Урок математики 4 класс "Величины. Повторение"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Антрацитовская гимназия №1 имени почётного гражданина
города Антрацита Вадима Яковлевича Ткаленко»
План – конспект
урока по математике
в 4-А классе
по теме:
Величины. Закрепление.
Учитель начальных классов:
Безуглая Галина Николаевна
Квалификационная категория: высшая
2024 – 2025 уч. г.
Тема урока: Величины . Закрепление.
Цель урока: закрепить знания об изученных единицах измерения, умение переводить мелкие единицы измерения в более крупные и наоборот; закрепить умение решать задачи; отрабатывать вычислительные навыки
Задачи: учить систематизировать и обобщать знания о единицах длины, площади, массы и времени; учить логически мыслить, рассуждать
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания, умения и навыки; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; работать в парах; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Развитие универсальных учебных действий. (УУД).
Познавательные УУД:
- умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
- использование способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,и несущественных);
Коммуникативные УУД:
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
- способность к самооценке;
- наличие учебно-познавательной мотивации;
Оборудование: карточки «Величины», «Единицы измерения величин»; карточки с текстом задач, математический пазл, изображения животных.
Ход урока
Оргмомент.
Запись даты и вида работы.
13 ноября
Классная работа
Минутка чистописания.
На доске и в тетрадях: 2634
- Что вы можете рассказать об этом числе? (Четырёхзначное; состоит из 4 единиц, 3 десятков, 6 сотен и 2 тысяч; чётное; соседи числа 3633 и 2635).
- Составьте и запишите из этих цифр самое большое четырёхзначное число. (6432).
- Составьте и запишите из этих цифр самое маленькое четырёхзначное число. (2346).
- Прибавьте к этому числу 7600 и запишите полеченное число. (9946).
- Найдите сумму всех цифр и запишите полученное число.( 28).
Е П Т Ь С
(2634, 6432, 2346, 9946, 28)
- Расставьте числа в порядке возрастания, расшифруйте слово. (Приложение 1)
С Т Е П Ь
28, 2346, 2634, 6432, 9946
- На уроках окружающего мира мы с вами узнали, что территория Луганской Народной Республики располагается в зоне степей. Для охраны природы нашего края был создан Луганский природный заповедник, в котором обитает около 2634 видов животных. 28 видов животных, проживающих на территории заповедника, занесены в Красную книгу ЛНР.
- На сегодняшнем уроке мы узнаем интересные факты жизни некоторых животных, находящихся под охраной.
IV. Постановка темы и задач урока.
- Разбейте единицы величин на группы: 1 ц, 1 мм, 1 век, 1 км, 1 м2, 1 с, 1 г, 1 см2
- Сколько групп получилось? (Приложение 2)
- По какому признаку разбивали единицы измерения на группы? Назовем единицы длины, площади, массы, времени.
Длина Площадь Масса Время
1мм 1м2 1ц 1 век
1км 1см2 1г 1с
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Величины)
- Какие учебные задачи можно перед собой поставить? (Учиться сравнивать величины,
переводить одни единицы измерения в другие, тренироваться в решении задач с величинами.)
V. Гимнастика ума.
Игра «Верно, неверно». Один ребенок у доски, остальные самостоятельно.
- Если вы согласны с моим высказыванием, ставим +, если не согласны -.
1) 1кв. см < 101 кв. мм
2) 1кг = 100г
3) 3 века это 300 лет
4) 2 суток это 32 часа
5) Единицы измерения расположены в порядке возрастания: мм , см, м, дм
6) В 4 часах – 240 минут.
7) 6 метров больше, чем 6 сантиметров в 100 раз.
8) 1995 год – это 20 век
Проверка (+ - + - - + + +)
VI. Работа по учебнику.
1) Самостоятельная работа по вариантам.
- Откройте учебник на с. 54, найдите № 12. Найдите значение выражений и узнайте животного, сложив пазл. (128, 0, 4, 14. 28, 82). (Приложение 3)
- Ушастый еж находится под угрозой исчезновения и занесен в Красную Книгу Луганской Народной Республики. Отчасти свое название ушастые ежи получили благодаря своим большим и удлиненным ушам, которые составляют почти половину длины тела. Главная функция больших ушей – терморегуляция. Размеры ушастых ежей в два раза меньше размеров обычных ежей (всего лишь 20 см ) , однако, это ничуть не отражается на их скорости передвижения. В погоне за добычей ушастый ежик может развить гораздо большую скорость, нежели обычный еж (до 5 метров в секунду).
