Урок математики «Решение квадратных уравнений. Цифры и факты Великой Отечественной войны»
Сведения об авторе:
ФИО автора полностью. |
Мамистова Ирина Павловна |
Должность, учёное звание, степень,
|
учитель математики |
квалификационная категория |
нет |
Полное официальное название организации – места работы |
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа – город Галич Костромской области |
Регион, населённый пункт.
|
Костромская область, г.Галич |
75 - летию Великой Победы посвящается
«Решение квадратных уравнений. Цифры и факты Великой Отечественной войны»
Класс: 8
Предмет: алгебра
Урок: обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: игра
Цель: отработка знаний, умений и навыков решения квадратных уравнений посредством расширения знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Задачи урока:
- закрепить и обобщить знания учащихся по решению квадратных уравнений различного вида, различными способами;
- выработать умение применять рациональный способ решения квадратных уравнений;
- расширить знания учащихся о цифрах и фактах ВОВ.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметный результат: знать формулы корней квадратного уравнения; теорему Виета; уметь решать квадратные уравнения разными способами. Метапредметные УУД:
Познавательные: уметь работать по правилу, алгоритму, прогнозировать, анализировать, концентрировать внимание на главном.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли;
Регулятивные: уметь планировать свою деятельность, контролировать, корректировать и оценивать ее.
Личностные УУД: формирование учебной мотивации, необходимость приобретения новых знаний; воспитание любви и уважения к истории, гордости за страну, за свою малую родину, за свой народ, уважение к памяти героев Великой Отечественной войны.
Методы обучения:
- по характеру учебной деятельности: эвристический;
- по степени активности педагога и учащихся: активный (вектор взаимодействия учитель = ученик);
- по источникам учебного материала: словесный, наглядный, практический;
-по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы проверки и оценивания, получения новых знаний.
Приемы обучения: решение кроссворда, тестирование, работа по карточкам, построение фигуры на графике, взаимопроверка, самопроверка.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативная, игровая, тестовая
Межпредметные связи: русский язык, история, география, краеведение.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, жетоны, «Орден знаний», карточки с заданиями ( №1, №2, домашнее задание, рефлексия), плакат «Помним! Гордимся» для расшифровки закодированных слов
Ход урока
I. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
II.Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока
Звучит песня «День Победы» (музыка Д.Тухманова, сл.В.Харитонова).
– Ребята, о чем эта песня?
+ О Победе в ВОВ
- Победа. Сколько в этом слове отваги, сил, дней огневых, и слез, и радости и боли, воспоминаний дорогих! Сегодня наш урок тесно связан с цифрами и фактами Великой Отечественной Войны.
- Мы проведем урок по теме «Решение квадратных уравнений» в виде игры «Знаток квадратных уравнений».
Каждый из вас будет бороться за это звание.
За правильные ответы будете получать жетоны в виде медалек. («У кого окажется самое большее количество жетонов, тот и станет Знатоком квадратных уравнений и получит Орден знаний) Итак, сегодня мы с вами должны вспомнить и повторить ранее изученные способы решения квадратных уравнений. Всем желаю удачи!
- Девизами нашего урока станут выражение современного польского математика Станислава Коваля «Уравнение – это золотой ключ, открывающее все математические сезамы» и золотые слова, которые живут в наших сердцах: «Помним! Гордимся!»
III. Актуализация знаний
- Начнем с проверки домашнего задания. Дома вы решали уравнения. На моем столе ключи. Называя ответы уравнений, найдите зашифрованную букву.
С |
Е |
М |
Ь |
Д |
Е |
С |
Я |
Т |
-0,5;5 |
+2;-2 |
-3;3 |
0,5;4 |
1 |
-2;1 |
13;-13 |
корней нет |
2020 |
П |
Я |
Т |
Ь |
+1;-1 |
0; |
0; 1/6 |
-√6; √6 |
С |
(х-5) (х+ ½) =0 |
5; - 0,5 |
Е |
х2+х – 2 = 0 |
- 2 ; 1 |
М |
х2 = 9 |
- 3 ; 3 |
Ь |
2х2-9х+4=0 |
0.5;4 |
Д |
( х – 1)2 = 0 |
1 |
Е |
m2 – 4 = 0 |
+ 2 ; - 2 |
С |
х2 =169 |
13;-13 |
Я |
Ζ2 + 81 = 0 |
корней нет |
Т |
Х2 - 9х -18 =0 |
3;6 |
П |
80 + у2 = 81 |
± 1 |
Я |
9х2 = 0 |
0 |
Т |
6х2 – х = 0 |
0; 1/6 |
Ь |
х2 = 6 |
± √6 |
– Какие слова мы сложили из букв?
+ семьдесят пять
- Ребята, как вы считаете, что означает число 75
+ 75 лет со дня Великой Победы
– Совершенно верно. В этом году исполняется 75 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией. Поэтому, 2020 год в РФ объялен годом памяти и славы. Обратите внимание на логотип празднования 75 –летия Победы ВОВ. Графическая стилизация цифры 75. Стрелки символизируют динамику боевых действий и продвижение отечественных войск, штурмы вражеских позиций.
