Урок литературного чтения в 3 классе «В.Ю. Драгунский. "Девочка на шаре"»

1
0
Материал опубликован 19 May 2016 в группе

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

Автор: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение 3 класс 2 часть.

(УМК "Школа 2100")

Тип урока: Урок изучения нового

Цели урока:

Цели образовательные:

Познакомить с рассказом В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»;

Сформировать представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей;

Формирование навыка правильного и сознательного чтения;

Формирование основ правильной читательской деятельности.

Цели развивающие:

Формирование универсальных учебных действий: Личностных (осознание потребности в чтении рассказа); Регулятивных (осознание цели чтения, контроль и самоконтроль за правильностью чтения при первичном и вторичном чтении, рефлексивное осознание границы знания и не знания на этапе подготовительной беседы в процессе актуализации сведений об авторе и его творчестве, формирование действия коррекции при исправлении собственных и чужих ошибок, рефлексивная оценка результатов деятельности на уроке чтения); Познавательных (развитие мыслительной операции анализа при анализе художественного текста, развитие синтеза на итоговой беседе по произведению, формирование обобщения на этапе формулировки идеи произведения; умение извлекать информацию из текста, интерпретировать её, понимать идею текста, авторский замысел, устанавливать причину – следственные связи в поступках героях); Коммуникативных (Умение выразить свою точку зрения, формировать умения обосновать свою точку зрения в процессе чтения, формировать умение выслушать чужую точку зрения и принять её);

Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы.

Цели воспитательные:

Воспитание чуткого, сострадательного, доброго человека, человека способного любить, взаимопонимания отцов и детей.

Воспитание интереса и уважение к произведению отечественных писателей.

Оборудование:

А) Для учителя: учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя, выставка книг, аудиозапись произведения и О. Попов “Цирк”, карточка с названием произведения, словарь Ожегова, изображение: эскимо, ситро, эквилибрист.

Б) Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Ход урока:

Орг. момент:

Здравствуйте ребята!

Проверьте, готовы ли вы начать урок.

Теперь мы с вами можем отправляться в путешествие по стране литературы.

Проверка Д/З:

Со стихотворением какой известной русской поэтессой мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с Агнией Львовной Барто)

Какое стихотворение мы читали? (Мы читали стихотворение «Перед сном»)

Какое было задано домашнее задание? (Выучить стихотворение «Перед сном»)

Проверяю как дети выполнили Д/З.

Подготовительная беседа:

Работа с портретом:

Вы узнаете человека на портрете? (Да, на портрете изображен Виктор Юзефович Драгунский)

Откроем рабочую тетрадь на стр. 49. Выполним №1.

Какие произведения Драгунского вы знаете? (Друг детства, Он живой и светиться, Тайное становится явным и т.д.)

Как звали главного героя? (Дени Кораблёв)

Ребята, на перемене посмотрите выставку книг, которую я организовала для вас.

Давайте вспомним о жизни и творчестве Драгунского:

Я вам напомню: Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер»; пишет песни, сценки для эстрады и цирка. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая он стал посещать «Литературно-театральные мастерские». В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Впоследствии руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка». Человек постоянного творческого поиска, Драгунский в 30 лет неожиданно для всех смог предпринять необычный эксперимент: уйти из театра и немногим больше года проработать на манеже Московского цирка Рыжим клоуном. Поэтому о цирке Виктор Драгунский знал не понаслышке.

Где родился Драгунский? (Драгунский родился в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России)

Какой эксперимент принял Драгунский? (Поработать на манеже Московского цирка)

Откуда ушел работать Драгунский в цирк? (Из театра)

Во сколько лет принял эксперимент? (В 30 лет)

Словарная работа:

Ребята, давайте разберём слова, которые встретятся в произведении.

Посмотрите на доску и попробуйте объяснить значения этих слов:

ЭСКИМО

СИТРО

ЭКВИЛИБРИСТ

Обратимся к словарю Ожегова:

ЭСКИМО – мороженое на палочке. (Показываю иллюстрацию)

СИТРО – фруктовый газированный напиток. (Показываю иллюстрацию)

ЭКВИЛИБРИСТ – человек обладающий способностью удерживать равновесие при неустойчивом положении тела.

Эмоциональный настрой:

Послушайте музыку О. Попов “Цирк”.

Какое настроение у вас вызвала эта музыка? (Ответы детей)

Создание мотивации к чтению:

Посмотрите на название произведения. (Открываю название на доске)

Как вы думаете, о ком будет говориться в данном произведении? (Ответы детей)

Правы вы или нет мы узнаем, когда прочитаем произведение.

Первичное чтение:

Книги закрыты и слушайте внимательно. (Аудиозапись рассказа 13 мин.)

