12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Королькова Татьяна Валерьевна105
Образование-высшее. Закончила Щучинский педагогический колледж по специальности "преподавание в начальных классах"; Московский открытый социальный университет, по специальности "Психология".
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск
7

Урок математики на тему «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»

​​​​​​Материалы для работы с интерактивной доской
NOTEBOOK / 1.2 Мб

Приложение. Карточки для заполнения блокнота
DOCX / 145.94 Кб

Приложение.Блокнот детектива
DOCX / 1.02 Мб

 

Конспект урока математики

1 класс.

УМК «Школа России»

 

Тема урока:

"Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц".

 

Подготовила: Королькова Т.В.,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №13»

 

 

Тема урока: "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц".

Тип урока: Закрепление материала

Дидактическая цель: отработка умений решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

Планируемые предметные результаты:

-научатся отличать задачу;

-научатся дополнять условие задачи,

-научатся различать в задаче условие и вопрос;

-научатся ставить вопрос к условию задачи;

-анализировать задачу, выбирать схему, соответствующую задаче, математическое действие для решения задачи;

- отрабатывать вычислительные навыки.

Регулятивные:

-обучающиеся научатся контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

Коммуникативные:

- развитие умения договариваться, приходить к общему решению, работать в парах.

 

Познавательные:

- уметь выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез,

- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений;

- относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий.

Личностные:

- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности;

- соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке;

- действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами.

Основные понятия: «увеличить (уменьшить) на…»; «условие», «вопрос», «решение», «ответ», «схема».

Ресурсы: работа с интерактивной доской в программе SMART Notebook , презентация, раздаточный материал.

Организация пространства: Формы работы: индивидуальная, групповая , работа в паре, коллективная.


 

Ход урока

I .Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, сегодня мы проводим урок не в кабинете и мы не просто «учитель и ученики»! Сегодня мы работаем в детективном агентстве. И мы детективы. А чем занимаются в детективном агентстве? (Расследуют, разгадывают разные тайны).

 

-А вы знаете каких-либо известных детективов?

-Слышали о Ш. Холмсе? Это литературный персонаж писателя А.К. Дойля.

 

- Сегодня мы - детективы! Какими качествами должен обладать детектив? (Внимательностью, наблюдательностью, старательностью, ответственностью…)

 

-Наше детективное агентство будет называться Г1. Кто догадался- почему?

(1 г класс, наоборот Г1).

 

-Детективам приходится решать много разных головоломок, разгадывать шифровки, составлять фоторобот объекта, чтоб его разыскать. Нам тоже предстоит всё это сегодня выполнить, ведь мы-детективы!

При расследовании детективы записывают все важные сведения в блокнот. И у нас сегодня вместо тетради блокноты. Рассмотрите их. Внутри есть изображение лупы с номерами и заданиями. А также кармашки, в которые вы будете ставить карточки- результаты нашего расследования.

 

Детективное агентство открыто!

Слайд

 

II. Целеполагание.

 

-Наша задача, определить какая тема будет подлежать расследованию. Или как говорят детективы – определить «объект расследования». Чтоб узнать объект расследования разгадайте шифровку.

 

«Шифровка»

-Какие цифры зашифрованы в этой записи?(3,2,5,7,1,4) Слайд

t1571669762aa.gif

-Откройте блокнот и запишите их в таблице в первый ряд.

-Увеличьте эти числа на 2. Что значит увеличить на 2? (Это столько же, да ещё 2)

-Проверим детективов на внимательность!

 

Игра «Живые цифры».

Встают только те дети, у которых на парте карточки с цифрой-ответом (Например: Учитель: 5 увеличить на 2, это…

Встают с мест только те дети, у кого карточка с цифрой «7».

Учитель: 3 увеличить на 2, это…

Встают с мест только те дети, у которых карточка с цифрой «5» и т.д.)

 

-Теперь уменьшите эти же числа на 1. Что значит уменьшить число на 1? (Это столько же, но без 1).

Продолжается игра «Живые цифры».

-Молодцы, детективы! Вы прошли проверку на внимательность.

-Теперь расположите расшифрованные числа в порядке возрастания и запишите их в блокноте во втором ряду таблицы?

 

-А теперь в «Блокноте детектива» вам нужно вписать в таблице в третью строку ту, букву, которая зашифрована под цифрами. Шифр на доске.

1–З; 2, 4,7-А; 3-Д, 5- Ч Слайд

 

-Прочитайте полученное слово и узнаете, что будет объектом нашего расследования. (Задача)

 

3

1

2

4

5

7

1

2

3

4

5

7

з

а

д

а

ч

а


 

Тема (объект расследования): Задача. Слайд

 

- Какие задачи расследования перед собой поставим?

Задачи расследования:

Распознавать задачу.

Выделять условие, … .

Находить решение задачи.

