12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Емельянова Наталья Евгеньевна186
Россия, Самарская обл., пгт Суходол
1

Конспект урока «Физические величины. Измерение физических величин»

Конспект урока по физике в 7-ом классе

«Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений»

 

Подготовила учитель физики Емельянова Н. Е.

Цель урока: ввести понятие физическая величина, погрешность измерения.

Задачи урока:

Сформировать представление о физических величинах, единицах измерения, международной системе единиц.

Научиться измерять физические величины и сравнивать их.

Научится определять цену деления и показания приборов.

Рассмотреть виды погрешностей, формулы для их вычисления, а также записывать результат измерения с учетом погрешности.

Для того чтобы количественно охарактеризовать физическое явление или свойства физического тела необходимо ввести физические величины.

Определение 1. Физическая величина количественно характеризует физическое явление, свойства тел и веществ.

Например, температура характеризует степень нагретости тела,

скорость – движение тел и т.д.

 

Физические величины

 

 

Скалярные – характеризуются численным значением

 

Векторные – характеризуются численным значением и направлением

Для того что бы измерить физическую величину, ее нужно сравнить с эталоном. Для этого была создана Международная система единиц (СИ).

Единицы температуры – 0С

Единицы скорости – м/с

Единицы массы – кг

Единицы длины – м

Единицы времени – с

Если сравнить длину какого-либо предмета с метром, то полученная длина так же будет измеряться в метрах .

При решении задач возникает не всегда удобно выражать полученный результат в СИ, в таких случаях используют единицы, которые в 10, 100, 1000 раз больше единиц СИ, их называют кратными, либо в 10, 100, 1000 раз меньше единиц СИ, их называют дольными.

Таблица приставок и множителей

Кратные

Дольные

Приставки

Множитель

Приставки

Множитель

Гига (Г)

Мега (М)

Кило (к)

Гекто (г)

Дека (д)

109

106

103

102

101

Нано (н)

Микро (мк)

Мили (мл)

Санти (с)

Деци (д)

10-9

10-6

10-3

10-2

10-1

Для того что бы сравнить две физические величины, нужно сначала выразить их в одинаковых единицах.

Например, нужно сравнить 1,2 км и 200м, мы знаем, что в 1км – 1000м, следовательно, 1,2км=1200м, что гораздо больше, чем 200м.

Нельзя сравнивать неоднородные величины, масса и объем, время и температура и т.д.

Для измерения физических величин используют физические приборы. Штрихи и подписанные значения физической величины образуют шкалу прибора. Промежуток между двумя соседними штрихами называют делением шкалы.

Значение физической величины, соответствующее самому маленькому делению называют ценой деления шкалы прибора.

Для того, чтобы определить цену деления прибора необходимо найти разность двух соседних значений физической величины на приборе и разделить на число делений между ними.

Точность измерений зависит от цены деления шкалы прибора. Чем меньше цена деления, тем больше точность измерения. В физике допускаемую при измерении неточность называют погрешностью измерений. Погрешность не может быть больше цены деления измерительного прибора.

 

Погрешность

 

 

Абсолютная – равна половине цены деления измерительного прибора

А – измеряемая величина

а – результат измерения

- погрешность измерения

 

Относительная – показывает, насколько велика погрешность измерений в каждом случае

а –результат измерения

- погрешность измерения

Закрепление нового материала.

Упражнение 1. Выразите в СИ: 1 км; 200г; 1 мин; 1ч; 10дм; 3т.

Упражнение 2. Сравните: 1км и 250м; 60с и 5мин; 6кг и 6м.

Упражнение 3. Определите цену деления амперметра и вольтметра § 4. Результат запишите с учетом погрешности.

Домашнее задание: § 4-5 учить, стр. 14, задание № 3.


 

Проверка домашнего задания

Вариант 1

Приведите примеры физических тел и веществ.

Чем отличаются наблюдения от опытов?

Вариант 2

Перечислите физические явление, которые вам известны. Приведите примеры.

Чем отличаются наблюдения от опытов?


 


 

Проверка изученного материала

Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

Вариант 1

1.Какое из приведенных ниже слов относится к понятию «физическая величина»?

а) термометр

б) скорость

в) секунда

2.Какова цена деления линейки изображенной на рисунке?

а) 1мм

б) 1 см

в) 0,5 см

3. В банку налили 200 см3 воды. Каков объем воды в литрах?

а) 2 л

б) 0,2 л

в) 0,02 л

Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

Вариант 2

1.Какое из приведенных ниже слов относится к понятию «единица физической величины»?

а) скорость автомобиля

б) линейка

в) килограмм

2.На рисунке показано как длину одного и того же бруска измеряют с помощью двух различных линеек. Выберете правильный ответ

а) цена деления первой линейки 1 см

б) длина бруска меньше 4 см

в) в случае показанном на рисунке б получено более точное измерение

3. в каком случае объем жидкости с помощью измерительного цилиндра измеряют правильно?

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.