Урок математики на тему «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»
Материалы для работы с интерактивной доской
NOTEBOOK / 1.2 Мб
Приложение. Карточки для заполнения блокнота
DOCX / 145.94 Кб
Приложение.Блокнот детектива
DOCX / 1.02 Мб
Конспект урока математики
1 класс.
УМК «Школа России»
Тема урока:
"Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц".
Подготовила: Королькова Т.В.,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №13»
Тема урока: "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц".
Тип урока: Закрепление материала
Дидактическая цель: отработка умений решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.
Планируемые предметные результаты:
-научатся отличать задачу;
-научатся дополнять условие задачи,
-научатся различать в задаче условие и вопрос;
-научатся ставить вопрос к условию задачи;
-анализировать задачу, выбирать схему, соответствующую задаче, математическое действие для решения задачи;
- отрабатывать вычислительные навыки.
Регулятивные:
-обучающиеся научатся контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
Коммуникативные:
- развитие умения договариваться, приходить к общему решению, работать в парах.
Познавательные:
- уметь выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез,
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий.
Личностные:
- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности;
- соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке;
- действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами.
Основные понятия: «увеличить (уменьшить) на…»; «условие», «вопрос», «решение», «ответ», «схема».
Ресурсы: работа с интерактивной доской в программе SMART Notebook , презентация, раздаточный материал.
Организация пространства: Формы работы: индивидуальная, групповая , работа в паре, коллективная.
Ход урока
I .Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, сегодня мы проводим урок не в кабинете и мы не просто «учитель и ученики»! Сегодня мы работаем в детективном агентстве. И мы детективы. А чем занимаются в детективном агентстве? (Расследуют, разгадывают разные тайны).
-А вы знаете каких-либо известных детективов?
-Слышали о Ш. Холмсе? Это литературный персонаж писателя А.К. Дойля.
- Сегодня мы - детективы! Какими качествами должен обладать детектив? (Внимательностью, наблюдательностью, старательностью, ответственностью…)
-Наше детективное агентство будет называться Г1. Кто догадался- почему?
(1 г класс, наоборот Г1).
-Детективам приходится решать много разных головоломок, разгадывать шифровки, составлять фоторобот объекта, чтоб его разыскать. Нам тоже предстоит всё это сегодня выполнить, ведь мы-детективы!
При расследовании детективы записывают все важные сведения в блокнот. И у нас сегодня вместо тетради блокноты. Рассмотрите их. Внутри есть изображение лупы с номерами и заданиями. А также кармашки, в которые вы будете ставить карточки- результаты нашего расследования.
Детективное агентство открыто!
Слайд
II. Целеполагание.
-Наша задача, определить какая тема будет подлежать расследованию. Или как говорят детективы – определить «объект расследования». Чтоб узнать объект расследования разгадайте шифровку.
«Шифровка»
-Какие цифры зашифрованы в этой записи?(3,2,5,7,1,4) Слайд
-Откройте блокнот и запишите их в таблице в первый ряд.
-Увеличьте эти числа на 2. Что значит увеличить на 2? (Это столько же, да ещё 2)
-Проверим детективов на внимательность!
Игра «Живые цифры».
Встают только те дети, у которых на парте карточки с цифрой-ответом (Например: Учитель: 5 увеличить на 2, это…
Встают с мест только те дети, у кого карточка с цифрой «7».
Учитель: 3 увеличить на 2, это…
Встают с мест только те дети, у которых карточка с цифрой «5» и т.д.)
-Теперь уменьшите эти же числа на 1. Что значит уменьшить число на 1? (Это столько же, но без 1).
Продолжается игра «Живые цифры».
-Молодцы, детективы! Вы прошли проверку на внимательность.
-Теперь расположите расшифрованные числа в порядке возрастания и запишите их в блокноте во втором ряду таблицы?
-А теперь в «Блокноте детектива» вам нужно вписать в таблице в третью строку ту, букву, которая зашифрована под цифрами. Шифр на доске.
1–З; 2, 4,7-А; 3-Д, 5- Ч Слайд
-Прочитайте полученное слово и узнаете, что будет объектом нашего расследования. (Задача)
3 |
1 |
2 |
4 |
5 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
з |
а |
д |
а |
ч |
а |
Тема (объект расследования): Задача. Слайд
- Какие задачи расследования перед собой поставим?
