12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шилкова Оксана34



Предмет: литературное чтение
Класс: 2

Учитель: Оксана Александровна Шилкова

УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: С.Михалков «Быль для детей».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:
1. Обогащение читательского опыта: знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне.
2. Развитие читательского интереса и читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления.
4. Воспитание любви к Родине, к её истории, уважение к ветеранам.

Образовательные результаты:

Предметные: расширить знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, о героическом прошлом своей страны и своего народа; показать мужество, самоотверженность, героизм и духовную красоту советских людей.

Метапредметные:

Познавательные : воспринимать прослушанное художественное произведение; уметь работать с текстом стихотворного произведения: определять тему, жанр, понимать главную мысль произведения, объяснять своё эмоциональное состояние в процессе слушания.

Регулятивные : определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, учитывать мнения партнёра в совместной работе, построение понятных для слушателей высказываний, формулирование выводов, воспитывать культуру диалогового общения.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.


Ресурсы: учебник «Литературное чтение» авт. Л. А. Ефросинина, 2класс М.: «Вентана-Граф», 2015; чистые листы бумаги для моделирования; цветные карандаши; техническое оборудование: компьютер, доступ к сети Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор.





Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые ЭОР

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.


- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе и мир в нашей стране. Я желаю всем нам хорошего урока.

Дыхательная гимнастика

-Вспомните упражнение «Пушинка». Вздохните глубоко и подуйте на ладошку.






Выполняют дыхательную гимнастику.


2. Речевая разминка


Работа по развитию чёткости произношения слов и предложения и смыслом пословицы.

- Прочтите предложения про себя.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Для Отчизны не жаль жизни.


- Что прочитали?

-Объясните смысл пословиц.

- Прочитай по слогам, медленно, с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией, хором.

-Определите тему пословиц.

-Как по-другому можно назвать родимую землю? Назовите синонимы.





Чтение про себя.



Пословицы

Ответы детей.



О Родине

Родина, Россия, Отчизна, Отечество.


Слайд № 2


t1635100459aa.gif

3. Актуализация знаний.

Упражнение «Даты и события»


- Посмотрите на экран. Вы видите даты и фотографии событий нашей Родины. Определите, о чем говорят нам эти цифры.

















































- Ребята, предположите, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся на уроке?











- Посмотрите на выставку произведений.


- Как вы думаете, творчеству какого писателя будет посвящён урок?







- Какие из данных произведений вам уже знакомы?







1.Дата начала Великой Отечественной войны.











2.Столько дней и ночей длилась Великая Отечественная война.














3.Дата окончания войны.











4. 9 мая 2020 г. вся страна будет отмечать 75–летие Великой Победы.









О Великой Отечественной войне, о победе, о Родине.












Творчеству С. Михалкова.










Ответы детей.



Слайды № 3,4,5,6

1.

t1635100459ab.gif


2.

t1635100459ac.gif


3.

t1635100459ad.gif



4.

t1635100459ae.gif






Слайд № 7

t1635100459af.gif


Слайд № 8

t1635100459ag.gif


Слайд № 9

t1635100459ah.gif


4. Знакомство с новым произведением.

1 этап. Работа с текстом до чтения.


Антиципация (предугадывание предстоящего чтения)


- Прочтите на стр. 91 фамилию автора, название произведения.

- С каким произведением познакомимся?








- Что такое быль?



- Как вы думаете, о чём это произведение?


Постановка целей урока:

Сегодня на уроке мы не только познакомимся с произведением С.Михалкова о Великой Отечественной войне «Быль для детей», но и будем учиться выразительно читать, а также побываем на деском сайте президентской библиотеки «Президент России – гражданам школьного возраста».


2 этап. Работа с текстом во время чтения.

- В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен. Послушайте.


Первичное восприятие текста (текст читает учитель).


Проверка первичного восприятия.

-Понравилось ли вам произведение?


- Что слушали? Какое произведение по жанру?

- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?




- Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?

Словарная работа: Советские люди, фронт


- О каком советском народе идет речь?

- Объясни значение слова "фронт".








- Сергей Михалков «Быль для детей».










- Рассказ о том, что было или бывает на самом деле.


Высказывают свое мнение.



















Ответы детей.


- Стихотворение.


- Чувство гордости за своих дедов и прадедов, чувство страха и горечи, чувство радости и восхищения.



-Война, победа над врагом, возвращение победителей домой.


Работа со словарём, толкование непонятных слов (стр. 93)






Слайд № 10

t1635100459ai.gif


Слайд № 11
t1635100459aj.gif







5. Физминутка:


- Присоединимся к русским полкам и покажем, что мы тоже готовы встать на защиту своей Родины.

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, правой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!





Дети выполняю движения:

Ходьба в темпе марша.

Поочерёдно топают ногами.

Два хлопка руками над головой.

Два раза мигают глазами.

Два раза пожимают плечами

Ходьба в темпе марша.


















6. Работа с текстом произведения.

































































7. Работа с детским сайтом Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина «Президент России – гражданам школьного возраста».



























































































8. Работа с текстом произведения.






Вторичное восприятие текста. Работа над содержанием произведения.

- Сколько частей в были?

- Прочтите вступление.

- Для кого автор написал это произведение?


