12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Татьяна Скребло (Лампицкая)127
Белоруссия, Витебская область, г.п.Лиозно
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Урок литературного чтения Наши герои. Ю. Гагарин. Главы из книги «Космонавты рассказывают» для учащихся 4 класса

Урок литературного чтения

Наши герои. Ю. Гагарин. Главы из книги

«Космонавты рассказывают»

для учащихся 4 класса

 

Тема: Наши герои. Ю.Гагарин. Главы из книги «Космонавты рассказывают»

Цель: познакомить с биографией Ю. Гагарина

Задачи развития и воспитания:

  • способствовать обучению навыка свободного высказывания, развитию творческих способностей, фантазии, речи, образному мышлению.
  • содействовать воспитанию интереса к личности Ю. Гагарина, воспитывать интерес к чтению литературы о космосе и космонавтах.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: фотографии Ю. Гагарина, П. Климука, В. Коваленка, тест, карта-схема, микрофон, учебник.

 

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла сегодня я.

Не стесняйтесь, присмотритесь,

Если нравлюсь – улыбнитесь.

Теперь друг к другу повернитесь

И тоже мило улыбнитесь.

Поверьте, что улыбки эти

Согреют всех на белом свете.

И так светло сегодня в нашем классе

От теплоты сердец, сиянья глаз!

Я думаю, сегодня все удастся,

Да, непременно все получится у нас!

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? У всех? Мне очень хотелось встретиться с вами. Меня зовут Татьяна Ивановна.

 

2. Проверка д/з ( тест )

Учитель: Дома вы читали главы из воспоминаний о детских и юношеских годах поэта Я. Купалы. Внимательные ли вы читатели? Выясним это сейчас с помощью теста-опросника. Вы читаете вопросы и выбираете правильный вариант ответа из предложенных трех.

(приложение 1, самопроверка, выставить оценку 3 уч-ся)

 

3. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка

Учитель: Прежде чем перейти к изучению нового материала, мы выполним дыхательную разминку. Она вам поможет правильно соблюдать интонацию в тексте, выразительно читать, ставить логические ударения.

1) Дыхательная гимнастика

Упр. « Букет цветов»

Учитель: А теперь представьте, что вы держите букет любимых ваших цветов. От них исходит восхитительный аромат. Сделайте шумный вдох носом и выдох.( 2 – 3 раза)

2) Артикуляционная гимнастика

Упр. «Улыбка»

Учитель: Вы радуетесь солнышку и от этого улыбаетесь. Растяните губы в улыбку, затем верните их в исходное положение. Повторите 3 – 4 раза.

3) Речевая разминка.

Упр. «Разбросанное стихотворение»

Учитель: Чтобы сочинить это стихотворение, надо во втором столбике найти потерявшиеся слова и соединить их.

Ты, мороз, мороз, домой

Не показывай свой мороз,

Уходи скорей возьмем,

Стужу уводи нос!

А мы саночки пойдем.

Мы на улицу с собой.

 

4. Введение в тему

Учитель: С древности человека привлекало звездное небо над головой. Оно заключало в себе множество тайн, манило и пугало. Человек пытался постичь эти тайны. Земля представлялась ему огромной перевернутой чашей, которая покоится на спинах трех гигантских слонов. Шли годы, века. И вот, наступил день, которого ждала вся планета. Человек полетел в космос.

Самый первый виток над планетой,
Совершил он во славу страны,
Яркой звёздочкой в небо, поднявшись,
В ясный день той прекрасной весны. ( Ю.Гагарин)

Учитель: Кто это? Что вы знаете про этого человека? (ответы учащихся)

- Когда это было? Назовите дату. (12 апреля 1961 года)

- Как назывался воздушный корабль, на котором стартовал Гагарин? («Восток»)

- А кто знает, сколько минут длился первый космический полет? (108 минут) - А скажите мне, какие животные побывали в космосе до полета человека? (Собаки Белка и Стрелка, 19 августа 1960г.)

 

5. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Как вы думаете, о ком и о чем сегодня на уроке пойдет речь? (ответы учащихся) Совершенно верно, сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами из биографии Ю. Гагарина, узнаем, какими чертами характера обладал этот человек, представим себя на месте Гагарина. В этом нам помогут главы из книги «Космонавты рассказывают».

 

6. Знакомство с новым материалом

а) Подготовка к восприятию главы из книги «Космонавты рассказывают»

Учитель: Юрий Алексеевич Гагарин родился в 1934 году, в небольшом городе Гжатске. Простой парень из обычной семьи сумел стать космонавтом. Конечно, космонавту, который покоряет космические просторы необходимо обладать особыми качествами. Как вы думаете какими? Правильно, он должен быть физически сильным, смелым, бесстрашным, мужественным, хорошим товарищем и отличным летчиком. Эти качества воспитывали в себе все космонавты. Среди них и белорусские космонавты: Пётр Климук, Владимир Ковалёнок.

Каждый человек не всё помнит из своего детства, а только самые яркие моменты или события из него. Сейчас мы познакомимся с воспоминаниями

Ю. Гагарина о своем детстве. Откроем учебник на стр.134, прочитаем первую главу из книги «Космонавты рассказывают». Как вы думаете, о чем будет идти речь в этой главе?

