Урок математики в 5 классе «Деление на десятичную дробь»

6
0
Материал опубликован 24 March 2017 в группе

Тема урока: «Деление на десятичную дробь»

Предмет: математика. Класс: 5

Учитель: Семёнова Елена Николаевна

УМК: Учебник 5 кл./ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.:

Мнемозина, 2015.

Тема урока: «Деление на десятичную дробь».

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий

.

Оборудование:

Электронная презентация.

Мультимедиа проектор.

Оформление класса с высказываниями великих людей

Тест для самостоятельной работы

Задание№ 4 «Учимся делить» (!! На доске таблица с ответ и буквами)

Ключ к заданию № Б

Барабан и палочки

Цветные магниты

Вид учебных занятий: урок-практикум

Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап (перед началом урока муз. минутка «Если весело живётся»)

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами!!. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте тем самым всем хорошего настроения друг дружке и гостям нашего урока тоже. Спасибо)) Садитесь , пожалуйста!

- Проверьте рабочие места. На рабочих местах порядок, как и в математике, имеются «математические подсказки»

- Если вы готовы к работе – хлопните в ладоши!

- У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания. Подпишите их.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу.

Слайд 2

- Прочитайте число 21032017 – (двадцать один миллион , тридцать две тысячи, семнадцать.)

- Поставьте точки после единиц миллионов и десятков тысяч.

- Что получилось? – (21.03.2017 – сегодняшнее число – дата.)

Слайд 3

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите дату, «Классная работа»

- У кого какие ассоциации с сегодняшним числом? (день весеннего равноденствия, конец учебной четверти, знаменательные даты в семье)

2. Этап: постановка темы и целей урока

- Прошу вашего внимания! Закройте, пожалуйста, глаза и представьте то, что вы услышите (прослушиваем аудиозапись «Барабанная дробь»)….

- Что вы услышали?. Как ещё называют барабанную игру ? …

- А что общего между игрой на барабане и уроком математики? (дробь)

- А попробуйте сами….

- Почему не получается?

- Чего не хватает? (знаний, умений)

- А какие знания мы имеем, чтобы провести наш урок? (действия с десятичными дробями)

- Какой теме, по вашему мнению, нам необходимо уделить внимание? (делению десят. дробей)

- Скажите, пожалуйста, а согласны ли вы со словами Цицерона « Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» (на доске высказывание)

- Как вы это понимаете?

-Чему посвятим сегодняшний урок? Определим тему урока.( «Деление десятичных дробей»)

- ЗАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКА (СЛАЙД 4)

- Исходя из темы, какие цели нашего урока будут: (ответы ребят)

Слайд5

Совершенствование вычислительных навыков деления десятичных дробей

Продолжить работу над формированием умения выполнять деление на десятичную дробь

Формирование умения работать в коллективе.

- Девизом сегодняшнего урока предлагаю взять слова древнекитайского философа Конфуция

Слайд 6

-Вы согласны с этими словами?

Тогда в путь!!

- На столе у вас рабочий лист с личностными целями. Отметьте 1 или 2 цели, которые вы ставите на этом уроке перед собой.

- В конце урока мы к ним вернемся.

3. Актуализация опорных знаний.

- Давайте повторять.

- Начинать работу надо с ……… (Правильно, правил! )

- Повторяем правила

- По работе с десятичными дробями мы знаем….(дополняют)

А) Сложение и вычитание десятичных дробей

Б) умножение и деление дробей

-Как же разделить десятичные дроби? (отвечают правило)

- Итак, «момент истины»

Заполните пропуски (устно) :…..

(Слайд 7 )

Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
1) в … и в делителе перенести запятую … на столько цифр, сколько их в ... ;
2) после этого выполнить …на …число.

 

- Задания на деление десятичных дробей занимают важное место в курсе математики.

Такого рода задания развивают вычислительные навыки, а также включены в контрольные работы и экзамены.

4. Этап применения знаний, умений и навыков

- А теперь поработаем устно. Внимание на экран!

1.) Устный счёт (по цепочке, проверка на слайдах) Слайды 8-10

 

1. Вычислить:

18,9 : 9 0,05 : 5

0,9 · 0,6 15,8 : 100 7,4 · 0,1

2. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число? Какое число получится? :

3,1 20,01 23,647 0,07

3. Увеличьте число 0,75 в 100 раз, а число 0,056 в 1000 раз . Сколько получилось?

 

 


 


 


 

Оцените себя в листе оценивания


 


 

2). Решим задачу, работая по вариантам (карточки с задачами):

Слайд 11

(Наташа, Даня, Ира – 1 вариант (обсудите решение и кто-то его

прокомментирует)

Настя, Саша, Соня – 2 вариант)

«Площадь теплицы прямоугольной формы 24,4 м2.Найти длину теплицы, если её ширина равна 2 м.)

(S=24,4 м2

а=? м

в = 2 м (24,4: 2 = 12,2 м)

-Какую формулу использовали? Как из этого найти длину?

2) « Найдите площадь комнаты , если её длина 6,2м, а ширина 4 м»

(S =ab= 6,2 *4 = 24,8 м.кв.)

Оцените себя в листе оценивания

3) Работа в тетрадях .