Подготовка к выразительному чтению 1 части.

- Прочтём 1 часть.



-Составьте и задайте своим одноклассникам вопросы к первой части стихотворения.











- Ребята, а как можно озаглавить 1-ю часть?


- Прочтите «жужжащим чтением вполголоса» 2 часть стихотворения.

- Долго ли шла война?

- О каких городах говорится во 2 части?

- Кто защищал нашу Родину?

- С кем сравнивает автор наш народ?

- «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ»



-Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ.

Эпитет - образное художественное определение свойств предмета.


-Как вы думаете, для чего нужны эпитеты?


Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной.


- Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор, для чего использует в данном стихотворении?



- Прочти про себя 3 часть.



-О чем она?

- День Победы, 9 Мая 1945 года - это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.

- А знаете ли вы, почему мы празднуем День победы? Что этот праздник значит для каждой семьи?


Я предлагаю вам узнать ответ на этот вопрос на детском сайте Президентской библиотеки Бориса Николаевича Ельцина «Президент России – гражданам школьного возраста».











































































- О том, как радовались люди Дню

победы, и когда был подписан указ «Об объявлении 9 мая ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ» мы узнаем из газеты «Страницы Победы» от 9 мая


- Великая Отечественная война - эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.

- В 2020 году наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 2020 год –это год Памяти и Славы. Ребята, мы всегда должны помнить об этом событии и гордиться Великой Победой!

Подготовка к выразительному чтению произведения.

- Как выдумаете, одинаково ли нужно читать всё произведение?

- О чём говорится в первой части?



- С какой интонацией вы будете её читать?



- О чём говорится во второй части?



- Как нужно читать вторую часть?





- О чём говорится в третьей части?

Как нужно читать третью часть?

5. Выразительное чтение стихотворения.



3


- Для детей.



Выразительное чтение 1 части стихотворения.


Используя ромашку Блума, дети составляют вопросы к 1 части:

- Когда началась война?

- Кто дал немецким войскам приказ?

-Против кого встали немецкие солдаты?

- Кто встал на защиту Родины?

Ответы на поставленный вопрос находят в тексте.

Предположения детей.

Жужжащее чтение вполголоса.

Ответы на поставленный вопрос находят в тексте.





С богатырями.







Предположения детей.



Автор хочет показать мощь и силу нашей армии, советского народа, всей страны.

Дети читают медленным «вдумчивым» чтением.

О победе





Ответы детей.



































































































- Нет.

- Говорится о начале войны и как советский народ поднялся на защиту Родины.


- С тревогой. С ненавистью к врагу.


- О том, что война длилась долго и наша армия защищалась от врагов.


- С гордостью. Передать напряжение сражений, мощь нашей армии.


- О победе.

- С восхищением, радостью, торжественно.

Дети читают.










Слайд № 12


t1635100459ak.gif















































http://kids.kremlin.ru/


t1635100459al.png


t1635100459am.png


t1635100459an.png


t1635100459ao.png


t1635100459ap.png


t1635100459aq.png


t1635100459ar.png


t1635100459as.png


t1635100459at.png

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.


3 этап. Работа с текстом после чтения.

1.Моделирование обложки (работа в парах).

-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши. Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения.

- Что вы отразите на обложке книги?















2.Подбор пословицы к произведению (работа в парах).

- Как вы думаете, подходят ли пословицы, которые мы читали в начале урока к этому произведению (Береги землю родимую, как мать любимую. Для Отчизны не жаль жизни.)


- Какие ещё пословицы подходят к теме нашего урока?

Предлагаю пословицы (на слайде):

1) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

2) Что мир строит, то война разрушает.

3)Сражайся смело за родное дело.

4)Первое дело в жизни служить Отчизне.

5) У страха глаза велики, да ничего не видят.

6) Грамоте учиться всегда пригодится.







- Фамилию, имя автора.

- Жанр и тему произведения.

- Заголовок.

Дети работают в парах, а потом проверяют свою работу по готовому образцу.









- Подходят.







Дети выясняют, какие пословицы подходят к данной теме: 1, 3, 4.




Слайд № 13

t1635100459au.gif

Слайд № 14

t1635100459av.gif






Слайд № 15

t1635100459aw.gif

10. Обобщение по теме урока

- Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну?

- С каждым годом их остается все меньше и меньше. А ведь награждали орденами и медалями тех, кто проявил во время войны мужество и героизм. Те, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами.  Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать  о войне, надо  беседовать с ними,  спрашивать их о том, какая у них была жизнь. Все мы должны  помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.

- Ветераны.


11. Домашнее задание (по выбору).


- Выполните домашнее задание по выбору:

1.Стр. 91-93. Подготовить выразительное чтение стихотворения; 2. Выучить наизусть стихотворение или отрывок. 3.Творческая работа: расспросить прабабушек и прадедушек о войне, подготовить рассказ «В моей семье живет память о войне». 4.Нарисовать иллюстрацию к книге.


Слайд № 16

t1635100459ax.gif

12. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Ребята, вам понравился урок?

- Закончите, пожалуйста, предложения:

- Теперь я знаю…

- Мне было интересно…

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

 Спасибо за урок!




Ответы детей

Слайд № 17

t1635100459ay.gif









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.