 

III. Актуализация знаний

 

t1571669762ab.gif

условие

- Прежде чем приступать к расследованию детективы собирают об объекте всю необходимую информацию и составляют фоторобот. Что мы уже знаем о задаче?

 

Из чего состоит задача?

-Составим фоторобот задачи, соединив все части по порядку.

t1571669762ac.gift1571669762ad.gift1571669762ae.gif

слагаемое

вопрос

решение

 

t1571669762af.gif

ответ

 

Работа с интерактивной доской в программе SMART Notebook.

t1571669762af.gif

ответ

 

t1571669762ac.gif

решение

 

t1571669762ad.gif

вопрос

 

t1571669762ab.gif

условие

 

 

-Почему слово «слагаемое» не включили в фоторобот? (Это слово не относится к данной теме)

 

- Что такое «условие» задачи? (То, о чем говорится в задаче)

-Что такое «вопрос»? (То, что надо узнать в задаче)

 

IV. Включение знаний в систему.

 

Упражнение в распознавании задачи.

«Опознание объекта»

 

-Фоторобот составлен! И нам уже проводить расследование будет проще. Теперь предстоит опознать задачу, то есть найти её. У вас в блокнотах с лупой под номером 2 есть записи. Вам необходимо опознать только задачу и отметить её «+».

- Как вы думаете, детективу легко работать в одиночку? (Нет, ему нужна помощь)

-Верно, одна голова хорошо, а две лучше.

-Сейчас вы будете работать в паре, помогать друг другу в опознании объекта.

 

Работа в паре.

 

На столе 5 слив и 1 яблоко. Сколько всего груш и слив?

Сколько стоят две куклы?

У Лены в букете 2 розы и астры. Сколько всего цветов в букете?

У Пети 5 рыбок, у Веры на 2 больше. Сколько рыбок у Веры?

 

Проверка работы по слайду.

Если пара согласна с ответом товарищей, то берутся за руки и поднимают их вверх.

 

-Является ли 1 запись задачей? (Нет-вопрос не соответствует условию)

- Вторая запись? (Нет-только вопрос, нет условия, не знаем ,сколько одна кукла стоит)

-Третья? (Нет- неизвестно из условия сколько астр в букете)

-Четвертая? (Да- есть условие со всеми данными, вопрос соответствует условию)

-Молодцы, детективы! Вы верно провели опознание объекта! Теперь пора отдохнуть!

 

 

Физминутка «Сыщики»

Зорко, зорко наблюдаем (имитация наблюдения в бинокль),

Шустро, шустро приседаем (выполняется несколько приседаний),

Быстро, быстро убегаем (бег на месте).

Ай-да сыщики-ребятки (гладят себя по голове),

Не играйте с нами в прятки.

 

Деление задачи на составляющие: «условие, вопрос».

 

- Наш объект – «задача» опознана, теперь необходимо рассмотреть ее подробнее и найти в ней условие и вопрос. У вас на партах карточки оранжевого цвета с частями задачи. Вам необходимо в «Блокноте детектива» (лупа№2) положить в кармашек верхнего ряда те части, которые являются условием, а снизу ту часть, которая является вопросом задачи.

t1571669762ag.gift1571669762ah.gift1571669762ai.gif

У Пети 5 рыбок

Сколько рыбок у Веры?

у Веры на 2 больше

 

 

 

 

-Теперь приступайте к работе со своим напарником, одна пара выполнит эту работу на интерактивной доске (в программе SMART Notebook).

 

Проверка.

-Поднимите вместе руки вверх, если вы с напарником выполнили так же.

 

3. Выбор схемы задачи, решение, ответ.

-О ком говорится в условии задачи?

-Что говорится о Пете? (У него 5 рыбок)

- Это известное число? (Да )

- Что говорится о Вере? (У неё на 2 больше)

- Это известное число? (Нет, но сказано «на 2 больше»)

-Что значит «на 2 больше, чем у Юры»? (Столько же, да еще 2)

t1571669762aj.gift1571669762ak.gif

П.

В. -?

П.

В. - ?

- Детективы, теперь наша задача закодирована схемами.

 

t1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762am.gift1571669762am.gift1571669762an.gift1571669762ao.gift1571669762ap.gift1571669762al.gift1571669762aq.gift1571669762aq.gift1571669762aq.gift1571669762aq.gif
 

t1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762ar.gift1571669762as.gift1571669762al.gift1571669762at.gift1571669762au.gift1571669762aq.gift1571669762aq.gift1571669762aq.gift1571669762aq.gift1571669762aq.gift1571669762aq.gift1571669762aq.gift1571669762an.gift1571669762ao.gift1571669762an.gift1571669762ao.gift1571669762ao.gif
 


 

t1571669762aj.gift1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762al.gif

П.

В. t1571669762av.gif -?

