Цели:научить учеников приемам вычитания с переходом через десяток;развитие навыков устного счета;развивать логическое мышление;активизировать мыслительную деятельность учащихся;формировать положительное эмоциональное отношение к математическим вычислениям;воспитывать усидчивость.
Оборудование:карточки с числами в пределах 10;плакат,на котором нарисован Буратино;стихотворение В.Левина,,Считалка для мышки,,;Стихотворение Н.Владимировой,,Больше-меньше,,
Ход урока
I.Орг.момент.
II.Повторение изученного материала.
Сейчас мы с вами посчитаем.Я буду показывать карточки,а ваша задача-к написанному на карточке числу прибавить 3.(прибавляют к 5,6,8)
А теперь я буду показывать вам карточки с числами,а вы должны отнять 3.(9,7,6)
А сейчас я предлагаю вам задачки:
1.Оля гуляла во дворе.К ней подошли 2 мальчика и 3 девочки.Сколько девочек стало во дворе?(4 девочки)
2.На дереве сидят 4 птицы:2 воробья,остальные вороны.Сколько ворон?(2)
3.У бабушки Вари внучка Таня,кот Мурзик,собака Трезор.Сколько у бабушки внуков?(1 внучка Таня).
III.Работа над новым материалом.
Посмотрите на доску:13-6.
-Достаньте из своего геометрического материала 13 кружков и выложите их на парте.Как мы можем из 13 вычесть 6?(по частям)
-На какие части можно разделить 6?(3 и 3)
-Сколько кружков мы станем убирать сначала?Почему?(3,чтобы у нас осталось 10 кружков)
-Сколько кружков мы еще должны убрать?(3)
-Сколько кружков у нас останется?(7)
-Как мы запишем это в наших тетрадях?(13-3-3=7)
-Подумайте,каким еще способом можно решить этот пример?(найти обратный пример.13-это 6 и 7)
-Как нам поможет обратный пример в решении нашего задания?(если из суммы 13 вычесть первое слагаемое 6 ,то обязательно получется второе слагаемое 7)
Ребята,посмотрите на доску.(На доске плакат с Буратино)
К нам в гости пришел Буратино.Ему нужна наша помощь.Нужно решить примеры,но Буратино запутался.Давайте поможем ему.
-Посмотрите на первый пример:11-7.На какие части мы можем разделить 7?(на 1 и 6)
-Что мы будем делать в первую очередь?(отнимем 1 от 11)
-Что мы будем делать во вторую очередь?(отнимем 6)
-Какой у вас получился пример?(11-1-6)
-Какой у нас получится ответ?(11-1-6=4)
Таким же образом решим остальные примеры:13-4,15-8,12-9.
-Вы хорошо справились с заданием,поэтому давайте немного отдохнем.
Раз,два,(поднять прямые руки над головой)
Три,четыре.(опустить и вытянуть прямые руки перед собой0
Сосчитаем(развести прямые руки в стороны)
Дыры в сыре.(опустить прямые руки по швам)
Если в сыре
Много дыр(сделать три приседания)
Значит,
Вкусным будет сыр(встать на носочки и потянуться вверх)
Если в нем(наклониться влево,руки на поясе)
Одна дыра,(наклониться вправо,руки на поясе)
Значит,вкусным(наклон назад,руки на поясе)
Был вчера.(наклон вперед,руки на поясе)
Мы с вами немного отдохнули,поэтому можем продолжить работу.Внимательно послушайте условие задачи:,,У Вани было 5 машинок.Ему подарили еще 2 машинки.Сколько машинок стало у Вани?,,
-О чем говорится в задаче?(о машинках)
-Сколько было машинок у Вани?(5)
-Что случилось потом?(ему еще подарили машинки)
-Сколько машинок ему подарили?(2)
-Что мы должны узнать?Какой вопрос задачи?(сколько машинок стало у Вани?)
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?(да)
-Как можно это сделать?(к 5 прибавить 2)
-Сколько всего получится?(7)
-Какое выражение мы запишем?(5+2=7)
-Назовите первое слагаемое(5)
-Назовите второе слагаемое(2)
-Назовите сумму(7)
Я хочу задать вам еще одну задачку.
Поспорили жук и паук-
У кого больше ног,больше рук.
Жук говорит:
-У меня их шесть!
А паук говорит:
-У меня не счесть!
Хотя у него их-восемь.
Помоги им с этим вопросом:
У кого же из двух
Больше ног,больше рук?(у паука)
-Почему у паука больше больше ног и рук?(потому что у него их 8,а у жука 6.8 больше 6)
(2 ученика решают примеры у доски,,Кто быстрее?,,)
12-4 14-6
15-7 13-8
!7- 9 11-3
!3-6 12-6
IV.Подведение итогов урока.
-Что нового вы узнали на уроке?(как правильно вычитать различные числа)
-Что мы делали,чтобы вычесть число?(разбивали это число на части)
-Если нам из 15 вычесть 8,что мы будем делать в первую очередь?
Домашнее задание.Придумать 6 примеров на вычитание с переходом через десяток
Урок окончен!Спасибо за урок!
Ильина Оксана Геннадьевна
Карине Рафаеловна