2) Решение уравнений .
- Знакомьтесь – байбак или степной сурок! Один из самых крупных представителей семейства беличьих, обитающий в степях ЛНР. Длина тела байбака достигает 70 сантиметров, а упитанные самцы могут весить до 10 килограмм!
(Приложение 4)
- Решите уравнения № 15, с.54 и вы узнаете о жизни этого зверька.
47 + Х = 108
Х = 61
- Живут байбаки большими многолетними колониями, устраивая для жилья норы разного назначения и сложности. Общая протяжённость ходов может достигать 61 м.
65 – Х = 27
Х = 38
- Температура тела байбака 38 градусов.
Х · 27 = 81
Х = 3
- Как и медведь, степной сурок впадает в спячку. Все слышали о дне сурка? Примета простая, байбак проснулся — тепло на подходе. А перед тем, как залечь на дно, наш герой произведёт генеральную уборку. Он тщательно выскребет из апартаментов старую подстилку, а взамен постелет свежую и мягкую. Для создания таковой байбак использует траву. Одна перина может достигать до 3 кг веса. Попробуй, натаскай!
Х ˸ 8 = 12
Х = 96
- Байбаки – трудяги. Роя норы, они выбрасывают землю наружу, образуя холмики – сурчины. Зверьки любят улечься на сурчину, чтобы погреться на солнышке.При опасности они издают громкий резкий свист, предупреждая сородичей. При устройстве постоянной норы на поверхность выбрасывается до десятка кубометров грунта, образуя холм-сурчину. Высота холма достигает 96 см . Между собой сурки предпочитают общаться посвистываниями. Байбаки трутся носами в знак приветствия.
VII. Физкультминутка
Вот степная норка (Присесть)
Там жили два сурчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкой дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
VIII. Работа над задачами.
- Следующий гость нашего урока. Приложение 5
- Большой тушканчик является удивительным животным. Иное название животного – земляной заяц. Эти зверюшки отличается большой осторожность, пугливостью и ведут довольно скрытый образ жизни. Активен большой тушканчик исключительно ночью. Прежде чем покинуть нору, зверёк долго принюхивается и прислушивается. В спокойном состоянии большой тушканчик передвигается на задних лапах шагом или рысью. Максимальная скорость бега — 40—50 км/час. Большие тушканчики при беге не совершают резких прыжков и уходят от преследования плавными, но мощными толчками, создающими впечатление, что тушканчик буквально летит над землёй.
(Задача на карточке) (Приложение 5)
Тушканчик выходит на поверхность норы через 40 минут после заката и возвращается в нору за 30 минут до восхода солнца. Сколько времени тушканчик проводит на поверхности земли, если закат в 20 часов 20 минут, а рассвет в 4 часа утра?
Решение:
20 ч 20 мин + 40 мин = 21 ч – выходит на поверхность норы;
4 ч – 30 мин = 3 ч 30 мин – возвращается в нору;
1 сут. = 24 ч
24 – 21 = 3 ч – находится на поверхности до окончания суток;
3 ч + 3 ч 30 мин = 6 ч 30 мин – проводит на поверхности земли.
Ответ: Тушканчик проводит на поверхности земли 6 часов 30 минут.
Следующая задача от этого гостя. (Приложение 6)
- Орлана - белохвоста называют «властелином воздуха», так как он летает в любую погоду. Он одинаково легко преодолевает большие пространства и при ясной безветренной погоде, и при почти штормовой пурге с сырым снегом, над сушей и над морским простором. На зимовку улетает в тёплые края.
(Задача на карточке) (Приложение 5)
Чтобы орлану - белохвосту улететь в тёплые края, ему нужно преодолеть путь к месту зимовки 1740 км. Скорость полёта птицы составляет 70 км за 1 час. Сколько километров осталось ещё преодолеть орлану, если он уже был пути 20 часов?
Решение:
20 · 70 = 1400 ( км) – преодолел орлан;
1750 – 1400 = 350 (км)
Ответ: 350 км осталось ещё преодолеть орлану.
IX. Итог урока.
- Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока?
