Урок математики по теме «Десятичные дроби» в 5 классе
Пояснительная записка к презентации
Урок математики по теме
«Десятичные дроби» в 5 классе
Автор: Чижова Е.П.
Учитель математики
МБОУ СОШ №7 Г.Муром
Цели:
Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой «Крестики-нолики».
Организационные формы общения. Групповая, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютеры для учителя и каждой из команд с выходом в интернет, экран, презентация, раздаточный материал (задания всех конкурсов дублируются в печатном виде для каждой команды).
Структура урока:
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел).
Сообщение правил игры.
Входной контроль - игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
Итог игры, подведение итогов урока.
Творческое домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
Мотивационная беседа с учащимися.
Сообщение правил игры.
Правила игры: класс разбивается на 2 команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды - «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры - начинать с конкурса «Вспомни».
Оформление: на доске и слайде расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание.
Вспомни |
Т |
SOS |
! |
Черный ящик |
Тест-прогноз |
Реши задачу |
Письмо из сказки |
Эрудит |
Если команда выиграла конкурс, то в таблице на доске вместо названия конкурса проставляется код команды - «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.
III. Актуализация опорных знаний.
Входной контроль.
Конкурс «Вспомни». Разгадайте кроссворд.
1.На какое число нельзя делить? (ноль)
2.Что бывает десятичной и обыкновенной? (дробь)
3.Какой знак имеется в десятичной дроби? (запятая)
4.Десятичная дробь – это новый способ записи …? (числа)
5.Какие цифры используют при записи десятичных дробей? (арабские)
При правильном ответе появляется главное слово «Удача».
IV. Игровые действия.
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно «крестик» или «нолик», поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий.
Конкурс «Т». Каждой команде предлагается ответить на следующие вопросы:
«Нолики»
Как складывают десятичные дроби?
Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
На сколько цифр и в какую сторону надо перенести запятую при умножении на 0,001?
На сколько цифр и в какую сторону надо перенести запятую при делении на 100?
«Крестики»
Как вычитают десятичные дроби?
Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь
Сформулируйте правило деления десятичной дроби на натуральное число?
На сколько цифр и в какую сторону надо перенести запятую при делении на 0,001
На сколько цифр и в какую сторону надо перенести запятую при умножении на 100?
Конкурс «SOS». В этом конкурсе каждой команде предлагается два задания:
Восстановите запятые в примерах.
Задание |
Ответ |
а) 32+18=5 б) 3+108=408 в) 42+17=212 г) 736 – 336=4 д) 63 – 27=603 е) 57 – 4=17 |
а) 3,2+1,8=5 б) 3+1,08=4,08 в) 0,42+1,7=2,12 г) 7,36 – 3,36=4 д) 6,3 – 0,27=6,03 е) 5,7 – 4=1,7 |
2. Найдите ошибки и запишите правильное решение.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/a1453624236.png (627x332)
Конкурс «Тест-прогноз». Каждой команде предлагается решить следующие уравнения.
Вариант I
Ответ: а) 3,9; б) 6,1; в) 3,7; г) 6,5
Вариант II
Ответ: а) 10,1; б) 0,6; в) 4,6; г) 10,2
Конкурс «Реши задачу». Каждой команде предлагается задача.
Ответ: расход – 130 кВт·ч, стоимость – 448,5 руб.
Конкурс «!». Каждой команде предлагается задание:
Ответ: а) 3,6; 4,2… б) 6,8; 6,1… в) 14,4; 28,8… г) 6,4; 2,8…
Конкурс «Письмо из сказки».
Ответ: 1,2735
Конкурс «Черный ящик».
Впервые учение о десятичных дробях изложил Джамшид ибн Мас‘уд ибн Махмуд Гияс ад-Дин ал-Каши - внук монгольского властителя Тамерлана, крупный ученый XV века. В то время он жил и работал в Самарканде.
Ал-Каши в своей книге "Ключ Арифметики" излагает правила и приводит примеры действий с десятичными дробями. Он вводит специальную запись для десятичных дробей: целая и дробная часть записываются в одной строке (в отличии от обыкновенных дробей). Но для отделения целой части от дробной он пока еще не применяет запятую, а записывает целую часть черными чернилами, а дробную - красными:
3, 56 = 356; 12,334=12344; 5,034=5034
Открытие десятичных дробей ал-Каши стало известно в Европе лишь спустя 300 лет после того, как эти дроби в конце XVI века были заново открыты фламандским инженером и ученым С.Стевиным. В 1858 году он написал небольшую книгу под названием "Десятая". Она состояла всего из 7 страниц однако содержала всю теорию десятичных дробей.
Стевин указывал на большое практическое значение десятичных дробей и настойчиво пропагандировал их. Он был первым ученым, потребовавшим введения десятичной системы меры и весов. Однако эта мечта ученого была осуществлена лишь спустя 200 лет.
А, теперь проверьте насколько хорошо вы разбираетесь в десятичных дробях. Соберите пазл, и вы увидите изображение С. Стевина:
Конкурс «Эрудит».
В 336-ведерное водохранилище всякие 2 часа одною трубою втекает воды 70 ведер(1 ведро – 12,3 л), а другою трубою вытекает 42 ведра. Спрашивается, в какое время то водохранилище наполнится. (Старинный задачник по арифметике Войтяховского).
Ответ: 24 часа
Собака усмотрела в 150 саженях зайца (1 сажень приблизительно 2,13 м), который перебегает в 2 мин по 500 сажен, а собака в 5 мин — 1300 сажен; спрашивается, в какое время собака догонит зайца.
(Старинный задачник по арифметике Войтяховского).
Ответ: 15 мин.
VI. Итог игры.
Определяются победители, они получают высший балл (5) на уроке, в другая команда – на балл ниже (4). Но учитель имеет право оценить некоторых учащихся в зависимости от их активности на уроке.
VI. Домашнее задание.
Придумайте новые конкурсы для игры по теме «Десятичные дроби»
VII. Рефлексия.
В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее.
Используемая литература:
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5. - М.:Мнемозина, 2007.
Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы / авт. – сост. О.В. Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Математика 5 класс. Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся. / Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
Чесноков А.С., НешковК.И. Дидактические материалы по математике. 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1453624375.pptx (Десятичные дроби)
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1453624419.docx (Урок "Десятичные дроби")