Задачи расследования:
Распознавать задачу.
Выделять условие, … .
Находить решение задачи.
III. Актуализация знаний
условие
- Прежде чем приступать к расследованию детективы собирают об объекте всю необходимую информацию и составляют фоторобот. Что мы уже знаем о задаче?
Из чего состоит задача?
-Составим фоторобот задачи, соединив все части по порядку.
слагаемое
вопрос
решение
ответ
Работа с интерактивной доской в программе SMART Notebook.
ответ
решение
вопрос
условие
-Почему слово «слагаемое» не включили в фоторобот? (Это слово не относится к данной теме)
- Что такое «условие» задачи? (То, о чем говорится в задаче)
-Что такое «вопрос»? (То, что надо узнать в задаче)
IV. Включение знаний в систему.
Упражнение в распознавании задачи.
«Опознание объекта»
-Фоторобот составлен! И нам уже проводить расследование будет проще. Теперь предстоит опознать задачу, то есть найти её. У вас в блокнотах с лупой под номером 2 есть записи. Вам необходимо опознать только задачу и отметить её «+».
- Как вы думаете, детективу легко работать в одиночку? (Нет, ему нужна помощь)
-Верно, одна голова хорошо, а две лучше.
-Сейчас вы будете работать в паре, помогать друг другу в опознании объекта.
Работа в паре.
На столе 5 слив и 1 яблоко. Сколько всего груш и слив?
Сколько стоят две куклы?
У Лены в букете 2 розы и астры. Сколько всего цветов в букете?
У Пети 5 рыбок, у Веры на 2 больше. Сколько рыбок у Веры?
Проверка работы по слайду.
Если пара согласна с ответом товарищей, то берутся за руки и поднимают их вверх.
-Является ли 1 запись задачей? (Нет-вопрос не соответствует условию)
- Вторая запись? (Нет-только вопрос, нет условия, не знаем ,сколько одна кукла стоит)
-Третья? (Нет- неизвестно из условия сколько астр в букете)
-Четвертая? (Да- есть условие со всеми данными, вопрос соответствует условию)
-Молодцы, детективы! Вы верно провели опознание объекта! Теперь пора отдохнуть!
Физминутка «Сыщики»
Зорко, зорко наблюдаем (имитация наблюдения в бинокль),
Шустро, шустро приседаем (выполняется несколько приседаний),
Быстро, быстро убегаем (бег на месте).
Ай-да сыщики-ребятки (гладят себя по голове),
Не играйте с нами в прятки.
Деление задачи на составляющие: «условие, вопрос».
- Наш объект – «задача» опознана, теперь необходимо рассмотреть ее подробнее и найти в ней условие и вопрос. У вас на партах карточки оранжевого цвета с частями задачи. Вам необходимо в «Блокноте детектива» (лупа№2) положить в кармашек верхнего ряда те части, которые являются условием, а снизу ту часть, которая является вопросом задачи.
У Пети 5 рыбок
Сколько рыбок у Веры?
у Веры на 2 больше
-Теперь приступайте к работе со своим напарником, одна пара выполнит эту работу на интерактивной доске (в программе SMART Notebook).
Проверка.
-Поднимите вместе руки вверх, если вы с напарником выполнили так же.
3. Выбор схемы задачи, решение, ответ.
-О ком говорится в условии задачи?
-Что говорится о Пете? (У него 5 рыбок)
- Это известное число? (Да )
- Что говорится о Вере? (У неё на 2 больше)
- Это известное число? (Нет, но сказано «на 2 больше»)
-Что значит «на 2 больше, чем у Юры»? (Столько же, да еще 2)
П.
В. -?
П.
В. - ?
- Детективы, теперь наша задача закодирована схемами.
П.
В. -?
Работа в паре
-Возьмите зеленые карточки.
-Выберите ту карточку, которая подходит к нашей задаче, и поставьте ее в кармашек с лупой под номером 4.
Одна пара «детективов» работает с интерактивной доской (в программе SMART Notebook.).
Проверка работы.
Дети определяют, что вторая схема, т.к. У Пети-5 рыбок, это 5 кругов, у Веры столько сколько у Пети , да еще 2 круга.
