Урок математики по теме "Табличное сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток"
2 класс.
Тема: «Табличное сложение и вычитание
в пределах 20 с переходом через десяток.»
Учитель нач. классов: Николаева О.В.
УМК «Школа России»
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ
«В ЦИРКЕ».
Цель: Закрепление знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах20 с переходом через десяток.
Оборудование. Рисунки артистов цирка, сделанные на картоне, которые вывешиваются в ходе игры. На доске записи примеров. У каждого участника на столе билет в цирк. На первый ряд билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры, но с одним и тем же ответом – 11. На втором ряду билеты голубого цвета и примеры с ответом 12, на третьем ряду билеты желтого цвета и примеры с ответом 13.
Ход игры.
Учитель, обращаясь к классу, говорит:
-Мы приглашены на цирковое представление. У каждого входной билет. Входим рядами.
Первый ряд! Внимательно посмотрите на свои билеты (примеры) и дружно, хором назовите свой ответ (звучит один и тот же ответ – 11.)
Аналогично входят дети второго и третьего рядов.
-Рассаживайтесь поудобнее.
Соблюдая правила культурного поведения, дети приветствуют артистов цирка.
Представление началось!
-Встречайте Зебру! (Дети хлопают в ладоши.)
-Где вы могли ее видеть? - спрашивает учитель. (На проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов.)
-Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного.)
13-9
8+3 14-8
6+7 9+5
-Для чего нужна такая разметка? (Для контраста).
-Итак, Зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот , кто решит примеры:
-Молодцы!
На арену цирка въезжает косолапый Мишка.
-Говорят, «косолапый медведь». А как он умеет педали вертеть! Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начнет свой путь?
Примеры:
13-7 13-9 13-8 14-5 14-7 8+6 8+5
даются в виде математического лабиринта со стрелками.
Учитель называет ответы: 14, 6, 13, 9, 7, 4, 5. Дети решают примеры и стрелками указывают путь.
-Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. (Дети хлопают в ладоши).
На арене цирка выступает зайчонок. Он длинноухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием:
Уравнения 12-x =8
x- 6= 9
9+x =12
-Молодцы, ребята! Вы правильно решили уравнения, и теперь у вас есть новый друг – веселый смешной зайчонок.
-А вот перед вами поросенок - жонглер. Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? (Нет).
-А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.
Дети решают примеры и проверяют ответы:
17-8=9
16-8=9
18-9=9
15-6=8
13-7=5
14-5=9
-Самый ловкий поросенок? (Нет).
-Сколько раз он ронял мяч? (три раза).
-Кто же оказался ловким – он или вы? (Дети, естественно, говорят: «Мы!»)
-А это скромно? (Нет, не скромно. Скромность украшает человека.)
-А теперь перед вами Федор – собака-акробат, очень известный артист цирка. Он тоже считает себя самым смелым, самым ловким. Но с задачей справиться не может. Помогите Федору решить задачу:
«В моем представлении приняли участие 9 овчарок и 5 пуделей. Сколько всего собак приняли участие в моем представлении?"
(Разбор задачи с учениками, запись решения и ответа в тетрадях.)
-Молодцы! Вы правильно сделали, что помогли Федору.
На арену выходит знаменитый Маг!
-Я узнал, - говорит он, - что вы учитесь в школе с шести лет, и очень хорошо научились считать, думать, соображать. Так ли это? Я сейчас хочу проверить вашу сообразительность.
Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке (показывает иллюстрацию с изображением сороки), только без последнего знака. Сколько же мне лет?
Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапах, 3 кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех ногах?
Итог урока
-Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы работаете на уроке. И мне очень хочется оценить ваши старания.
Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.