Урок литературного чтения в 3 классе на тему «Картины летнего дня»
Конспект урока литературного чтения в 3 «Б» классе по теме:
«Картины летнего дня. И.С. Тургенев «Голуби»».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: знакомство с новым жанром – стихотворение в прозе .
Задачи:
формировать умение относить произведение к жанру стихотворения в прозе по определённым признакам: ритм, рифма, интонация, настроение; совершенствовать все виды речевой деятельности;
развивать художественно – творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
воспитывать интерес к чтению, чувство прекрасного, любовь и уважение к языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Формируемые УУД |
Актуализация знаний |
Проверка домашнего задания. 1. Выставка иллюстраций. Комментарии детей: какой именно эпизод иллюстрировали, почему. 2. Выразительное чтение части 4. С помощью интонации, громкости и темпа речи нужно передать нарастание грозы. Вам понравилось выступление …? Чем? Что ему (ей) удалось прочитать лучше всего? Прокомментируйте и оцените выступление … . |
ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. КУУД: выразительно читать и пересказывать текст |
Формулирование темы и цели урока. |
Работа с текстом до чтения. На экране появляется портрет Тургенева и фамилия писателя. Ребята, посмотрите внимательно на имя писателя. Знакомо ли вам оно? Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал для детей. Нам предстоит подумать, почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу. Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем? Откройте учебники и прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться. Сформулируйте тему урока (Знакомство с произведением И.С. Тургенева «Голуби»). Можно ли предположить по названию произведения и иллюстрации, о чём будем читать? Расскажите. Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объёму? (Проза, короткое произведение. Может быть, рассказ.) – Прочитайте помету (пояснение) в скобках после названия. Что вас удивило? – Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос. Предположения детей.) – Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» – стихотворение в прозе. Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с особенностями стихотворения в прозе). Попробуем понять, что это значит, что в прозе есть от стихов. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении. (Рифма, ритм, настроение, интонация, мелодия и т.д.) |
ПУУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. РУУД: учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, формулировать тему и цель урока в совместном обсуждении. КУУД: развиваем умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Работа по теме урока |
Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту). Иван Тургенев ГОЛУБИ Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребрённым морем – раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. (Представьте себе это море спелых колосьев: то золотое, то посеребрённое, и оно не движется, застыло перед грозой.) Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной (то есть большой, тяжёлой) громадой на целой половине небосклона. Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха. Как сильно пахнет полынь на межах! (Усилились запахи трав перед грозой, пахнет полынью, растущей на межах – невспаханных участках земли между полями.) Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. «Ну скорей же, скорей! – думалось мне, – сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!» (Скорее бы кончилось это тягостное ожидание и пролился дождь!) Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела. И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. (Что бы это могло быть? Вопрос оставляем без ответа.) То летел со стороны деревни белый голубь. (Вот что это за белый платочек – голубь похож на него и на снежный комок. Он, наверное, особенно чётко был виден на фоне тёмной тучи.) Летел, летел – всё прямо, прямо... и потонул за лесом. (Скрылся внезапно белый голубь – как будто потонул за лесом.) Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад (Можно предположить – что за два комочка?); то летят домой ровным полётом два белых голубя. (Наш ответ подтверждает текст.) И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха! Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень (очень сильный, мощный), молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром, запахло серой... Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас. Нахохлились оба (устали, наверное, да и страшно было…) – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один, как всегда. 2. Выявление первичного восприятия. – Какие картины вы представляли, когда слушали? – Что получилось представить особенно ярко? Почему? 3. Обобщающая беседа. а) Похоже ли описание летней грозы И.С. Тургенева и А.Н. Толстого? Почему меняется настроение рассказчика: сначала «тоскливое томление», потом «и мне хорошо»? б) Как вы думаете, почему И.С. Тургенев захотел рассказать нам историю о том, как один голубь спас другого во время грозы? в) Какие мысли автора вы прочитали «между строк»? (Выполнение задания 3 в тетради на с. 13.) г) Выразительное чтение отрывков текста. |
ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. КУУД: развиваем умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. РУУД: учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником. |
Подведение итогов урока. |
Какая была тема нашего урока? Какую цель поставили перед собой? Удалось ли достичь поставленной цели? Какие особенности имеет стихотворение в прозе? Какие умения формировали на уроке? По каким критериям можем оценить нашу работу на уроке? Оцените работу своего товарища. Домашнее задание: - выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения в прозе «Голуби» И. Тургенева. |
РУУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии и определять степень успешности выполнения работы, проговаривать последовательность действий на уроке. КУУД: умение оформлять свои мысли в устной речи. |
На протяжении всего урока идёт работа по формированию следующих личностных УУД: развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.