-Вернемся к нашему фотороботу. Какие части задачи мы уже опознали? (Условие, вопрос)
-Что теперь необходимо сделать согласно фотороботу? (Решить задачу)
- Теперь выберите то математическое выражение, которое будет решением задачи:
5+2 5-2 7-5
Самостоятельная работа
-Запишите это решение в блокнот в клетки около лупы с номером 5.
-Какое математическое действие необходимо выполнить, чтоб ответить на вопрос задачи? (Сложение)
-Почему? (У Веры на 2 больше, а это столько же да еще 2)
-Какое решение записали? Выберите его на доске из предложенных: 5+2, 5-2, 7+2? (5+2)
- Почему не выбрали 5-2, 7+2? (Не соответствуют условию задачи)
- Я думаю, что мы достойно справились и решили задачу. Согласны? (Нет, еще ответ должен быть)
-Что нужно сделать, прежде чем ответить на вопрос и записать ответ? (Прочитать снова вопрос)
-Теперь сформулируйте ответ. Запишите его в блокнот – лупа под номером 6.
Изменение условия задачи
-Можно ли изменить задачу так, чтоб она решалась 5-2?
- Что изменится в задаче? (Условие)
-Каким оно станет? Что будет сказано про рыбок у Веры? (На 2 меньше)
- Сформулируйте новую задачу.
Меняю карточки в условии на интерактивной доске, слово «больше» на «меньше».
Физминутка «Внимательный детектив» (запутываю движения «Делай,как я»)
Сопоставление рисунка с условием задачи. Формулирование условия, вопроса задачи.
«Следственный эксперимент»
-Посмотрите в свои блокноты, там мы собрали все, что знаем о задаче. Когда сыщики уже многое знают о своем объекте расследования, то они проводят следственный эксперимент. А теперь и у нас будет «следственный эксперимент».
-Работать вы будете в группе. Какие правила работы в группе будут соблюдать детективы?
(Уметь слушать своих товарищей, уважать любое мнение товарища, работать сообща, говорить по очереди, помогать друг другу…).
-У вас на столах карточки с картинками и карточки с частью условия задачи. Прочитайте.
- Подберите к каждому условию подходящую картинку и сформулируйте получившиеся задачи, дополнив условия числами.
Работа в группах
1 группа работает на интерактивной доске. Соединение частей: картинка с условием (в программе SMART Notebook.).
Проверка.
-Расскажите, какие картинки соответствуют условиям. Сформулируйте получившиеся задачи.
(Было 3 божьих коровки. Стало на 2 больше.Сколько божьих коровок стало?; Было 7 муравьев. Стало на 2 меньше. Сколько муравьев стало?)
-Почему другие две картинки не подходят?
-Вы верно провели следственный эксперимент. На этом, думаю, он и будет завершен. (Нет, еще нет решения и ответа.)
-Тогда запишите решение и ответ к каждой задаче самостоятельно в «Блокноте детектива».
2 человека выполняют работу у доски. Как только закончат - решения закрываются «шторкой».
Проверка .
- Кто решил первую задачу так же (3+2=5), поднимите зеленую карточку, если по-другому -красную.
-Почему такое решение? (Стало на 2 больше -это столько же , да еще2)
Аналогично со второй задачей.
V. Итог урока.
-Итак, детективы, что было сегодня объектом нашего расследования? (Задача)
- Какие расследования проводили? (Распознавали задачу, выделяли условие, вопрос, находили решение задач)
VI. Рефлексия.
-Переверните «Блокнот детектива» обратной стороной . Узнаете? (Фоторобот задачи, который мы сегодня составили)
-Теперь у вас есть фоторобот – ваш помощник в дальнейшей работе над решением задач.
-Раскрасьте его голову зеленым цветом, если у вас на уроке все получалось, не было трудностей; желтым - если возникали сложности, вы что-то не поняли; красным- если на уроке вы ничего не поняли.
-Покажите своего фоторобота.
- Пожмите друг другу руки и скажите «спасибо» за хорошую работу.
-Детективное агентство Г1 на сегодня объявляется закрытым.
Презентация к уроку математики "Решение задач"
PPTX / 1.22 Мб