Пауза

Интересный рассказ? (Ответы детей)

Что для вас было интересно? (Ответы детей)

Что вы почувствовали, когда слушали рассказ? (Ответы детей)

Чтение и анализ произведения:

Чтение 1 части:

От чьего имени идет рассказ? (От имени Дениски)

Куда пошел Дениска с классом? (Дениска с классом пошёл в цирк)

Сколько лет Дениске? (Дениске 8 лет)

Продолжите фразу зачитав из книги «И вот теперь мы всем классом пришли в цирк, и я думал,…». (Ответы детей)

Почему расхохотался Дениска, когда акробаты начали выступать? (Дениска подумал, что они это делают для смеха)

Как озаглавим эту часть? (Ответы детей)

Чтение 2 части:

Зачитайте как выглядел цирк внутри. (Ответы детей)

Что накупили ребята и стали есть? (Ребята купили эскимо)

Кто первым вышел на арену? (Первым на арену вышел артист-жонглёр)

Что сделал жонглёр для того чтобы оживить публику? (Жонглёр кинул публике мяч)

Что произошло с мячом у Мишке? (Мишка кинул мяч в барабанщика)

Почему Дениска не услышал кого объявили, когда выкатили голубой шар? (Зрители еще «не остыли» после мяча)

Как озаглавим эту часть? (Ответы детей)

Чтение 3 части:

Кто выбежал на арену? (На арену выбежала маленькая девочка)

Зачитайте описание маленькой девочки. (Ответы детей)

Как вы думаете, почему Дениска удивился выступлением девочки? (Ответы детей)

Какие чувства испытал Дениска от номера девочки? (Ответы детей)

Кто выступал после девочки? (После девочки выступал клоун)

Как озаглавим эту часть? (Ответы детей)

Чтение 4 части:

Почему Дениска в антракте не побежал в буфет? (Ему хотелось еще раз увидеть девочку)

Дениске просто было жалко львов или его настроение объясняется чем-то ещё? (Ответы детей)

С каким настроением Дениска пришёл домой после цирка? (Ответы детей)

Что же мама увидела, как будто в первый раз? (Возможно, то, что её сын взрослеет)

Как озаглавим эту часть? (Ответы детей)

Чтение 5 части:

Зачем автор в первом абзаце повторяет союз и? (Для того чтобы показать, как долго тянулась эта неделя, что чувствовал и переживал мальчик)

Папа сдержал клятву верности и чести? (Да, он сдержал)

Увидел ли Дениска девочку в цирке? (Нет)

Как озаглавим эту часть? (Ответы детей)

Чтение 6 части:

Купил ли папа программку? (Да)

Как вы думаете, какие чувства испытал Дениска, когда услышал, что Таня Воронцова уехала? (Ответы детей)

Куда уехала Таня? (Во Владивосток)

Досмотрел ли Дениска представление? Как вы думаете почему? (Нет. Ответы детей)

Как озаглавим эту часть? (Ответы детей)

Чтение 7 части:

«Папа молчал. Ему, видно, было не до меня.» Так ли это? Поэтому папа молчал? (Ответы детей)

Как вы думаете, папа хотел поддержать сына и как-то загладить свою вину? (Да)

Вы поняли почему папа так себя ведёт? (Ответы детей)

Отчего у папы было серьёзное и грустное лицо? (Ответы детей)

Как озаглавим эту часть? (Ответы детей)

 

Обобщающая беседа:

1) Понравился ли вам рассказ В. Ю. Драгунского «Девочка на шаре»? (Ответы детей)

2) О чём же это произведение? (О любви, о взаимоотношении между родителями и детьми)

3) Каким мы видим Дениску после посещения цирка? (Повзрослевшим, серьёзным, способным к глубоким переживаниям)

4) Почему так поразила Дениску эквилибристка-девочка на шаре? (Ответы детей)

5) Задание в рабочей тетради стр. 49 № 2.

6) Рассмотрите иллюстрации на стр. 116 и на стр. 122. Найдите и зачитайте текст который подходит к ним.

7) Чему научил вас этот рассказ? (Ответы детей)

 

Д/З:

Стр. 116 – 124 читать, стр. 124 вопрос № 4, рабочая тетрадь стр. 49 №3.

По желанию: Написать сочинение на тему «Моя семья».

 

Итоговая беседа:

1) С каким произведение познакомились? (Девочка на шаре)

2) Кто его автор? (В. Ю. Драгунский)

3) Хотелось бы вам прочитать другие произведения этого автора? (Ответы детей)

4) Понравилась работа на уроке? Чем понравилась? (Ответы детей)

5) Какие трудности возникли? (Ответы детей)

Молодцы, вы хорошо потрудились. Мне понравились ответы (…….). Активнее нужно работать (………). Не отвлекаться (…..).

Урок окончен!

Комментарии
Комментариев пока нет.