Урок математики «Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛАИШЕВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Г.ЛАИШЕВО ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
План – конспект урока по теме:
Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20
Для учащихся 2 вспомогательного класса
Разработал Учитель начальных классов
Гордеев И.Н.
Лаишево
2017
Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20».
Задачи урока:
Образовательные
развивать навыки устного счета
закрепить знания нумерации в пределах 20
отрабатывать навыки сложения и вычитания
тренировать умение школьников решать задачи по алгоритму
Воспитательные
воспитывать интерес к учебе, к предмету;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать интерес к окружающему миру
Коррекционно-развивающие
Корректирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости внимания;
Коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной);
Коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
Здоровьесберегиющие
Обеспечить высокий реальный уровень здоровья детей;
Поддержать здоровьесберегающую компетенцию школьника, позволяющую ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
Создать благоприятных условий на уроке для учащихся;
Тип урока: закрепление изученного материала
УУД метапредметные:
Личностные: повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; самостоятельное определение и высказывание общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: классифицировать по заданным критериям; оценивать информацию; ориентироваться в разнообразии способов решения задач и выбирать наиболее эффективные; осваивать умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса.
Коммуникативные: отвечает на вопросы учителя, одноклассников; старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сл.2
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Аутогенная тренировка.
- Теперь закройте глаза, повторяйте со мной (звучит релаксирующая музыка):
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, умным и терпеливым. Я сумею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке».
- Пусть урок принесет вам радость!
- Сядьте на стул поудобнее. Сделайте вдох и выдох. Медленно выдыхайте.
- Вдох, задержите дыхание, выдохните.
- Растирайте грудь, спину. Выпрямляем позвоночник.
II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и целей урока.
Мы продолжим изучение математики, ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным.
(на экране написаны примеры.) Сл. 3
14+4 11+7 13+6
- Кто сможет прочитать примеры?
- А кто догадался, как решаются такие примеры? (Ответы детей.)
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- Какие мы поставим перед собой цели? (закрепление знаний по нумерации чисел от 1 до 20)
-А ещё мы с вами поговорим о здоровом образе жизни.
На экране вы видите девиз нашего урока, прочитаем его вместе: Сл. 4
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
-Вот перед вами появилось солнце. Сл. 5 Солнце-это наше здоровье. Чтобы оно засияло ярко и ласково, нам необходимо открыть «секреты» лучиков Здоровья.
-Вы готовы? (ответы детей)
-Тогда произнесём волшебные слова:
Задания урока будем выполнять,
Секреты лучиков здоровья будем открывать!
III. Минутка чистописания.
-Откройте тетради. Давайте вспомним правила письма: (хором) Сл. 6
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь!
За работу я возьмусь!
-Запишите число.
Отгадайте загадку:
- Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
- Сегодня устроим конкурс красоты для цифры «шесть». Давайте напишем носом в воздухе её 3 раза. (упражнение для шеи).
- А теперь напишем большую «шесть» медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком. (упр. для глаз)
-Пропишите в тетради строчку, тщательно копируя с образца написания.
6 66 666 6666
- Вот и ожило наше солнышко, заулыбалось. Радуется вашим успехам. Сл. 7
IV. Устный счёт
1. Таблица сложения в пределах 10 (2мин)
Упражнение для пальцев рук (10-15с).
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
-Повторим таблицу сложения. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, свой вариант. Записываем в тетради только ответы.
В -1 2 + 4 7 – 4 2 + 8 4 – 1 |
В - 3 2 + 5 8 – 5 9 – 4 7 + 3 |
В-2 6 + 4 9 – 3 6 – 2 5 + 2 |
В - 4 4 + 5 5 + 3 8 – 4 9 – 6 |
2. Игра «Верно – неверно» (Учитель раздает сигнальные карточки: красный (неверно)– зелёный (верно)
В прямоугольнике 4 угла? (з.)
В любом квадрате все стороны равны? (з.)
Число 19 - двузначное число? (з.)
10 самое маленькое двузначное число? (з)
Если к числу прибавить 1, то получится всегда 1? (к)
Если к числу прибавить 0, то получится всегда это же число? (з)
-Устный счёт мы закончили. Теперь вам предстоит открыть «секрет»
1-го лучика, но для этого нужно сделать выбор. Сл. 8
- Каков ваш выбор?
- Почему? (Ответы детей). Молодцы, вот вы и открыли первый секретик. В русской народной пословице говорится: «Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает» И лучик на нашем солнышке здоровья теперь ярко сияет.
(учитель прикрепляет к доске луч солнца на котором надпись первого секрета? Соблюдай чистоту!)
V. Физминутка
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» - на все на свете.
А теперь мы присядем
И колени разминаем
Ноги до конца сгибать!
Раз – два – три – четыре – пять,
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем!
VI. Работа по теме урока. Организация тренировочных упражнений по совершенствованию практических умений и навыков у учащихся (тренинг):
- Сравним числа:
на доске:
12 и 15 0 и 12
11 и 5 16 и 10
4 и 18 9 и 10
7 и 17 10 и 20
- Первый вариант записывает первый столбик, второй вариант второй столбик.
