Урок литературного чтения в 1 классе «Только ли в стихотворении бывает поэзия»

1
0
Материал опубликован 26 June 2016 в группе

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Только ли в стихотворении бывает поэзия.

Цель: учить учащихся видеть поэзию не только в стихах, но и в прозе.

 

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

...Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И.С. Тургенев

Актуализация знаний. Подготовка к первичному восприятию

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О поэзии)

- А что для вас поэзии? (Дети перечисляют ассоциации)

Работа в группах.

(карточки со словами на партах: Рифма, стихотворение, чувства, олицетворение, сравнение, воображение, факты, сведения, гипотеза, методы, звуки, краски, научные термины, творить, вольный, свободный)

- Подберите ассоциации к слову «поэзия» (Рифма, стихотворение, чувства, олицетворение, сравнение, воображение, звуки, творить, вольный, свободный)

- На стр 114-115 найдите произведения, которые вы сразу можете отнести к поэзии (С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание»)

- Остановимся на втором произведении. Можно ли по названию догадаться, какое оно будет по настроению: грустное или весёлое? (Оно грустное)

- Почему? (Потому что прощаться - это всегда грустно)

- Прочитайте текст и докажите, что это стихотворение (Есть рифма)

- Совпал ли заголовок с общим настроением стихотворения? (Да, совпал)

- В данном случае заголовок «говорящий», т.е. говорит о содержании стихотворения.

- Давайте, нарисуем словесно, то о чем написано. (Маятник, как человек, машет ладошкой, прощаясь с минутами, которые сам же отсчитывает)

- С чем поэт сравнивает маятник? (С ладошкой человека)

- Вам нравится такое сравнение? Какие чувства вызывает у вас это сравнение? (Грусть, тоску, печаль)

- Прочитайте стихотворение так, чтобы мы почувствовали эту грусть (Выразительное чтение 2 человека)

- Давайте вернемся к тем ассоциациям, которые мы выбрали для слова «поэзия» и поверим, подходят ли они для стихотворения «Прощание» (Да, подходят)

Постановка учебной задачи

(Вернуться к словам Тургенева)

- Как вы считаете, в прозе бывает поэзия? (Затрудняемся ответить)

- Сформулируйте цель нашего урока (Выяснить бывает ли в прозе поэзия) Тема нашего урока: Только ли в стихотворении бывает поэзия.

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем произведение К.Д.Ушинского «Утренние лучи» (стр. 114) Включаю аудиозапись (Дети слушают и следят по учебнику)

-Произведение, которое вы прослушали - это стихотворение или проза? (Проза, потому что в нем нет рифмы)

- Понравилось ли вам это произведение? Чем? Какие чувства будит? (Добрые чувства, радость)

- Как же автор прозаического произведения сумел пробудить в нас поэтические чувства?

- Давайте разберемся.

- Найдите в этом тексте сравнение (Красное солнышко – красивое солнце; золотые лучи – лучи блестят, как золото; серебряная песенка – звонкая, как серебро; восковая келья пчелы – соты, как кельи)

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

- Вам понравились эти сравнения? Помогают ли они почувствовать общее настроение произведения?

- Этот текст научный? (Нет)

- Можно ли этот текст сравнить со сказкой? Ведь именно сказка будит в нас светлые и добрые чувства.

- Прочитайте текст и подчеркните в нем признаки сказки.

В этом тексте есть зачин «Выплыло на небо красное солнышко…», он начинается с действия

Много ласковых слов – солнышко, зайчик, травка, окошечко….

Герои разговаривают «Ах как хорошо…»

Образуется кумулятивная цепочканарастание количества героев

- Проследим, как строится эта цепочка.

- Прочитаем зачин (Выплыло … будить землю) Какой образ рисует нам автор? (Образ красного солнышка) (Слайд с солнышком)

- Как солнышко будило землю (Посылало пять лучей)

- Прочитайте о каждом луче.

(В процессе чтения появляются лучики с названиями героев)

- Вот такой образ солнышка нарисовал нам К.Д.Ушинский.

В народе говорят «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В чем же урок этого произведения? Чему оно нас учит? (Не спи долго, а то все самое красивое проспишь)

- Так похож этот текст на сказку? (Да, в нем есть признаки сказки)

Но в этом тексте мы нашли лишь несколько признаков сказки. Значит, это другой жанр. Какой? (Рассказ)

- Давайте вернемся к вопросу, на который мы должны были ответить: Бывает ли в прозе поэзия? Обратимся к нашим словам-помощникам (работа с ассоциативным рядом слов – дети выбирают слова) Уточняем, что только в художественной прозе.

- А какие слова в этом рассказе вам показались особо поэтичными?

- Сделайте вывод: Поэзия бывает не только в стихотворениях, но и в рассказах.

Физминутка

Творческая работа

- А хотели бы вы придумать историю о солнечном котенке так, чтобы это был поэтический текст.

- Начало текста придумала я, а вы должны будете придумать продолжение (работа в группах)

Проснулось раным-рано Солнышко и послало на землю своих помощников, чтобы они всех разбудили.

Солнечный медвежонок отправился в лес будить его обитателей. Солнечному зайчику нужно было разбудить всех взрослых. А маленькому рыжему котенку досталось разбудить всех малышей.

Зачитывания детьми историй.

Рефлексия

- Как вы думаете, любой человек может увидеть, услышать, почувствовать поэзию? А каким должен быть человек?

Марк Львовский сказал: «Поэт не пишет, он поёт…» (добавляю к ассоциациям «МУЗЫКА», «КРАСКИ»)

Д/з: Попробуйте нарисовать, подобрать музыку к рассказу «Утренние лучи».

рифма

стихотворение

чувства

олицетворение

сравнение

воображение

фантазия

факты

сведения

гипотеза

методы

музыка

краски

термины

творчество

формула

теория

эксперимент

искусство

музыка

Комментарии
Комментариев пока нет.