 

t1571669762an.gift1571669762an.gift1571669762an.gift1571669762an.gif
 

t1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762al.gift1571669762al.gif
 

 

Работа в паре

-Возьмите зеленые карточки.

-Выберите ту карточку, которая подходит к нашей задаче, и поставьте ее в кармашек с лупой под номером 4.

 

Одна пара «детективов» работает с интерактивной доской (в программе SMART Notebook.).

 

Проверка работы.

Дети определяют, что вторая схема, т.к. У Пети-5 рыбок, это 5 кругов, у Веры столько сколько у Пети , да еще 2 круга.


 

-Вернемся к нашему фотороботу. Какие части задачи мы уже опознали? (Условие, вопрос)

-Что теперь необходимо сделать согласно фотороботу? (Решить задачу)

- Теперь выберите то математическое выражение, которое будет решением задачи:

5+2 5-2 7-5

Самостоятельная работа

-Запишите это решение в блокнот в клетки около лупы с номером 5.

-Какое математическое действие необходимо выполнить, чтоб ответить на вопрос задачи? (Сложение)

-Почему? (У Веры на 2 больше, а это столько же да еще 2)

-Какое решение записали? Выберите его на доске из предложенных: 5+2, 5-2, 7+2? (5+2)

- Почему не выбрали 5-2, 7+2? (Не соответствуют условию задачи)

- Я думаю, что мы достойно справились и решили задачу. Согласны? (Нет, еще ответ должен быть)

-Что нужно сделать, прежде чем ответить на вопрос и записать ответ? (Прочитать снова вопрос)

-Теперь сформулируйте ответ. Запишите его в блокнот – лупа под номером 6.

Изменение условия задачи

-Можно ли изменить задачу так, чтоб она решалась 5-2?

- Что изменится в задаче? (Условие)

-Каким оно станет? Что будет сказано про рыбок у Веры? (На 2 меньше)

- Сформулируйте новую задачу.

Меняю карточки в условии на интерактивной доске, слово «больше» на «меньше».

Физминутка «Внимательный детектив» (запутываю движения «Делай,как я»)

Сопоставление рисунка с условием задачи. Формулирование условия, вопроса задачи.

«Следственный эксперимент»

-Посмотрите в свои блокноты, там мы собрали все, что знаем о задаче. Когда сыщики уже многое знают о своем объекте расследования, то они проводят следственный эксперимент. А теперь и у нас будет «следственный эксперимент».

-Работать вы будете в группе. Какие правила работы в группе будут соблюдать детективы?

(Уметь слушать своих товарищей, уважать любое мнение товарища, работать сообща, говорить по очереди, помогать друг другу…).

-У вас на столах карточки с картинками и карточки с частью условия задачи. Прочитайте.

- Подберите к каждому условию подходящую картинку и сформулируйте получившиеся задачи, дополнив условия числами.


 

Работа в группах

t1571669762aw.gift1571669762ax.gif

t1571669762ay.gift1571669762az.gif
t1571669762ba.gift1571669762bb.gif

 

1 группа работает на интерактивной доске. Соединение частей: картинка с условием (в программе SMART Notebook.).

 

Проверка.

 

-Расскажите, какие картинки соответствуют условиям. Сформулируйте получившиеся задачи.

(Было 3 божьих коровки. Стало на 2 больше.Сколько божьих коровок стало?; Было 7 муравьев. Стало на 2 меньше. Сколько муравьев стало?)

-Почему другие две картинки не подходят?

-Вы верно провели следственный эксперимент. На этом, думаю, он и будет завершен. (Нет, еще нет решения и ответа.)

-Тогда запишите решение и ответ к каждой задаче самостоятельно в «Блокноте детектива».

 

2 человека выполняют работу у доски. Как только закончат - решения закрываются «шторкой».

 

Проверка .

- Кто решил первую задачу так же (3+2=5), поднимите зеленую карточку, если по-другому -красную.

-Почему такое решение? (Стало на 2 больше -это столько же , да еще2)

Аналогично со второй задачей.

 

V. Итог урока.

 

-Итак, детективы, что было сегодня объектом нашего расследования? (Задача)

- Какие расследования проводили? (Распознавали задачу, выделяли условие, вопрос, находили решение задач)

 

VI. Рефлексия.

 

-Переверните «Блокнот детектива» обратной стороной . Узнаете? (Фоторобот задачи, который мы сегодня составили)

-Теперь у вас есть фоторобот – ваш помощник в дальнейшей работе над решением задач.

-Раскрасьте его голову зеленым цветом, если у вас на уроке все получалось, не было трудностей; желтым - если возникали сложности, вы что-то не поняли; красным- если на уроке вы ничего не поняли.

-Покажите своего фоторобота.

- Пожмите друг другу руки и скажите «спасибо» за хорошую работу.

-Детективное агентство Г1 на сегодня объявляется закрытым.

 


Презентация к уроку математики "Решение задач"
PPTX / 1.22 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.