Урок литературного чтения: Образ родной земли в стихотворении Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»
Образ родной земли в стихотворении С. Д. Дрожжин "Родине"PPTX / 2.68 Мб
/data/files/p1713721754.pptx (Образ родной земли в стихотворении С. Д. Дрожжин "Родине")
работа в группах 1DOCX / 11.5 Кб
/data/files/x1713721836.DOCX (работа в группах 1)
работа в группах 2,3DOCX / 63 Кб
/data/files/d1713721865.DOCX (работа в группах 2,3)
работа в группах 3,4DOCX / 10.41 Кб
/data/files/c1713721887.DOCX (работа в группах 3,4)
работа в группах 5DOCX / 11.03 Кб
/data/files/g1713721913.DOCX (работа в группах 5)
работа в парахDOCX / 11.53 Кб
/data/files/b1713721954.DOCX (работа в парах)
Портрет автораDOCX / 100.35 Кб
/data/files/c1713721980.DOCX (Портрет автора)Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель: Соловьева Ольга Анатольевна
Класс 4 «А» класс
Предмет: Литературное чтение
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Тема урока. Образ родной земли в стихотворении Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цель:Познакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, способствовать формированию любви и уважения к родине.
Задачи:
1) познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине», раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать лирические произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения; расширять литературный кругозор учащихся;
2) развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.
3) воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. Прививать любовь к родному краю.
4) коррекционная – корректировать устную речь учащихся.
5) здоровьесберегающая – создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность (физминутка), вести контроль учащихся во время работы за партой.
Результаты:
Личностные УУД:
• формирование умение анализировать лирические стихотворения;
• понимание важности умения выразительно читать лирические произведения
• повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
— приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
— проговаривать в логической последовательности свои действия;
— учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.
Оборудование
-Учебник «Литературное чтение» 4 класс (2 часть), автор: Л. А. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, презентация
-Портрет
-Проектор (презентация по теме урока)
-Выставка книг
- Карточки для групповой и парной работы
-рисунки детей «Моя малая родина»
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (личностные, познавательные, коммуникативные, предметные ) |
1. Самоопределение к деятельности организационный момент) | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Вступительное слово учителя. Урок литературного чтения Прозвенел и смолк звонок, Вас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно даётся учение. - Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью смайликов ваше настроение Грустный - плохое Печальный- хорошее Радостный –отличное(слайд 2) Речевая разминка. (слайд 3) 1) И Э А О У Ы 1. Чёткое прочитывание 2. Напугай –О- 3. Спроси –А- 4. Удивись – У- 5. Расстроимся – Ы- 6. Похвастайся – Э- С логическим ударением. 2)Отрабатываем звук Р Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Коммуникативные УУД: Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к сотрудничеству. Регулятивные (организация своего рабочего места) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. | - Ребята, разгадайте, пожалуйста, ребус и вспомните название раздела, над которым мы начали работать на прошлом уроке. (слайд 4) - Произведения, какого жанра собраны в этом разделе? -Что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра? Проверка д.з. (слайд 5) -С каким произведением и автором вы познакомились на прошлом уроке? Выразительное чтение наизусть стихотворения (6 -8 строф). -У каждого человека живущего на планете есть своя Родина. -Ребята, а что для вас значит слово Родина? -Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина. - -В народе сложено множество пословиц и поговорок о родине. Прочитайте на карточке начало пословицы и найдите ее продолжение. РАБОТА В ПАРАХ(слайд 6) -Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и собрать пословицы о Родине, Отчизне, соединив стрелками начало и конец пословицы. Постарайтесь объяснить смысл каждой пословицы. 1. Родной край – сердцу рай. 2. Человек без Родины, что соловей без песни. 3. Родина – мать, чужбина – мачеха. 4. При солнце тепло, при Родине добро. 5. Всякому мила своя Родина. -Ребята, а что объединяет все эти пословицы - Что для человека Родина, с кем можно её сравнить? - совершенно верно, тепло и любовь родного края можно сравнить с любовью матери. У каждого человека есть своя Родина. Для нас с вами – это Россия. А что вы можете назвать своей малой родиной? - На нашей выставке ваши рисунки, они объединены одной, общей темой «Моя малая Родина». - Что, вы, изобразили на своих рисунках? - Что, особенно хотелось выразить? Как вы относитесь к родному краю? - Сейчас мы с вами работаем над раздело Родина. -Как вы думаете, о чем будет следующее произведение? -Правильно, для того чтобы понять смысл и всю силу и любовь к нашему Отечеству, нам необходимо прочитать ни одно произведение. -Перед работой над стихотворением попробуем определить задачи на сегодняшний урок: ( на доске) -узнать биографию автора -научиться выразительно, правильно читать стихотворение, -учиться понимать смысл прочитанного, - познакомить с новыми словами, уметь объяснить их смысл. | РОДИНА Стихотворения (ритм, рифма, мелодия) (Иван Саввич Никитин «Русь»). Стр. 94-96 учебника(слайд 5) Ответы детей Отчизна, Русь, Отечество, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, Ответы детей Работа в парах, карточка (они все о Родине) С матерью Республика Карелия, г. Пудож рисунки Родина Россия ― одна на всех красивая, О Родине | Коммуникативные(умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные УУД (общеучебные,логические: умение анализировать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
