12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ямковая Ольга Николаевна218
Учитель и ученик растут вместе... (Конфуций)
Россия, Красноярский край, Ачинск

Урок литературного чтения

Тема: А. Гайдар "Ёлка в тайге"

Класс: 2

Учитель начальных классов: Ямковая Ольга Николаевна.

Цель: формирование основ читательской компетенции через использование приемов смыслового чтения на материале произведения А.Гайдара "Ёлка в тайге".

Планируемые результаты:

Познавательные: извлекает информацию из текста; на основе анализа объектов делает выводы.

Коммуникативные: умеет слушать и понимать других; строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляет свои мысли в устной форме; работаетв группе.

Регулятивные УУД:

1)  высказывает своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2)  оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Воспитывать чувство взаимопомощи и доброго отношения друг к другу.

Методы и приемы на уроке: наглядный., словесный, игровые приемы, прием "Ромашка вопросов (Блума)".

Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, групповая.


 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Приветствие. Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Проверим готовность к уроку. Все ли мы взяли с собой?

Учебник и тетрадку? Пенал и шоколадку? Отличное настроение?

Отвечают

2. Проверка домашнего задания.

Отгадайте загадку.

Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, На Новый год я - главная.

- Почему ёлка главная?

Чтение стихотворения наизусть С. Михалков В снегу стояла ёлочка"

ёлка

символ Нового года

анализ и оценивание учащимися

3. Актуализация знаний.

- Какой раздел начинает стихотворение С. Михалкова "В снегу стояла ёлочка"?

А знаете ли вы, как празднуют Новый год в других странах?

Жители северной Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.

В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома, что, как они полагают, приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.

Китайский Новый Год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии - самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый Год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов.

Новый год в Австралии начинается первого января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах.

В Греции Новый год - это день святого Василия. Святой Василий был известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки у камина в надежде, что Святой Василий заполнит ботинки подарками.

В каком стиле вы бы хотели встретить наступающий Новый год в своей семье? Почему?

ответы учащихся

сообщения учащихся

Ответы очащихся

4. Усвоение учащимися нового материала

а) Знакомство с автором, названием произведения, жанром

Рассмотрите изображение.

- О чём может идти речь в нашем следующем произведении? Отгадайте ребус и вы узнаете автора этого произведения.

Поставьте цель на урок, опираясь на клише.

Я познакомлюсь...

Я узнаю ....

Это произведение меня научит... (возможно дети не смогут предположить)


 

Предлагаю слова-опоры, которые помогут вам составить третье предложение: самодельные игрушки, таёжная красавица, Чук и Гек, семья, счастье.

Цели фиксируются на доске.

- Что вы знаете об авторе? Какие произведения вам знакомы? ("Совесть", "Горячий камень", "Тимур и его команда", "Чук и Гек")

б) Сведения об авторе Настоящая фамилия - Голиков, а Гайдар - псевдоним, который настолько прижился, что стал фамилией для последующих поколений родственников. 1904-1941 г.г. В возрасте 14 лет мальчик отправляется на фронт, где поступает на курсы командиров и в скором времени уже командует ротой курсантов.

Общечеловеческие ценности - любовь, дружба, семейное счастье-вот, что было присуще его произведениям.

Рассмотрите выставку книг. О чем (о ком) писал Аркадий Гайдар?

Отгадывают ребус, называя фамилию автора - Гайдар

Учащиеся выбирают фразу, дополняя её (Я познакомлюсь с новым произведением А.Гайдара, Я узнаю о жизни А.Гайдара, Я узнаю о праздновании Нового года и т.д.)

Рассматривают книги А.Гайдара, высказывают мнение.

5. Первичное чтение

Словарная работа.

Чтобы вам было все понятно, давайте поработаем над лексическим значением слов: тайга - хвойный лес, папиросная бумага - сорт очень тонкой прозрачной бумаги, радиоприёмник - аппарат для приема звуковых сигналов по радио, не ахти какие - плоховатые, не очень, перевести ду х - отдохнуть, лупоглазые - с выпуклыми глазами.

Читает учитель и хорошо читающие дети.

Работают совместно с учителем над толкованием слов и соотнесением высказанных предположений со значениями из словарей.

Следят за чтением учителя и одноклассников.

6. Проверка первичного содержания

Какое чувство вызвало данное произведение?

Вам понравился рассказ? Чем?

Отвечают. (Чувство радости, веселья и т.д.)