- Удалось решить поставленные цели?
- Какие трудности возникли?
X. Домашнее задание.
Учебник с. 55 № 27, 25
XI. Рефлексия.
Поднимите руки, кто доволен собой?
Кто не очень доволен и почему?
Кто считает, что тему усвоил хорошо?
Кто сомневается?
- Наш индустриальный край не обделен природой. Его растительный и животный мир богат и своеобразен. И мы должны сделать все возможное, чтобы Донбасс всегда оставался цветущим краем Чем разумнее мы будем использовать дары природы, тем больших успехов добьемся в хозяйственной деятельности, тем богаче и содержательнее станет внутренний мир каждого из нас.
- Спасибо за урок. Вы показали хорошие результаты. Мне было очень приятно работать с вами.
Приложение 1
| С | Т |
Е | П | Ь |
| 28 | 2346 |
2634 | 6432 | 9946 |
Приложение 2
1 ц | 1 мм |
1 век | 11 км |
1 м2 | 1 с |
1 г | 1 см2 |
Площадь
Масса
Время
Длина
Приложение 3
128 | 0 | 4 |
14 | 28 | 82 |
Приложение 4
Приложение 5
Тушканчик выходит на поверхность норы через 40 минут после заката и возвращается в нору за 30 минут до восхода солнца. Сколько времени тушканчик проводит на поверхности земли, если закат в 20 часов 20 минут, а рассвет в 4 часа утра? Чтобы орлану - белохвосту улететь в тёплые края, ему нужно преодолеть путь к месту зимовки 1740 км. Скорость полёта птицы составляет 70 км за 1 час. Сколько километров осталось ещё преодолеть орлану, если он уже был пути 20 часов? | Тушканчик выходит на поверхность норы через 40 минут после заката и возвращается в нору за 30 минут до восхода солнца. Сколько времени тушканчик проводит на поверхности земли, если закат в 20 часов 20 минут, а рассвет в 4 часа утра? Чтобы орлану - белохвосту улететь в тёплые края, ему нужно преодолеть путь к месту зимовки 1740 км. Скорость полёта птицы составляет 70 км за 1 час. Сколько километров осталось ещё преодолеть орлану, если он уже был пути 20 часов? | Тушканчик выходит на поверхность норы через 40 минут после заката и возвращается в нору за 30 минут до восхода солнца. Сколько времени тушканчик проводит на поверхности земли, если закат в 20 часов 20 минут, а рассвет в 4 часа утра? Чтобы орлану - белохвосту улететь в тёплые края, ему нужно преодолеть путь к месту зимовки 1740 км. Скорость полёта птицы составляет 70 км за 1 час. Сколько километров осталось ещё преодолеть орлану, если он уже был пути 20 часов? |
Тушканчик выходит на поверхность норы через 40 минут после заката и возвращается в нору за 30 минут до восхода солнца. Сколько времени тушканчик проводит на поверхности земли, если закат в 20 часов 20 минут, а рассвет в 4 часа утра? Чтобы орлану - белохвосту улететь в тёплые края, ему нужно преодолеть путь к месту зимовки 1740 км. Скорость полёта птицы составляет 70 км за 1 час. Сколько километров осталось ещё преодолеть орлану, если он уже был пути 20 часов? | Тушканчик выходит на поверхность норы через 40 минут после заката и возвращается в нору за 30 минут до восхода солнца. Сколько времени тушканчик проводит на поверхности земли, если закат в 20 часов 20 минут, а рассвет в 4 часа утра? Чтобы орлану - белохвосту улететь в тёплые края, ему нужно преодолеть путь к месту зимовки 1740 км. Скорость полёта птицы составляет 70 км за 1 час. Сколько километров осталось ещё преодолеть орлану, если он уже был пути 20 часов? | Тушканчик выходит на поверхность норы через 40 минут после заката и возвращается в нору за 30 минут до восхода солнца. Сколько времени тушканчик проводит на поверхности земли, если закат в 20 часов 20 минут, а рассвет в 4 часа утра? Чтобы орлану - белохвосту улететь в тёплые края, ему нужно преодолеть путь к месту зимовки 1740 км. Скорость полёта птицы составляет 70 км за 1 час. Сколько километров осталось ещё преодолеть орлану, если он уже был пути 20 часов? |
Приложение 6