3.Знакомство с биографией поэта. 4.Исследование поэтического текста. 5. Работа над средствами выразительной речи 6 Прослушивание чтение стихотворения на диске \ 7.Физминутка. 8.Работа по лирическому стихотворению 9.Работа с иллюстрацией с 98-99. 10.Коллективная работа в группах. 12. Знакомство с выставкой книг других поэтов о Родине 13. Рефлексия 14. Домашнее задание . | Подготовка к восприятию нового материала; обобщение результатов анализа стихотворения Пролушивание текста, самостоятельное чтение детьми Слушание. Беседа. Обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства. Расширение межпредметных связей. (книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова, Александровой) | -Для того чтобы узнать фамилию автора нам необходимо расшифровать шифровку. Найдите среди знаков буквы русского алфавита и запишите их. (слайд 7) Z Y ДU РОJ G ЖVЖ N W ИQ L F RН -совершенно верно. Сегодня мы познакомимся с произведение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине» - Прежде чем прочитать стихотворение, давайте познакомимся с биографией автора. Рассказ ученика . (слайд 8-9) - Сегодня нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». -Послушайте это стихотворение, следя по тексту, и подумайте, что же является главным в нём? (слайд 10) Чтение «разведка» -А в процессе работы отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. Словарно- лексическая работа: (слайд 11) - какие слова и выражения вам были непонятны? Давайте попробуем вместе разобраться. _ Подберите синонимы к слову гордиться. -Антоним к слову бодро (слайд 12) -Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием: -Объясни строки «стою недвижим я» (застыл, замер, зачарован её красотой) (слайд 13) -От чьего имени ведется повествование текста? -Где Родина поэта? -Волга– Волга, мать родная - поётся в старинной русской песне. Это самая протяженная река Европы, ее длина 3530 километров. Первым ученым, который описал и в общих чертах нанес Волгу на карту, был древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Случилось это во II веке нашей эры. -– А почему слово «родина» написано с маленькой буквы? – Как автор называет родину? - Поясните. – Какое чувство испытывает поэт? (слайд 15) -Найдите в стихотворении синоним слову «родина» и прочитайте. – А какие ещё синонимы можно подобрать? -Подберите однокоренные слова к слову Родина -А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить, сказать нежные строки. – Спиридон Дмитриевич любуется своей родиной. Вы так же передали вашу любовь к Родине в рисунках. – Какова же основная мысль стихотворения? В чём нас хотел убедить поэт? -Любовь автора к малой родине перерастает в любовь к Родине-стране. В большое патриотическое чувство. (Подтвердите текстом.) -Чему он нас учит. -Как называют человека горячо любящего свою Родину? ВЫВОД: (слайд 15) - Какие средства выразительности использует автор в поэтической речи? (слайд 16) Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Метафора- -( «переносное значение») - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении (скрытое сравнение). В метафоре cлoвa «кaк», «кaк бyдтo», «cлoвнo» oтcyтcтвyют, нo пoдpaзyмeвaютcя. . Эпитеты – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным. Пробуем передать чувства, настроение поэта. -Самостоятельно расставляем ударения, логические паузы, подбираем тон, темп, громкость. -С какой интонацией мы будем читать это стихотворение? Физминутка. (слайд 17) По родному краю Дружно мы шагаем. (Марш на месте.) Справа от нас – зелёный луг. ( Поворот.) Слева находится лес. ( Поворот.) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! ( Махи руками.) -Каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства к родине. Например, художник, это делает с помощью красок, композитор пишет музыку, поэты, говорят о Родине - поэтической строкой. -Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками - Когда более красивой находит поэт Родину? -С чем сравнивает приход весны? Почему? -Чем восхищается поэт? -А когда труд приносит радость? -Каким поэт называет труд? Как понимаешь? -Что значит «грудь наполняется восторгом»? -Когда поэт испытывает наибольший восторг? -Что значит «наедине»? -Что слышит поэт? -А в чем он проявляется? -А какие ещё голоса у Родины? -А что видит поэт? -В чём? (в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину) -Какой называет Родину? - Что ему особенно дорого? -Кто изображен на иллюстрации? (слайд 18) -Что видит? Что слышит? -Какие краски использует художник? (слайд 19) 1 группа «Ромашка»-ответы на вопросы Главный герой (автор-патриот) Главная мысль (наша Родина великая, святая, могучая) Чему учит нас стихотворение (любить Родину) Какие поэтические приемы использует автор (эпитеты, метафора, олицетворение) Продолжи пословицу «У народа один дом – ….. 2 группа Ассоциативный куст Заполните таблицу прилагательными, относящимися к слову РОДИНА 3 группа: Составить «Синквейн» к слову Родина 4 группа: Составить «Синквейн» к слову Мать 5 группа: Собрать слова, склеить и объяснить, что их объединяет. РОДИНА, РОССИЯ, КАРЕЛИЯ, ПУДОЖ - Кто из поэтов вам знаком, которые писали о Родине? - Чтение отрывков из знакомых стихотворений. -А закончить наш урок мне хочется стихотворением Зинаиды Александровой «Родина», которое нам прочитает Васильева А. Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка – скромница, И ромашковый бугор. А другим наверно вспомнится Свой родной московский двор. Или степь, от маков красная. Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна. ( З. Александрова) (слайд 20-21) -Ребята, скажите, а какой бы пословицей вы закончили наш урок? -Хотели бы вы иметь такого друга, как С.Д. Дрожжин? -Что для вас значит Родина? -А что бы вы хотели сделать для своей Родины? -Поднимите, пожалуйста, наши смайлики. Если у вас отличное настроение, и вам урок понравился, все было понятно – веселый Если у вас хорошее настроение, но на уроке было что-то непонятно и надо ещё поработать – печальный Если у вас плохое настроение, и урок вам не понравился - грустный -Все молодцы! Спасибо за урок. (слайд 22) -Выразительное чтение стихотворения С. Д. Дрожжин «Родине» стр.98-99. Мини-сочинение «Для меня Родина –это» | Дрожжин ( Презентация) Спиридон Дмитриевич родился в 1848 году в семье крепостного, на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке, учился у деревенского дьяка (церковный служитель) грамоте «две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне. Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале «Грамотей», впервые, появится его публикация. Умер поэт в 1930 году в возрасте 82 лет. молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой ( с молитвой) чарующий простор – привлекательный (волшебный) среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень взор- взгляд. - Подберите синонимы к слову * гордиться- кичиться, важничать, тщеславиться, зазнаваться. - Подберите антоним к слову * бодро- устало. -от слов автора (у берегов Волги. Волгу называют главной улицей России. Это один из символов страны.) Значение – малая родина. «Великой и святой») («Великой» – большая территория, могущественная..., «святой» – чья жизнь была правильная, кто стоял за доброе дело. Гордость, восхищение, восторг. «Родимая сторона». Край, сторонушка, страна, Россия, отечество, Отчизна (родной, род, родненький, родимый, родственник) Смотрим на выставку. В своей любви к родине. самое главное – это любовь к своей Родине. Наша Родина очень великая и могучая, святая Автор учит любить Родину. Патриот – человек, любящий свою страну (эпитет, сравнение, олицетворение) как хороша ты, твой голос узнаю взор бросаю, бодро дышится, восторгом наполняешь. ( Волгою родной, чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень, великой и святой.) (радостно, торжественно, громко, трогательно) Весной С праздником, теплым днем (поля, озёра, леса, луга, деревни) (в тёплый весенний день) (трудом)(когда человек все силы отдаёт своей родине) (на благо народа, на своё благо) (после трудового дня человек отдыхает и наслаждается красотой своего края. (когда наедине) (голос Родины) (в шелесте листов узнаёт голос Родины) (долг перед родиной, перед отчизной) (мощь, силу, красоту) (Великой, святой, чистой душой. Необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая, родная, волшебная, свободная, мощная, сильная) ( Просторы, река Волга, народ, во всем слышит голос Родины). (Это поэт. Он вышел на улицу полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, отдохнуть и набраться сил у матушки природы. (На иллюстрации изображена церковь, река, прекрасная природа родного края автора) (Он слышит шелест листьев, ловит каждое дуновение ветерка, впитывает в себя красоту природы, чтобы потом с помощью поэтических строк показать всю красоту на бумаге) (теплые, нежные) (мама, солнце, дом, семья, мой город) | Личностные(готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового, положительное отношение к школе. Коммуникативные(умение выражать свои мысли полно и точно) Регулятивные(осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные (умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлекать информацию из иллюстрации картины) Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению. Формирование УДД: Познавательные УУД: строить устное высказывание с учетом учебной задачи поиск необходимой информации с помощью учебной литературы и ИКТ переработка и преобразование информации из одного вида в другой анализировать, сравнивать, делать выводы. уметь включать действие исследования Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию определение с помощью учителя учебной задачи и удержание ее в течение урока самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками работа в парах и группах Коммуникативные(умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные УУД (общеучебные, логические: умение анализировать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Личностные (готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового, положительное отношение к школе. Коммуникативные (умение выражать свои мысли полно и точно) Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. Регулятивные (осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные (умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлекать информацию из иллюстрации картины) Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, умеют строить в коммуникации понятные высказывания. Успешно выполненные задания. Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные:выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Регулятивные:оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений Коммуникативные: умение выражать свои мысли |