За каждым движением такой стрелки на военной карте стояли судьбы людей, солдат, офицеров, мирных жителей. Тех, кто не жалел себя, кто верил и делал все возможное для Победы. Цветовая схема ассоциируется с красными развевающимися знаменами Победы на фоне белого цвета – цвета весны, чистоты, мира.
- Статистика потерь во время Великой Отечественной войны потрясает и ужасает. Вы только вдумайтесь в эти цифры…
Людские потери
В годы Великой Отечественной войны страна потеряла более 27 млн человек.
По данным Министерства Обороны России безвозвратные потери в ходе боевых действий составили 8 860 400 советских военнослужащих.
Пропали без вести и попали в плен 3 396 400 военнослужащих.
Из Костромской области на фронт ушел каждый четвертый житель.
Город Галич и Галичский район проводили на фронт ВОВ 15356 человек, 7852 – домой не вернулись.
Имущественные потери
За годы войны на советской территории было разрушено более 1710 городов и посёлков городского типа, более 70 тысяч сел и деревень;
32 тысячи промышленных предприятий, разгромлены 98 тысяч колхозов и 1876 совхозов.
В целом материальные потери СССР оцениваются суммой около 2 трлн 600 млрд рублей.
Несмотря на такие огромные потери, наша страна одержала победу.
Страна процветает. Делается все, чтобы вы – дети учились в прекрасных школах и не знали ужасов войны. Имели возможность получать знания.
IV.Обобщение и систематизация знаний
Начнем с разминки для ума. Решим кроссворд (найдите слова по горизонтали)
1.«Дискриминант « по – латыни – …….
2. Х = - в ±√Д / 2а, где Д = в2 – 4ас. Что это? Одним словом?
3. Уравнение вида ах2 + вх + с = 0 , где х – переменная, а,в,с, - некоторые числа, причем а неравно нулю, называется ….
4. Если в уравнении ах2 +вх +с хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0, то уравнение называется …
5. Французский математик – один из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений. Вы изучили его теорему.
6. Человек, имеющий отношение к военному делу, непосредственно участвуя в боевых действиях?
- Ребята, какое слово получилось по вертикали?
+Иванов
- Фамилия на первый взгляд обычная. Но именно человек с такой фамилией тесно связан с Галичским районом и событиями ВОВ.
+ Это герой ВОВ, Николай Иванов.
+ Его именем названа улица в нашем городе.
- Да, ребята, совершенно верно.
Иванов Николай Константинович, Галичского района. В 1942 году двадцатилетним парнем был призван в Красную армию. Участвовал в Курской битве, а затем в освобождении Украины.
Утром 1 января 1944 года западнее города уроженец Житомира шли бои.
Находясь в разведке, гвардии старший сержант Николай Иванов на своей «тридцатьчетвёрке» оказался в расположении противника в селе Высокая Печь.
Появление советского танка в стане врага было настолько неожиданным, что ему не успели оказать сопротивление. «Тридцатьчетвёрка» ворвалась в самую гущу немцев и начала крушить их. Танк раздавил около 80 повозок с военными грузами, уничтожил 15 гитлеровцев, затем, не останавливаясь, на полном ходу, ворвался в колонну автомашин с пушками и учинил здесь также полный разгром. Было раздавлено 37 автомашин, 7 пушек, 2 транспортёра. В дикой панике, побросав около 200 автомашин с военными грузами и 4 исправных танка, немцы разбежались.
Вражеская артиллерия открыла огонь по советскому танку когда он был уже за селом. Одним снарядом пробило броню. Осколком тяжело ранило Николая Иванова в руку. Но и с повреждённой рукой он вёл свой танк. Второй снаряд пробил борт «тридцатьчетвёрки» и ранил водителя в левую ногу. Собрав последние силы, отважный воин попытался выползти из танка, но был ранен в третий раз — уже смертельно.
Похоронен в селе Высокая Печь Житомирского района.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 года Николаю Константиновичу Иванову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). [1]
Вечная слава герою!!!»
- Ребята, а каких еще галичан- Героев Советского Союза вы знаете?
+ Ляполов, Ушков, Воронов, Егоров, Игнатьев, Лебедев и др.
- Молодцы.
- Во время разгадывания кроссворда мы вспомнили определения полного и неполного квадратного уравнения. Какие еще виды квадратных уравнений вам известны?
+Приведенное и неприведенное.
- Хорошо. Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Вашему вниманию предлагается тест, в котором записаны пять уравнений. Напротив каждой колонки вы ставите плюс, если оно принадлежит к данному виду
Карточка №1 тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И._____________ |
полное |
неполное |
приве- денное |
неприве- денное |
Общий балл |
1. 20 х2 - 2000 = 0 |
|
|
|
|
|
2. у2 – 115у = 0 |
|
|
|
|
|
3. х2 + 8х + 70 = 0 |
|
|
|
|
|
4. –х2 + 2х +4 = 0 |
|
|
|
|
|
5. 4х2 + 5х + 4 = 0 |
|
|
|
|
Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища (ключ к тесту на слайде)
Критерий оценивания:
Нет ошибок – 2 жетона.
