Урок литературы по теме А.С. Пушкин «Зимнее утро» (6 класс)
Урок литературы в 6 классе А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Цель: продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, попробовать передать эмоции автора не только словами, но и красками .Уметь находить художественно-выразительные средства(подготовка к ЕГЭ)
Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе.
Метапредметные:
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
-Здравствуйте ,ребята! Как у вас с настроением? Вы сумели нарисовать портрет А.С. Пушкина?
-Да!
-Молодцы!
А вы знаете ,что А. С. Пушкин тоже любил рисовать.
Посмотрите на его рисунки.(слайды)
-Он настоящий художник. Мы в этом убедимся к концу урока, и сами постараемся стать чуть-чуть художниками.
-Мы станем читателями-исследователями.
-В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок.
-Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А. С. Пушкин 200 с лишним лет назад?
- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?
1.Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина
2.Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта
3.Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
-Давайте погрузимся в чудесный мир лирики Пушкина.
-Посмотрите в окно. Что вы видите?
-Снег.
-Он вас радует?
-Очень.
-Вот и А. С. Пушкина вдохновил этот снег на создание музыкального и пейзажного стихотворения. Попробуем стать музыкантами и художниками.
-Послушайте(слушают аудиозапись стихотворения «Зимнее утро»
-Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалил снег, и он превратил все в волшебную сказку.
-Какие слова вам не понятны?
Словарная работа.
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (устар.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
- Кто такая Аврора?
-Это богиня утра.
-Какой прием использует поэт в первой строке стихотворения?
- Мороз — холод, солнце — тепло, свет. Стихотворение начинается антитезой.
-Какое еще противопоставление есть в первой строфе?
-Давайте разрисуем красками наш первый отрывок.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
-Какие краски используем? Молодцы, светлые. Ведь здесь мы видим: Утро. Солнце. Радость. Пробуждение. Оптимизм.
-Переходим ко второму отрывку .Здесь уже я вижу, вы использовали темные краски и бледную луну. Молодцы! Что здесь почувствовал автор?
- Вечер. Мгла. Печаль. Сон. Пессимизм.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
-Во втором отрывке поэт использует антитезу для того, чтобы, вспоминая о вчерашней вьюге, подчеркнуть радость и торжество солнечного утра. Сравнение: «луна, как бледное пятно...»
- Антитеза играет большую роль в настроении стихотворения. Он подчеркивает радость и торжество солнечного утра.
-Обратимся к третьему отрывку.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
-Что у вас получилось?(дети рисуют голубое небо ,солнце вдалеке, темные ели под снегом)Здесь Мы чувствуем восторг, вдохновение. Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь ?
-Обратим внимание на то, с какой интонацией читается этот отрывок.
- Было ли у вас такое чувство-,когда на улице мороз, а дома тепло, хорошо и не хочется двигаться с места ,и в то же время солнце манит на улицу?
- Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?
-Этот прием — обращение: «красавица», «друг милый».
-А здесь что мы можем рассказать ,нарисовать?.
-Цвет и свет янтаря ,который передает то самое тепло . Молодцы!
-Что чувствуем?
-Умиротворение. Давайте по составу разберем это слово.
-Да. У нас в душе от этой строфы твориться мир и покой. Спокойствие ,теплота .И в конце Жизнь и движение ,которое продолжается и в последующем отрывке.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
-Здесь вы нарисовали сани ,коня ,леса, молодцы!
-А что здесь хотел передать автор? Ваши идеи?
-Да ,конечно же ,любовь к родине ,к ее природе. Ведь так много интересного в нашем окружении. Он как бы предвидел сегодняшнюю молодежь ,замыкающуюся на одних телефонах и гаджетах. Он призывает этим стихом к вечности и движению ,к пробуждению.
-Здесь вся Россия!
Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию. Он призывает не только красавицу к действию ,но и нас, читателей.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания ,любовь к родине.
Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради).
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро», опираясь на разрисовки в классе .Подобрать музыку к стихотворению.
Галина Меркулова