Слайд 12 «Учимся делить»

а)- Выполните деление : ( двое учащихся у доски с последующим комментированием, берут магнитики для обозначения запятой)

а) 7,56 : 0,6; б) 16,32 : 4,8

(7,56 : 0,6 = 75,6 : 6 = 12,6

16,32 : 4,8 = 163,2 : 48 = 3,4) (Дополнительные вопросы от уч-ся)

б) «Учимся делить»

Слайд13

Запишите решение и проверьте ответ.

(Кто выполнил, получите КЛЮЧ к работе и проверьте себя)
0,096 : 0,12 =…………….= 8
0,126 : 0,9 =……………= 14
42,105 : 3,5 =……….…= 1203
( Ключ к заданию № Б

0,096 : 0,12 =9,6 : 12 = 0,8
0,126 : 0,9 = 1,26 : 9 = 0,14

42,105 : 3,5 = 421,05 : 35 = 12,03 )
- (первая тройка ребят смогут поработать консультантами

- Делаем выводы. Какие ошибки допущены? (нашли ошибки!!!)

Оцените себя в листе оценивания. !!!!!!(Физминутка для глаз по необходимости)

в)

-А знаете ли вы?? Один из ученых XV века , математик и астроном ввёл понятие десятичные дроби, сформулировал основные правила действия с ними . Следовательно , «возраст» десятичных дробей весьма солидный.

- .Выполните деление, и составьте фамилию этого учёного.

Слайд14.

(!! На доске таблица с ответами и напечатанными буквами, кто получил ответ- наклеивает букву)

.

1) 69,44 ׃ 3,2 = 21,7 М

2) 0,0456 ׃ 3,8 = 0,012 А

3) 189,54 : 0,78 = 243

4) 0,182 ׃ 1,3 = 0,14 С

5) 131,67 ׃ 5,7 = 23,1 У

6) 14,976 ׃ 0,72 = 20,8 Д

С

У

М

А

Д

0,14

23,1

21,7

0,012

20,8

 

 

(Слово – МАСУД)

Оцените себя в листе оценивания.


- Ученый средневековья аль – Каши Джемшид Ибн Масуд в своей работе «Ключ арифметики» вводит десятичные дроби, формулирует основные правила действия с ними

- Мы считали , мы считали и немножечко устали

Физкультминутка «Мы пойдём налево…» ( !!!открыть свёрнут файл)

5 . Закрепление знаний на материале учебника

Слайд 15

- С. 222, № 1459(а,б,) (у доски двое) (!!!!за партами- эксперты, проверяют и анализируют работу своих товарищей совместно:)

(ПОСМ. КАК РАБОТАЮТ)

1459 (в) –дополнит. задание, по времени!!!

А) 10-2, 4х =3,16 Б) (У +26,1) *2,3 = 70,84 ( в) (Z – 1,2) : 0,6 = 21,1

2,4х = 10 - 3,16 У+ 26,1) = 70,84 : 2,3 (Z – 1,2) = 21,1 * 0,6

2,4х = 6,84 у + 26,1 = 30,8 Z – 1,2 = 12,66

Х= 6,84 : 2,4 у = 30,8 – 26,1 Z = 12, 66 + 1,2

Х = 2,85 у = 4,7 Z = 13,86

Оцените себя в листе оценивания

6 . Самостоятельная работа - тест (карточки индивидуально, на партах)

Слайд 16.

(ОТВЕТЫ : 1) в 2)б 3) в 4) а

- Проверку теста выполню я и оценю , сообщу вам. Передайте по рядам.
 

7. Домашнее задание (Слайд17 )

п. 37, правило,

1483(а-е), 1484, подготовить сообщение о математике аль – Каши Джемшид Ибн Масуде (по желанию) (!!!посмотрите, задайте вопросы)

8 . Подведение итогов урока.

- Ну вот, мы закончили работу. Улыбнитесь друг другу.

А теперь считаем «Молодцов»! Поставьте себе оценку.

-Передайте листы оценивания

- Посмотрите в Листы личностных целей

-- Похлопайте те, кто достиг поставленных целей……

- Пусть это будут аплодисменты всем вам

(ОЗВУЧИТЬ НЕСКОЛЬКИМ УЧ-СЯ)???

10. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Проанализируем свою деятельность:

СЛАЙД 18

«- Сегодня на уроке я закрепил умение……..
-Я работал (а) ( с удовольствием или без удовольствия)……….
-Полученные знания мне пригодятся ……

-Мне кажется , я заслужил (заслужила) оценку…

-Домашнее задание мне кажется ( трудным или лёгким)…..»

(послушать обучающихся)

- Возьмите в руки пару карандашей, представьте, что это барабанные палочки, чтобы выразить своё настроение, как бы громко вы ими поработали (барабанят карандашами по партам)….

- Спасибо!

- И пусть мы не умеем так виртуозно играть на барабанах, извлекая красивую барабанную дробь, но мы можем работать с десятичными дробями, используя их для вычислений , и продолжим трудиться по этой теме. Согласны?

Слайд19

(Барабанная бробь) (клик на слайде)

(!!!ПОСМ, листы оценив)

- Приятно видеть Ваши объективные оценки. Надеюсь, дальнейшая работа будет ещё продуктивнее.


- Спасибо за урок. Всем удачного дня!.)

Презентация к уроку

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации