Урок литературного чтения вр 2 классе на тему «С. Михалков "Быль для детей"»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Учитель: Оксана Александровна Шилкова
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: С.Михалков «Быль для детей».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Обогащение читательского опыта: знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне.
2. Развитие читательского интереса и читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления.
4. Воспитание любви к Родине, к её истории, уважение к ветеранам.
Образовательные результаты:
Предметные: расширить знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, о героическом прошлом своей страны и своего народа; показать мужество, самоотверженность, героизм и духовную красоту советских людей.
Метапредметные:
Познавательные : воспринимать прослушанное художественное произведение; уметь работать с текстом стихотворного произведения: определять тему, жанр, понимать главную мысль произведения, объяснять своё эмоциональное состояние в процессе слушания.
Регулятивные : определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, учитывать мнения партнёра в совместной работе, построение понятных для слушателей высказываний, формулирование выводов, воспитывать культуру диалогового общения.
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» авт. Л. А. Ефросинина, 2класс М.: «Вентана-Граф», 2015; чистые листы бумаги для моделирования; цветные карандаши; техническое оборудование: компьютер, доступ к сети Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Содержание урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Используемые ЭОР |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | - Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе и мир в нашей стране. Я желаю всем нам хорошего урока. Дыхательная гимнастика -Вспомните упражнение «Пушинка». Вздохните глубоко и подуйте на ладошку. | Выполняют дыхательную гимнастику. | |
2. Речевая разминка | Работа по развитию чёткости произношения слов и предложения и смыслом пословицы. - Прочтите предложения про себя. Береги землю родимую, как мать любимую. Для Отчизны не жаль жизни. - Что прочитали? -Объясните смысл пословиц. - Прочитай по слогам, медленно, с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией, хором. -Определите тему пословиц. -Как по-другому можно назвать родимую землю? Назовите синонимы. | Чтение про себя. Пословицы Ответы детей. О Родине Родина, Россия, Отчизна, Отечество. | Слайд № 2 |
3. Актуализация знаний. | Упражнение «Даты и события» - Посмотрите на экран. Вы видите даты и фотографии событий нашей Родины. Определите, о чем говорят нам эти цифры. - Ребята, предположите, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся на уроке? - Посмотрите на выставку произведений. - Как вы думаете, творчеству какого писателя будет посвящён урок? - Какие из данных произведений вам уже знакомы? | 1.Дата начала Великой Отечественной войны. 2.Столько дней и ночей длилась Великая Отечественная война. 3.Дата окончания войны. 4. 9 мая 2020 г. вся страна будет отмечать 75–летие Великой Победы. О Великой Отечественной войне, о победе, о Родине. Творчеству С. Михалкова. Ответы детей. | Слайды № 3,4,5,6 1.
2.
3.
4. Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 |
4. Знакомство с новым произведением. | 1 этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения) - Прочтите на стр. 91 фамилию автора, название произведения. - С каким произведением познакомимся? - Что такое быль? - Как вы думаете, о чём это произведение? Постановка целей урока: Сегодня на уроке мы не только познакомимся с произведением С.Михалкова о Великой Отечественной войне «Быль для детей», но и будем учиться выразительно читать, а также побываем на деском сайте президентской библиотеки «Президент России – гражданам школьного возраста». 2 этап. Работа с текстом во время чтения. - В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен. Послушайте. Первичное восприятие текста (текст читает учитель). Проверка первичного восприятия. -Понравилось ли вам произведение? - Что слушали? Какое произведение по жанру? - Какие чувства вы испытали, слушая это произведение? - Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение? Словарная работа: Советские люди, фронт - О каком советском народе идет речь? - Объясни значение слова "фронт". | - Сергей Михалков «Быль для детей». - Рассказ о том, что было или бывает на самом деле. Высказывают свое мнение. Ответы детей. - Стихотворение. - Чувство гордости за своих дедов и прадедов, чувство страха и горечи, чувство радости и восхищения. -Война, победа над врагом, возвращение победителей домой. Работа со словарём, толкование непонятных слов (стр. 93) | Слайд № 10
Слайд № 11 |
5. Физминутка: | - Присоединимся к русским полкам и покажем, что мы тоже готовы встать на защиту своей Родины. Как солдаты на параде, | Дети выполняю движения: Ходьба в темпе марша. Поочерёдно топают ногами. Два хлопка руками над головой. Два раза мигают глазами. Два раза пожимают плечами Ходьба в темпе марша. | |
6. Работа с текстом произведения. 7. Работа с детским сайтом Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина «Президент России – гражданам школьного возраста». 8. Работа с текстом произведения. | Вторичное восприятие текста. Работа над содержанием произведения. - Сколько частей в были? - Прочтите вступление. - Для кого автор написал это произведение? Подготовка к выразительному чтению 1 части. - Прочтём 1 часть. -Составьте и задайте своим одноклассникам вопросы к первой части стихотворения. - Ребята, а как можно озаглавить 1-ю часть? - Прочтите «жужжащим чтением вполголоса» 2 часть стихотворения. - Долго ли шла война? - О каких городах говорится во 2 части? - Кто защищал нашу Родину? - С кем сравнивает автор наш народ? - «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ» -Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ. Эпитет - образное художественное определение свойств предмета. -Как вы думаете, для чего нужны эпитеты? Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной. - Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор, для чего использует в данном стихотворении? - Прочти про себя 3 часть. -О чем она? - День Победы, 9 Мая 1945 года - это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле. - А знаете ли вы, почему мы празднуем День победы? Что этот праздник значит для каждой семьи? Я предлагаю вам узнать ответ на этот вопрос на детском сайте Президентской библиотеки Бориса Николаевича Ельцина «Президент России – гражданам школьного возраста». - О том, как радовались люди Дню победы, и когда был подписан указ «Об объявлении 9 мая ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ» мы узнаем из газеты «Страницы Победы» от 9 мая - Великая Отечественная война - эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства. - В 2020 году наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 2020 год –это год Памяти и Славы. Ребята, мы всегда должны помнить об этом событии и гордиться Великой Победой! Подготовка к выразительному чтению произведения. - Как выдумаете, одинаково ли нужно читать всё произведение? - О чём говорится в первой части? - С какой интонацией вы будете её читать? - О чём говорится во второй части? - Как нужно читать вторую часть? - О чём говорится в третьей части? Как нужно читать третью часть? 5. Выразительное чтение стихотворения. | 3 - Для детей. Выразительное чтение 1 части стихотворения. Используя ромашку Блума, дети составляют вопросы к 1 части: - Когда началась война? - Кто дал немецким войскам приказ? -Против кого встали немецкие солдаты? - Кто встал на защиту Родины? Ответы на поставленный вопрос находят в тексте. Предположения детей. Жужжащее чтение вполголоса. Ответы на поставленный вопрос находят в тексте. С богатырями. Предположения детей. Автор хочет показать мощь и силу нашей армии, советского народа, всей страны. Дети читают медленным «вдумчивым» чтением. О победе Ответы детей. - Нет. - Говорится о начале войны и как советский народ поднялся на защиту Родины. - С тревогой. С ненавистью к врагу. - О том, что война длилась долго и наша армия защищалась от врагов. - С гордостью. Передать напряжение сражений, мощь нашей армии. - О победе. - С восхищением, радостью, торжественно. Дети читают. | Слайд № 12 |
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | 3 этап. Работа с текстом после чтения. 1.Моделирование обложки (работа в парах). -У вас на столах лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши. Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения. - Что вы отразите на обложке книги? 2.Подбор пословицы к произведению (работа в парах). - Как вы думаете, подходят ли пословицы, которые мы читали в начале урока к этому произведению (Береги землю родимую, как мать любимую. Для Отчизны не жаль жизни.) - Какие ещё пословицы подходят к теме нашего урока? Предлагаю пословицы (на слайде): 1) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 2) Что мир строит, то война разрушает. 3)Сражайся смело за родное дело. 4)Первое дело в жизни служить Отчизне. 5) У страха глаза велики, да ничего не видят. 6) Грамоте учиться всегда пригодится. | - Фамилию, имя автора. - Жанр и тему произведения. - Заголовок. Дети работают в парах, а потом проверяют свою работу по готовому образцу. - Подходят. Дети выясняют, какие пословицы подходят к данной теме: 1, 3, 4. | Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 |
10. Обобщение по теме урока | - Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну? - С каждым годом их остается все меньше и меньше. А ведь награждали орденами и медалями тех, кто проявил во время войны мужество и героизм. Те, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ними, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле. | - Ветераны. | |
11. Домашнее задание (по выбору). | - Выполните домашнее задание по выбору: 1.Стр. 91-93. Подготовить выразительное чтение стихотворения; 2. Выучить наизусть стихотворение или отрывок. 3.Творческая работа: расспросить прабабушек и прадедушек о войне, подготовить рассказ «В моей семье живет память о войне». 4.Нарисовать иллюстрацию к книге. | | Слайд № 16 |
12. Подведение итогов урока. Рефлексия. | -Ребята, вам понравился урок? - Закончите, пожалуйста, предложения: - Теперь я знаю… - Мне было интересно… - Мне понравилось… - Мне было трудно… | Ответы детей | Слайд № 17 |