Урок математики «Умножение единицы и нуля» (2 класс)
Предмет: математика
Класс: 2 «а»
Тема урока: «Умножение единицы и нуля»
Цели деятельности учителя: познакомить с приёмами умножения на нуль и единицу; развивать внимание, логическое мышление; прививать трудолюбие; воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания; развивать умение анализировать, обобщать; развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;
Тип урока: открытия новых знаний
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник математики Школы России, М. И. Моро 2кл (2 ч), учебная презентация.
Ход урока
Мотивационный этап
Звучит фрагмент песни «Мы летим через космос»
( 2строчки).
- Как вы поняли сегодня у нас необычный урок математики, а …"космический”. Мы с вами совершим путешествие по планетам Солнечной системы.
- Солнце – ближайшая звезда, которая объединяет в свою семью 9 планет. Кружатся, вертятся вокруг Солнца планеты: большие и малые, жаркие и холодные. Каждая из них приготовила нам задания.
-Выполняя их, мы будем узнавать о планетах и на них будут появляться яркие звёздочки, а зажигаться они будут от ваших умных, правильных ответов, открытий, старательной работы на уроке. А в конце урока нам нужно зажечь самую яркую звезду, выполнив итоговое задание и сделать тоже открытие. Ведь девизом урока будут слова: "Лучший способ изучить что- либо - это открыть самому”.
-Как вы понимаете эти слова? Значит, мы открываем что-то новое, вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания и применяем их.
-Я думаю, что вы с этим справитесь, ведь каждый из вас тоже звёздочка. Сегодня на уроке у вас всё получится, получите заряд энергии знаний и будете ещё ярче и лучше. – Нас сегодня встречает…
Звёздный Мальчик Математик. Значит…(сегодня новая тема).
-Какой раздел мы начали изучать? (Умножение).
-Как вы думаете, для чего мы учим эту тему? Где в жизни вам пригодятся знания умножения?
-Сегодня продолжим работать с умножением и вас ждёт совершенно новое, связанное с этой темой.
-Откройте тетра ди. За пишите число
Кла ссна я ра бота
-Тему нашего урока вы назовете мне сами чуть позже.
Актуализация знаний.
-И так
1 ПЛАНЕТА- первая планета – Меркурий. Эта планета расположена ближе всех к Солнцу. Вокруг Солнца она вращается быстрее, чем вокруг себя. Вот и получается, что 1 год на этой планете длиться день, а другой – ночь. Приготовила задания:
Фронтально
АРИФМ. ДИКТАНТ
1) К числу 27 прибавить это же число. Чему равна сумма? (54) –Объясни.
2) Уменьшите 74 на 11? (63)
3) Я задумала число, вычла из него 4 и получила 19. Какое число я задумала? (23).
4) В двух пакетах по 8 яблок. Сколько всего яблок в этих пакетах?
-Запишите решение.
(8+8=16 Сумма одинаковых слагаемых, можно заменить умножением.) – Объясни.
Индивидуально ПРОВЕРЯЕМ – Сигнальные карточки
1) Задача (на доске условие)
П етя– 12 звёзд
Вася- ? на 3 звезды больше
-Задайте вопрос.
2) Подбери произведение соответствующее данной сумме
3+3+3+3 5х2
9+9+9 3х4
2+2+2+2+2 9х3
5+5 2х4
7+7+6+7 2х5
-Какое выражение лишнее? Почему?
-Задайте вопрос.
Что такое “умножение”?
- Умножение - это сумма одинаковых слагаемых).
-Зажглась Звезда. (12)
Постановка учебной задачи
2 ПЛАНЕТА И следующая планета Венера. Самая яркая планета. Она укутана в плотное газовое покрывало. Венера вращается по часовой стрелке, поэтому Солнце восходит на западе, а заходит на востоке.
- Посмотрите на слайд.
-Что вы видите? (произведения)
СЛАЙД №2. -Вычислите произведение с помощью сложения. УЧЕНИК У ДОСКИ
1 уч. 4х5=4+4+4+4+4=20
2 уч. 7х2=7+7=14
-Что вы заметили?
1х3=
0х4=
-ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА
-КАКОЙ ВОПРОС будем ИССЛЕДОВАТЬ? (Будем выяснять, как умножить 1 на число и 0 на число).
Сформулируйте тему урока?
СЛАЙД №3. ( Тема урока: Умножение единицы и нуля.) ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА
Умножение 1 и 0 на число
СЛАЙД №4. - ЦЕЛЬ урока? Чему будем учиться? (ОТКРЫТЬ правило умножения единицы и нуля. Научиться умножать 1 и 0 на число.
-Зажглась Звезда. (апреля)
3 ПЛАНЕТА Марс, ближайший сосед планеты Земля. Он очень похож на Землю. У Марса два спутника. И самые высокие горы в Солнечной системе. Названа в честь бога войны
Решение частных задач
- Давайте вернёмся к нашим выражениям (13 и 04).
СЛАЙД №5. 1)РЕШЕНИЕ НАШЕЙ ПРОБЛЕМЫ
Заменим действие умножение с помощью сложения.
