12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чижова Екатерина Павловна304
Россия, Владимирская обл., Муром
2

Урок математики по теме «Десятичные дроби» в 5 классе



Урок математики по теме

«Десятичные дроби» в 5 классе

Автор: Чижова Е.П.

Учитель математики

МБОУ СОШ №7 Г.Муром

Цели:

Обобщить и систематизировать материал по данной теме.

Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартно­го уровня с переходом на более высокий уровень.

Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; разви­вать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать са­мооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний с дидактиче­ской игрой «Крестики-нолики».

Организационные формы общения. Групповая, индивиду­альная.

Оборудование: проектор, компьютеры для учителя и каждой из команд с выходом в интернет, экран, презентация, раздаточный материал (задания всех конкурсов дублируются в печатном виде для каждой команды).

Структура урока:

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел).

Сообщение правил игры.

Входной контроль - игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.

Игровые действия, в процессе которых раскрывается позна­вательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.

Итог игры, подведение итогов урока.

Творческое домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

Мотивационная беседа с учащимися.

Сообщение правил игры.

Правила игры: класс разбивается на 2 команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды - «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры - начинать с конкурса «Вспомни».

Оформление: на доске и слайде расположена таблица с названием кон­курсов, каждая графа которой содержит определенное задание.

Вспомни

Т

SOS

!

Черный ящик

Тест-прогноз

Реши задачу

Письмо из сказки

Эрудит

Если команда выиграла конкурс, то в таблице на доске вместо названия конкурса проставляется код команды - «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.

III. Актуализация опорных знаний.

Входной контроль.

Конкурс «Вспомни». Разгадайте кроссворд.

1.На какое число нельзя делить? (ноль)

2.Что бывает десятичной и обыкновенной? (дробь)

3.Какой знак имеется в десятичной дроби? (запятая)

4.Десятичная дробь – это новый способ записи …? (числа)

5.Какие цифры используют при записи десятичных дробей? (арабские)

При правильном ответе появляется главное слово «Удача».

IV. Игровые действия.

Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно «кре­стик» или «нолик», поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий.

Конкурс «Т». Каждой команде предлагается ответить на сле­дующие вопросы:

«Нолики»

Как складывают десятичные дроби?

Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.

Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.

На сколько цифр и в какую сторону надо перенести запя­тую при умножении на 0,001?

На сколько цифр и в какую сторону надо перенести запя­тую при делении на 100?

«Крестики»

Как вычитают десятичные дроби?

Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь

Сформулируйте правило деления десятичной дроби на натуральное число?

На сколько цифр и в какую сторону надо перенести запя­тую при делении на 0,001

На сколько цифр и в какую сторону надо перенести запя­тую при умножении на 100?

Конкурс «SOS». В этом конкурсе каждой команде предлагает­ся два задания:

Восстановите запятые в примерах.

Задание

Ответ

а) 32+18=5

б) 3+108=408

в) 42+17=212

г) 736 – 336=4

д) 63 – 27=603

е) 57 – 4=17

а) 3,2+1,8=5

б) 3+1,08=4,08

в) 0,42+1,7=2,12

г) 7,36 – 3,36=4

д) 6,3 – 0,27=6,03

е) 5,7 – 4=1,7

2. Найдите ошибки и запишите правильное решение.

 


Здесь будет изображение: /data/edu/files/a1453624236.png (627x332)


Конкурс «Тест-прогноз». Каждой команде предлагается ре­шить следующие уравнения.

Вариант I

Ответ: а) 3,9; б) 6,1; в) 3,7; г) 6,5

Вариант II

Ответ: а) 10,1; б) 0,6; в) 4,6; г) 10,2

Конкурс «Реши задачу». Каждой команде предлагается задача.

Ответ: расход – 130 кВт·ч, стоимость – 448,5 руб.

Конкурс «!». Каждой команде предлагается задание:

Ответ: а) 3,6; 4,2… б) 6,8; 6,1… в) 14,4; 28,8… г) 6,4; 2,8…

Конкурс «Письмо из сказки».

Ответ: 1,2735

Конкурс «Черный ящик».

Впервые учение о десятичных дробях изложил Джамшид ибн Мас‘уд ибн Махмуд Гияс ад-Дин ал-Каши - внук монгольского властителя Тамерлана, крупный ученый XV века. В то время он жил и работал в Самарканде.

Ал-Каши в своей книге "Ключ Арифметики" излагает правила и приводит примеры действий с десятичными дробями. Он вводит специальную запись для десятичных дробей: целая и дробная часть записываются в одной строке (в отличии от обыкновенных дробей). Но для отделения целой части от дробной он пока еще не применяет запятую, а записывает целую часть черными чернилами, а дробную - красными:

3, 56 = 356; 12,334=12344; 5,034=5034

Открытие десятичных дробей ал-Каши стало известно в Европе лишь спустя 300 лет после того, как эти дроби в конце XVI века были заново открыты фламандским инженером и ученым С.Стевиным. В 1858 году он написал небольшую книгу под названием "Десятая". Она состояла всего из 7 страниц однако содержала всю теорию десятичных дробей. 

Стевин указывал на большое практическое значение десятичных дробей и настойчиво пропагандировал их. Он был первым ученым, потребовавшим введения десятичной системы меры и весов. Однако эта мечта ученого была осуществлена лишь спустя 200 лет.

А, теперь проверьте насколько хорошо вы разбираетесь в десятичных дробях. Соберите пазл, и вы увидите изображение С. Стевина:

Выполни задание

Конкурс «Эрудит».

В 336-ведерное водохранилище всякие 2 часа одною трубою втекает воды 70 ведер(1 ведро – 12,3 л), а другою трубою вытекает 42 ведра. Спрашивается, в какое время то водохранилище наполнится. (Старинный задачник по арифметике Войтяховского).

Ответ: 24 часа

Собака усмотрела в 150 саженях зайца (1 са­жень приблизительно 2,13 м), который перебегает в 2 мин по 500 сажен, а собака в 5 мин — 1300 сажен; спрашивается, в какое время собака догонит зайца.

(Старинный задачник по арифметике Войтяховского).

Ответ: 15 мин.

VI. Итог игры.

Определяются победители, они получают высший балл (5) на уроке, в другая команда – на балл ниже (4). Но учитель имеет право оценить некоторых учащихся в зависимости от их активности на уроке.

VI. Домашнее задание.

Придумайте новые конкурсы для игры по теме «Десятичные дроби»

VII. Рефлексия.

В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в ко­торой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее.

Используемая литература:

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5. - М.:Мнемозина, 2007.

Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы / авт. – сост. О.В. Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Математика 5 класс. Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся. / Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. – М.: Интеллект-Центр, 2013.

Чесноков А.С., НешковК.И. Дидактические материалы по математике. 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.


Здесь будет файл: /data/edu/files/b1453624375.pptx (Десятичные дроби)


Здесь будет файл: /data/edu/files/z1453624419.docx (Урок "Десятичные дроби")


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.