился в 1860 – это великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру. - Как врач Чехов следил за своим здоровьем и здоровьем окружающих. Попробуем и мы сделать зарядку. Физкультминутка на внимание: Сейчас я вам буду говорить одно, а делать совершенно другое, но вы должны делать то, что я говорю (руки вверх, руки на пояс, руки вниз, руки за голову, присесть, подпрыгнуть… | Слушают задание Тютчев Фет Ахматова Толстой Ершов Открывают учебники. - Он сидит на кресле, подперев рукой подбородок. - На лице мы видим очки. - Выражение лица задумчивое, умное. - Этот человек строгий, аккуратный. Рассматривают иллюстрации Он светлый, уютный, просторный | Метапредметные: -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач - готовность слушать собеседника и вести диалог - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Предметные (Литературное чтение): - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) - умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е., овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий |
Первичное закрепление | Садитесь! -Сейчас попробуйте отгадать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Слайд 3. Перед вами таблица с буквами, входящими в состав названия произведения; А внизу стрелка показывающая последовательность направления букв. Используя схему, прочитайте название произведения. - Молодцы! Сегодня и пойдет речь о произведении А.П. Чехова «Мальчики» - Откройте учебник на стр. 123. Перед вами одно из произведений А.П. Чехова «Мальчики». - Можно ли по названию определить, о чем данное произведение? - Да, может и о военных события, и об обыденной жизни, а может и о приключениях. - А что нам нужно сделать, чтобы узнать, о чем произведение? Читать мы будем по ролям, за автора читать буду я (распределение ролей) - Остановились! Итак, как можно озаглавить часть, которую мы только что прочитали? Слайд 4 - В ходе чтения нам встретились устаревшие слова, посмотрите на слайд и попробуйте объяснить значение данных слов: кучер бизон башлык джин пампасы флигель сюртук мустанги Слайд 5. - Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком; - башлык – суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки; - сюртук - длинный двубортный пиджак, обычно в талию; - джин - английская водка; - кучер- слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже. - бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык; - пампасы – южноамериканские степи; - мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий; -флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания. -Продолжаем чтение. - Как можно озаглавить часть которую мы только что прочитали? Слайд 6. На пути нам снова встретились устаревшие слова, попробуйте объяснить данный слова: полоскательная чашка самоеды урядник Слайд 7 -полоскательная чашка - блестящая металлическая миска для мытья чайной посуды. - самоеды - северные народы;. - урядник – низкий чин уездной полиции; | Выполняют задание Открывают учебник на странице 123 Высказывают свое мнение Нам нужно прочитать произведение Встреча мальчиков Читают по цепочке со слайда значения данных слов, встречающиеся в тексте Тайный заговор | Личностные: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций - формирование уважительного отношения к иному мнению - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Метапредметные: -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач - готовность слушать собеседника и вести диалог - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета - умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Предметные (Литературное чтение): - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) - умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е., овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий |
Закрепление изученного | 1) Беседа по прочитанному тексту. -Откуда приехали мальчики? -Кто приехал к Королевым? - Как сёстры относились к Володе? -Что заметили сестры? -Куда собирались сбежать мальчики? -Удалось ли им сбежать?) - Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков. - А что вы можете сказать о характере мальчиков? - Можно ли Володю назвать трусом? 2) Выборочное чтение. - Что происходило в семье после побега? (Словами из текста) - Встреча после побега.(Прочитать) - Можно ли так поступать? - В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи? | Отвечают на заданные вопросы по тексту Они читали приключенческие романы Майн-Рида. Володя – пухлый… Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный. Высказывают свое мнение | Метапредметные: -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач - готовность слушать собеседника и вести диалог - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами |
Повторение пройденного | -Понравилось ли вам произведение? - К какому жанру относится это произведение? - Какой фрагмент рассказа вам запомнился? | Высказывают свое мнение Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, с небольшим количеством героев | Метапредметные: - готовность слушать собеседника и вести диалог - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
Задание на дом | Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок. - Пересказ отрывка со страницы 125 последний абзац по 126 первый абзац (Описание Чечевицина) | Записывают домашнее задание в дневники | Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Итог с рефлексией | На партах у вас лежит кроссворд с ответами, к этим ответам вам нужно придумать вопросы, работать мы будем все вместе. (приложение 1) - Как звали друга Володи? - Куда собирались мальчики отправиться в путешествие? - Как звали главного героя, друга Чечевицина? - Кто написал рассказ «Мальчики?» - Как звали собаку Володи? - Как раньше назывался теплый головной убор? - Как звали самую младшую сестру Володи? | Чечевицин В Калифорнию Володя Чехов Милорд Башлык Соня | Метапредметные: - готовность слушать собеседника и вести диалог - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
Ирина Владимировна Казарцева