1х3=1+1+1=3
ВЫВОД: -Что вы заметили? (если умножить единицу на какое – либо число, получиться это же число)
2)РЕШЕНИЕ НАШЕЙ ПРОБЛЕМЫ
Рассмотрим теперь случай умножения
0х4=0+0+0+0
Заменим умножение действием сложением.
ВЫВОД: Что вы заметили? (если умножить 0 на какое – либо число, получиться 0)
-Зажглась Звезда.(1961 г.)
4 ПЛАНЕТА задание от планеты Юпитер. Самая большая планета Солнечной системы. Она укутана разноцветными облаками. В земном понимании на планете нет ни клочка суши – сплошной океан из жидкого газа.
Закрепление:
-Составьте задачу:
СЛАЙД №6. 1) «По 1 ленточке у пяти котят. Сколько всего ленточек?»
СЛАЙД №7. ВЫВОД 1ха=1
СЛАЙД №8. 2) « После завтрака не осталось ни одного пирожка на 2 тарелках. Сколько всего пирожков на тарелках?»
СЛАЙД №9. ВЫВОД
-Зажглась Звезда.(Юрий)
5 ПЛАНЕТА Следующее задание приготовила планета – Сатурн. Она самая легкая. Можно подумать, что она вращает обручи. Но это кольца из осколков льда и камней.
Работа по учебнику
Откройте учебник на стр. 53, прочитайте текст рядом с красной чертой
1 ученик читает о всадниках
-Сколько всадников?
ВЫВОД
2 ученик читает о сосисках
-Сколько сосисок?
ВЫВОД
совпадают ли эти рассуждения с теми выводами, которые вы сделали?
-КАКОЕ ОТКРЫТИЕ мы сделали (при умножении единицы на число получается то число, которое умножали. При умножении нуля на любое число получается нуль).
- Запишите вывод в тетрадь, используя буквенные выражения (на доске плакат).
1х а =а 0 х а =а
а х 1 = а а х о = о - Кто знает, какой свойство? (а – любое число)
-Зажглась Звезда.(Алексеевич)
6 ПЛАНЕТА Следующая планета Солнечной системы – Уран.
Она очень далеко удалена от Солнца, поэтому получает очень мало тепла.
-Но, я думаю, работая в парах вам будет теплее.
-- Работаем в парах.
-Составьте 4 выражения на новое правило, по два на каждый случай.
-Проверим, какие выражения записали?
- Какое правило запомнили?
-Зажглась Звезда.(Гагарин)
7 ПЛАНЕТА Нептун. Названа она в честь бога моря. Это холодная планета, находится далеко от Солнца.
№ 1 (цепочкой к доске)
1 х 3 = 1 + 1 + 1 = 3
0 х 5 = 0 + 0+ 0+ 0+ 0 = 5
1х 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4
0 х 6 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
-Зажглась Звезда.(«Восток)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С. 53 № 3, №4.
8 ПЛАНЕТА– Это задание нам приготовила планета – Плутон .Самая удаленная от Солнца и самая маленькая. Названа в честь владыки подземного мира.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА СЛАЙД 7
СЛАЙД №10. -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд.
-Одинаковые ли задания?
-Те, кто считает, что хорошо усвоил данный прием вычитания, выполнит задание 1), а те, кто не очень уверен в своих силах, выполнит задание 2).
1) 1х20 2) 0х(45-5)
0х6 1х(30-23)
1х38 0х(78-70)
СЛАЙД №11. -Оцените правильность решения, сравните ответы со слайдом.
-Кто справился с заданием?
-Кому трудно было?
-Зажглась Звезда(108 минут)
9 ПЛАНЕТА– - Итоговое задание нам приготовила планета, на которой мы живём.
-Как она называется? Земля.
Из всех планет Солнечной системы жизнь есть только на ней. Всем надо беречь нашу родную планету. Она дает нам свои богатства: воздух, свет, тепло.
ТЕСТ
-Только ответы записываем:
СЛАЙД №12. 5х1
СЛАЙД №13. 4х0
СЛАЙД №14. 7х1
СЛАЙД №15. 9х0
СЛАЙД №16. 8х1
СЛАЙД №17. ПРОВЕРКА
-Зажглась Звезда (60 лет)
СЛАЙД №18. 4. Итог
-Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
-Достигли цели урока? (Я считаю, что цели я достиг. Я познакомился с правилом умножения 1 и 0. Научился умножать 1 и 0 на число).
-Звёзды необычные, со словами.
-Посмотрите, пожалуйста, какая мысль
12, апреля, 1961 год, Юрий, Алексеевич, Гагарин, «Восток», 108 минут, 60 лет
СЛАЙД №19. (ПОРТРЕТ ГАГАРИНА)- на Солнце
Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.
Ю.А.Гагарин на ракете «Восток» первым в мире полетел в космос.
Юрий Алексеевич Гагарин – ЗВЕЗДА КОСМОСА, первый в мире космонавт.
-В этом году 60 лет со дня первого полета в космос.
СЛАЙД №23. Рефлексия. На парте звёздочка, отметьте на ней.
-Оцените свою работу на уроке и прикрепите свои звёздочки
на уроке было интересно, все понятно
на уроке не все понятно
было скучно, ничего не понял
СЛАЙД №24.