1 – 2 ош. – 1 жетона.
Больше 2 ошибок - 0
- Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались. Продолжаем работу по карточке №1
Назовите наибольший корень первого уравнения?
+10
- Что же нам скажут факты войны? 10 – дивизий было сформировано в нашем крае для отправки на фронт.
- Чему равен коэффициент в во 2 уравнении?
+115
- 115 тысяч костромичей погибло на фронтах ВОВ
- Чему равен коэффициент с в третьем уравнении?
+70
- Более 70 тысяч костромичей получили различные ордена и награды
- Чему равен коэффициент а в 1 уравнении?
+20
- 20 тонн продуктов отправлено из Галича на фронт
- Найдите сумму коэффициентов 5 уравнения
+13
- 13 галичан стали Героями Советского союза
Такова статистика цифр. Вспомним способы решения квадратных уравнений:
+ разложение левой части на множители
+ метод выделения полного квадрата
+ с применением формул корней квадратного уравнения
+ с применением теоремы Виета
+ графический способ
- Совершенно верно. Применим наши знания на практике. Решим квадратные уравнения различными способами.
/Учащиеся по два человека вызываются к доске и комментируют решение/
х2 -36 = 0.
5х2 - 10х =0
х2 - 6х +9 = 0
4х2 - 4х + 1 = 0
- Вспомним, как с помощью квадратных уравнений можно решать задачи.
Периметр прямоугольного корпуса танка Т – 34 равен 18 м. Найдите стороны прямоугольного корпуса, если его площадь равна 18 м2.
/Ученик решает задачу на доске и комментирует/
Решение: По условию периметр прямоугольного корпуса равен 18 м, значит Р= 2(а+в)=18, тогда полупериметр равен Р/2= а+в=9 (м).
Пусть одна сторона прямоугольного корпуса равна х м, тогда вторая сторона (9-х) м. По условию задачи площадь прямоугольного корпуса 18 м2.
Составим и решим уравнение с помощью теоремы Виета
х ( 9-х)= 18
х2 – 9х + 18=0
D= 4
Х1= 3
х2=6
Ответ: 3м; 6 м.
- В действительности, ребята, ширина танка Т – 34 – равна 3 метра, длина чуть больше 6 м.
Танки Т-34 стоят на постаментах во многих городах России. Наверное, это самый распространённый танк-памятник в нашей стране.
Причём стоят памятники «тридцатьчетвёрки» не только в городах, находившихся в зоне боевых действий, но и в глубоком тылу.
Памятник Т-34 в Костроме как раз относится ко второй категории.
В годы Великой Отечественной войны Кострома была тыловым городом, тем не менее, вклад костромичей в Победу был огромным.
В городе работали предприятия по выпуску боеприпасов, деталей стрелкового оружия.
Судомеханический завод делал катера-тральщики, предприятия лёгкой промышленности давали фронту обмундирование, плащ-палатки, авиаполотно.
Перед танком расположен камень с табличкой «Доблестным защитникам отечества, труженикам тыла, победителям в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» [2]
VII. Применение знаний и умений в новой ситуации
- А теперь проведем небольшую самостоятельную работу. Карточка №2
Решите квадратные уравнения, запишите его корни, отметьте точки на координатной плоскости. Соедините точки: А с В, затем точки А и С; теперь Д с Е; затем Д с С; и наконец Е с В. ( приняв меньший корень – х1, больший корень – х2)
х 2 - 8х = 0 |
А(х1, х2) |
точка 1 |
х 2 + 12х + 35 = 0 |
В (х2 , х1) |
точка 2 |
х 2 + 2х - 35 = 0 |
С (х2 , х1) |
точка 3 |
х 2 + 4х - 21 = 0 |
Д(х1, х2) |
точка 4 |
х 2 - 10х + 21 = 0 |
Е (х2 , х1) |
точка 5 |
Ключ учителя
А ( 0;8)
В (-5; -7)
С (5;-7)
Д (-7;3)
Е ( 7;3)
- Ребята, что у вас получилось?
+Звезда
- Да, звездочка. Именно пятиконечной звездой рубино – красного цвета - Орденом красной звезды награждали людей за большие заслуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности.
В период Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды было произведено более 2 миллионов 860 тысяч награждений.
Пришло время подвести итоги нашей игры. Подсчитаем жетоны и выявим «Знатока квадратных уравнений». Вручаем победителю «Орден Знаний»
VIII. Домашнее задание.
Домашняя работа творческого характера (задание на карточке)
IX. Рефлексия
-Ребята, в заключение урока предлагаю вам побыть стрелками. Перед каждым из вас лежит карточка с мишенью. Поставьте знак у тех слов, которые вам больше всего подходят по окончании урока. Разрешаю сделать 4 выстрела.
- Сегодня у нас был необычный урок математики. Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы. В эти дни, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что мы имеем - в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. Мирного нам всем неба над головой! Спасибо за урок.
Список использованных источников:
[1]. https://history.galich44.ru/article/25
[2]. http://technomuzei.ru/2018/02/04/pamyatnik-t-34-v-kostrome/