7. Анализ прочитанного текста (работа в группе)

Сегодня необычный урок. Среди зимы у нас распустился замечательный цветок. Отгадайте какой?

МОШАКАР (Ромашка)

Ромашка - символ семьи (любви и верности)

Сегодня на уроке каждая группа будет собирать РОМАШКУ. И в конце урока у нас должен получиться букет.

Для того, чтобы получилась ромашка, вам необходимо перечитывать текст и отвечать на вопросы. Только ответив на все вопросы лепестка правильно, вы можете приклеить лепесток к серединке.

Вы будете работать в группах. Назовите правила работы в группе.

На серединке цветка поставьте номер группы.

- Возьмите лепесток с буквой П. Прочитайте в группе вопросы и ответьте на них .

1. Кто был главным героем рассказа?

2. В какое время года происходят события ?

3. Какие игрушки смастерили мальчики? Из чего?

Покажите готовность.

Фронтальная проверка. Отмечайте + и - правильность ответов вашей группы.

Если на все вопросы вы ответили верно, приклейте лепесток к серединке.

- Возьмите лепесток с буквой У . Прочитайте в группе вопросы и ответьте на них.

1. Правда ли, что мальчики готовились к Новому году?

2. Правда ли, что сторож не принёс мальчикам ёлку?

3. Правда ли, что мальчики отмечали Новый год одни?

4. Мальчики отмечали Новый год в Москве?

Покажите готовность.

Фронтальная проверка. Отмечайте + и - правильность ответов вашей группы.

Если на все вопросы вы ответили верно, приклейте следующий лепесток к серединке.

- Возьмите лепесток с буквой О . Прочитайте в группе вопросы и ответьте на них.

1. Почему сторож ничего не ответил маме мальчиков?

2. Почему автор назвал ёлку таёжной красавицей?

3. Почему отец мальчиков не танцевал?

4.Почему мама отняла Гека у гостей?

5. Как люди узнали, что наступил Новый год?

Покажите готовность.

Фронтальная проверка. Отмечайте + и - правильность ответов вашей группы.

Если на все вопросы вы ответили верно, приклейте лепесток к серединке.

Работают в группах, отвечают по очереди на вопросы, относятся к высказываниям одноклассников.

Самооценка группы

8. Физминутка

Горит огнями елочка, 
Под нею тени синие,  (поднимаем руки вверх)
Колючие иголочки,
Как будто в белом инее   (опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие 
Повсюду зажигаются.  (наклоны вправо, влево)  
Во всех домах,
По всей стране ребята улыбаются   (ходьба на месте, улыбка)

Выполняют упражнения

9. Анализ прочитанного текста

- Возьмите лепесток с буквой Т . Прочитайте в группе вопросы и ответьте на них.

1. Как вы думаете, что было бы, если бы сторож не принёс из леса ёлку?

2. Что было бы, если бы радиоприёмник не включился?

Покажите готовность.

Фронтальная проверка. Отмечайте + и - правильность ответов вашей группы.

Если на все вопросы вы ответили верно, приклейте следующий лепесток к серединке.

- Возьмите лепесток с буквой Оц . Прочитайте в группе вопросы и ответьте на них.

1. Как вы относитесь к главным героям рассказа?

2. Можно ли героев рассказа назвать дружными, счастливыми? Почему?

Покажите готовность.

Фронтальная проверка. Отмечайте + и - правильность ответов вашей группы.

Если на все вопросы вы ответили верно, приклейте следующий лепесток к серединке.

- Возьмите лепесток с буквой ПР . Прочитайте в группе вопросы и ответьте на них.

1. Из чего можно сделать новогодние игрушки?

Покажите готовность.

Фронтальная проверка. Отмечайте + и - правильность ответов вашей группы.

Если на вопрос вы ответили верно, приклейте следующий лепесток к серединке.

Работают в группах, отвечают по очереди на вопросы, относятся к высказываниям одноклассников.

10. Итог урока

А теперь капитаны групп закрепите свои ромашки на доске. Удалось ли нам собрать букет из ромашек?

- Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

- Что помогло вам достичь цели урока?

Отнеситесь к высказыванию.

"Семья — самое уютное и теплое место на Земле. И в этом местечке ты по настоящему счастлив!"

 

11. Домашнее задание

Выберите задание, которое вам хотелось бы выполнить.

Перечитайте произведение.

1. Подготовить пересказ.

2. Написать продолжение рассказа (5 предложений).

Записывают домашнее задание в дневник

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.