СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Хадижат Ибрагимовна Сайкумова34
Россия, Дагестан респ.

Урок литературы в 6 классе А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Цель: продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, попробовать передать эмоции автора не только словами, но и красками .Уметь находить художественно-выразительные средства(подготовка к ЕГЭ)

Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе.

Метапредметные:

Познавательные:  уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. 
-Здравствуйте ,ребята! Как у вас с настроением? Вы сумели нарисовать портрет А.С. Пушкина?

-Да!

-Молодцы!

А вы знаете ,что А. С. Пушкин тоже любил рисовать.

Посмотрите на его рисунки.(слайды)

t1574449510aa.jpg

-Он настоящий художник. Мы в этом убедимся к концу урока, и сами постараемся стать чуть-чуть художниками.

-Мы станем читателями-исследователями.

-В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок.

-Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А. С. Пушкин 200 с лишним лет назад?

- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?

1.Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина

2.Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта

3.Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

-Давайте погрузимся в чудесный мир лирики Пушкина.

-Посмотрите в окно. Что вы видите?

-Снег.

-Он вас радует?

-Очень.

-Вот и А. С. Пушкина вдохновил этот снег на создание музыкального и пейзажного стихотворения. Попробуем стать музыкантами и художниками.

-Послушайте(слушают аудиозапись стихотворения «Зимнее утро»

-Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалил снег, и он превратил все в волшебную сказку.

 

-Какие слова вам не понятны?

Словарная работа.

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (устар.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

 

- Кто такая Аврора?

 -Это богиня утра.

 -Какой прием использует поэт в первой строке стихотворения?
 - Мороз — холод, солнце — тепло, свет. Стихотворение начинается антитезой.
  -Какое еще противопоставление есть в первой строфе? 

-Давайте разрисуем красками наш первый отрывок.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

-Какие краски используем? Молодцы, светлые. Ведь здесь мы видим: Утро. Солнце. Радость. Пробуждение. Оптимизм.

 

-Переходим ко второму отрывку .Здесь уже я вижу, вы использовали темные краски и бледную луну. Молодцы! Что здесь почувствовал автор?

- Вечер. Мгла. Печаль. Сон. Пессимизм.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

-Во втором отрывке поэт использует антитезу для того, чтобы, вспоминая о вчерашней вьюге, подчеркнуть радость и торжество солнечного утра. Сравнение: «луна, как бледное пятно...»
Антитеза играет большую роль в настроении стихотворения. Он подчеркивает радость и торжество солнечного утра.

-Обратимся к третьему отрывку.

 

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

-Что у вас получилось?(дети рисуют голубое небо ,солнце вдалеке, темные ели под снегом)Здесь Мы чувствуем восторг, вдохновение.       Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
 

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь ?

-Обратим внимание на то, с какой интонацией читается этот отрывок.

- Было ли у вас такое чувство-,когда на улице мороз, а дома тепло, хорошо и не хочется двигаться с места ,и в то же время солнце манит на улицу?

- Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?
 -Этот прием — обращение: «красавица», «друг милый».

-А здесь что мы можем рассказать ,нарисовать?.

-Цвет и свет янтаря ,который передает то самое тепло . Молодцы!

-Что чувствуем?

-Умиротворение. Давайте по составу разберем это слово.

-Да. У нас в душе от этой строфы твориться мир и покой. Спокойствие ,теплота .И в конце Жизнь и движение ,которое продолжается и в последующем отрывке.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

-Здесь вы нарисовали сани ,коня ,леса, молодцы!

-А что здесь хотел передать автор? Ваши идеи?

-Да ,конечно же ,любовь к родине ,к ее природе. Ведь так много интересного в нашем окружении. Он как бы предвидел сегодняшнюю молодежь ,замыкающуюся на одних телефонах и гаджетах. Он призывает этим стихом к вечности и движению ,к пробуждению.

-Здесь вся Россия!

      Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию. Он призывает не только красавицу к действию ,но и нас, читателей.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания ,любовь к родине.

Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради).

Домашнее задание.
 Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро», опираясь на разрисовки в классе .Подобрать музыку к стихотворению.
 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Галина Меркулова, 25.11.19 в 22:56 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.