б) Знакомство с текстом главы «Космонавты рассказывают»

1) Чтение учителем и учениками

Учитель: Когда мы будем читать, на полях учебника карандашом поставьте плюсы, если вы что- то узнали новое.

2) Выявление первичного эмоционального восприятия произведения. Фронтальный опрос

Учитель: Какое впечатление на вас произвел рассказ первого в мире космонавта?

- Что нового вы для себя узнали?

- Как дети учились во время войны?

- Найдите и прочитайте отрывок, какой случай из военных лет запомнился Юрию Гагарину? Чему он научил будущего космонавта?

- Зачитайте пословицу, которую запомнил Юрий Гагарин? Как вы ее понимаете?

в) Чтение второй главы учащимися про себя.

Учитель: Как Юрий Гагарин совершил первый прыжок с самолета?

 

7. Физкультминутка

г) Интервью «Таким он парнем был!»

Учитель: А сейчас представьте себе, что вы Ю. Гагарин. Как бы вы ответили в интервью на вопросы корреспондентов. И так, интервью «Таким он парнем был»

Как выработать в себе силу воли?

Учитель: А теперь послушайте правильный ответ, как ответил сам Гагарин на вопрос корреспондента газеты «Пионерская правда». Нужно, например, тебе что-то сделать, а не хочется. А делать-то надо. Заставь себя.

Можно ли драться?

Учитель: А зачем? Попробуй использовать слова - сила слова во много раз сильнее кулака.

Какие игры вы больше всего любили в детстве?

Учитель: Играл в те же самые игры, в какие и вы теперь играете: в прятки, в футбол.

Много ли вы занимались спортом перед полетом?

Учитель: Много. Часа по три в день, не меньше. И вообще, ребята, чтобы стать сильными, нужно систематически заниматься спортом.

5. Когда вы узнали, что полетите в космос?

Учитель: Подготовка к космическому полёту продолжалась больше года. Надо было и физически хорошо подготовится, и изучить сложную технику, познакомится со многими теоритическими вопросами. Готовили двух космонавтов для полета. Это Г. Титов и Ю. Гагарин. Но выбор пал на Ю. Гагарина. Ему сообщили за несколько дней до полёта.

6. А нужно ли будущему космонавту литературу и историю учить так же хорошо, как физику и математику?

Учитель: Обязательно. Учить нужно всё. Что же это за космонавт, если он не читает книг.

7.Вам страшно было в космосе?

Учитель: Конечно, страшно. Там, в космосе, страшно было подумать, что происходит за обшивкой корабля. Весь секрет в том, чтобы побороть страх, не думать о нём.

(оценить 2-3уч-ся)

Учитель: Гагарин прожил совсем мало. Он погиб во время одного из тренировочных полетов. Он многого не успел сделать, но одновременно успел сделать так много, что навсегда вошел в историю планеты. Именно о Гагарине сказали друзья-космонавты: «Такие не умирают. Такие живут вечно, даже тогда, когда их нет среди нас».

 

8. Закрепление изученного.

Учитель: У вас на парте лежит карта-схема. Я даю вам 5 минут, чтобы заполнить ее. Несколько работ будут оценены.

Дата, когда человек впервые полетел в космос?

Как назывался первый космический корабль?

Назовите деревню, где прошло детство Ю.Гагарина?

Какие качества воспитывали в себе космонавты?

Ю. Гагарин

Назовите белорусских космонавтов?

Запишите пословицу, которую не раз слышал Ю. Гагарин

Кто был вторым космонавтом?

Сколько времени продолжался первый полет?

Учитель: Проверка заполнения карты-схемы. (2-3 уч-ся оценить)

 

9. Домашнее задание

Учитель: Прочитать 3 главу, стр. 135 -137, ответить на вопросы, подготовить пересказ главы от имени Ю. Гагарина. На следующем уроке мы познакомимся с детскими воспоминаниями космонавта Германа Титова. А еще мне хотелось обратить ваше внимание на выставку книг, посвященную космосу и космонавтам. В них вы сможете найти для себя много интересного. Эти книги можно взять в библиотеке.

 

12. Рефлексия

Учитель: О ком мы сегодня говорили?

Учитель: Оцените произведение.

Читая произведение, я испытывал (а)……

Читая произведение, я подумал (а)…….

Меня тронуло, как ……

 

Приложение 1

Тест-опросник

1.Настоящее имя поэта - …

а) Ян; б) Янка; в) Иван;

2. Настоящая фамилия поэта - …

а) Лицевич б) Луцевич в) Луцкевич

3. Поэт родился - …

а) 7 июня б) 7 июля в) 7 августа

4. Какой праздник отмечается в день рождения поэта?

а) Иван Купала б) Ян Купала в) Купалье

5. Будущий поэт любил - …

а) сказки б) песни в) сказки, легенды, песни

6. Сестра поэта - …

а) Леокадия Романовская б) Леокадия Романевская

Ф.И.______________________ Оценка:_____________


 

Ответы: 1 – в, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – а

Правильных

ответов

Отметка

6

9

5

8

4

7

3

6

2

5

1

3

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.