(Два ученика работают у доски, они распределяют картинки с изображением продуктов питания по группам)
разрушают здоровье |
|
укрепляют здоровье |
(пепси-кола, гамбургер, попкорн, чипсы) (овощи, фрукты, молочные продукты, рыба)
- Ребята, давайте проверим, правильно ли выполняли наши помощники задания, (Самопроверка)
- Кто догадался о «секретике» 2-го лучика? (Учитель прикрепляет второй луч на котором надпись правильно питайся)
- Почему молоко, фрукты, овощи и рыба укрепляют здоровье?
( Ответы детей)
- В народе говорят: «Что пожуёшь, то и поживёшь». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
Работа с учебником. Решение примеров с записью в тетради.
Упражнение для глаз «Светофор».
Для его выполнения необходимо поочередно закрывать сначал один (левый) , а затем второй (правый) глаз. Затем следует подвигать глазами вверх и вниз. Выполнять их надо не наклоняя головы....
Откройте учебник на стр. 4 № 5 Переходим к решению примеров (1 и 2 столбики) (Учитель работает со слабыми учащимися)
- Молодцы, справились с заданием.
- Какое нам нужно ещё принять решение? Сл. 9
- Выбираем, что нужно для нашего здоровья.
- Почему так говорят «движение-это жизнь»? (Ответы детей)
- Что значит много двигаться? (Ответы детей)
Молодцы ребята, в народе говорят «Двигайся больше – проживёшь дольше». Засиял ещё один лучик на нашем солнышке! (Учитель вывешивает третий луч солнца, на котором надпись больше двигайся!
VII. Физминутка
Пришло время и нам подвигаться!
Солнце глянуло в окошко
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклоняться три – четыре.
И на месте поскакать
На носок, на пятку
Все мы делаем зарядку.
VIII. Решение примеров с комментированием и записью в тетради. Сл. 10
- Переходим к выбору в пользу здоровья.
- Что выберем из предложенных высказываний? Сл. 11
- Какие привычки называют вредными? (Ответы детей)
- Почему они вредные? (Ответы детей)
- Почему же тогда многие заводят эти привычки? (Ответы детей)
-Какие пословицы о вреде курения вы знаете? (Ответы детей)
- Я вывешиваю 4-й лучик, а там надпись. Читаем хором: (Не заводи вредных привычек)
- Какой выбор сейчас сделаем? (Ответы детей) Сл. 12
- Почему выбрали хорошее настроение? (Ответы детей)
(Выступление приглашенного гостя – школьной медицинской сестры: Если у вас хорошее настроение это значит: жизнерадостный человек быстрее справляется с трудностями. Смех и хорошее настроение могут даже лечить некоторые болезни. Появилась такая наука – гелатология – наука о смехе. 1минута смеха приносит столько же пользы, сколько 1 урок физкультуры, по мнению немецких исследователей.)
- Каким образом можно создать хорошее настроение? (Ответы детей)
Прежде всего, положительные эмоции нужно получать в семейном кругу:
походы в кино, отдых на природе, говорить добрые, ласковые слова,
смотреть больше детских передач, а не боевиков и ужастиков, превратить свою комнату в комнату хорошего настроения, чаще улыбаться, быть уверенными в себе.
- Я желаю, чтобы всегда у вас было хорошее настроение, больше улыбайтесь друг другу, смейтесь. Ведь не зря говорят: «Смех продлевает жизнь».
-Посмотрите от ваших радостных лиц наше солнышко засветило ярко-ярко! (На доске получилось солнышко с лучами, на которых надписи)
IX. Итог урока.
Что мы сегодня делали на уроке? (Ответы детей)
- Мы слушали? (Ответы детей)
- Мы решали примеры? (Ответы детей)
- Какие математические задания выполняли? (Ответы детей)
- Мы говорили? (Ответы детей)
- Мы решали задачи? (Ответы детей)
- Мы писали? (Ответы детей)
- Что понравилось на уроке? (Ответы детей)
- Со всеми заданиями справились? (Ответы детей)
- Закончите предложение: Сл. 13
Я буду здоров, если я буду… (ещё раз читают правила ЗОЖ на лучиках)
X. Рефлексия.
- Если вам урок понравился, то можно подойти и на память взять памятки о здоровом образе жизни. (Учитель раздает брошюрки о здоровом образе жизни и каждому ученику говорит как он работал и что ему нужно сделать на следующий урок).
Молодцы! Сл. 13
Список учебно – методической литературы
1. Программы и учебники математики начальной школы, методические пособия для учителя, дидактические материалы для учащихся.
2. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/ Под ред.М.И. Моро, А.М. Пышкало.- М.,1987.
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах.- М., 1984.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Изд-во Ин-та профобразования Минобразования России, 1995.
5. Истомина Н.Б. и др. Методика преподавания математики в начальных классах.- М.: МГЗПИ, 1996.
6. Журналы «Начальная школа» и др.
7. Жикалкина Т.К. Дидактические игры на уроках математики.- М., 1994.
9. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах.- М., 1993.
10. Эрдниев УП.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Часть 1., Москва. Просвещение 1992.
11. Начальная школа : математика : нестандартные задания. 1-4 классы / О. Д. Горшкова. – М. : Первое сентября, 2005
12. Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики в 1-4 классах. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. И. В. Блинова. – Волгоград: Учитель, 2008
Используемые интернет ресурсы
Дементьева Ирина Михайловна