Урок математики в 1 классе «Римские цифры»

3
0
Материал опубликован 8 January 2016
Урок математики
Тема: Римские цифры
Класс: 1
Автор: Попова Оксана Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37
имени Новикова Гаврила Гавриловича» г. Кемерово

 

Урок открытия новых знаний с использованием технологии развития критического мышления.

Цель: познакомить с римской нумерацией.

Планируемый результат:

  • Предметные умения:
  • знать историю римской нумерации в пределах 10;
  • читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные арифметические действия;
  • выполнять сложение и вычитание с числами в пределах 10, используя римскую нумерацию.

Личностные:

  • формирование мотивации к учению;
  • осознание «количественности» мира.

Регулятивные:

  • формирование умения ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

  • формирование интереса к изучению истории;
  • развиватие наблюдательности;
  • развитие умения отвечать на вопросы.

Коммуникативные:

  • формирование умения работать в паре, оказывать взаимопомощь;
  • развиватие речи;
  • соблюдение норм речевого этикета.

Оборудование: карточки со словами: число, арабская нумерация, количество, предмет, знак, пишем, складываем, вычитаем, сравниваем; таблица «знаю, хочу узнать, узнал»; карточки с примерами; лестницы для самооценки; тексты «О возникновении римских цифр»; таблицы «Римские цифры».

I Орг. момент (1 мин.)

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки-

Как мы! В добрый час

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

II Стадия вызова.

Прием «Ключевые слова» (4 мин.)

Попробуйте в парах составить рассказ о числах и цифрах по ключевым словам: число, арабская нумерация, количество, предмет, знак, пишем, складываем, вычитаем, сравниваем.

Прием таблица ЗХУ (3 мин.)

Коллективно заполним первый столбец таблицы о числах и цифрах.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Цифра - это знак

   

Мы пользуемся арабской нумерацией

   

В ней 10 знаков

   

Цифрами обозначают числа

   

Числа можно складывать, вычитать, сравнивать

   

Решите примеры (2 мин). Показываю карточку. Дети пишут ответы через клетку в тетради.

4+3=

9-2=

10-5=

V-I=

Все ли выполнили задания? (нет, есть сложность)

В чем сложность? (не знаем, как выполнить последнее задание)

У вас на партах лестница из 3 ступенек. Если вы ничего не знаете про эти знаки, нарисуйте себя (человечка) на первой ступени. Если вы что-то слышали, на второй и если вы знаете всё на последней – третьей ступени (1 мин.)

Коллективно заполним вторую часть таблицы (3 мин.)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Цифра - это знак

Какие ещё существуют нумерации?

 

Мы пользуемся арабской нумерацией

Как они возникли?

 

В ней 10 знаков

Зачем о них знать?

 

Цифрами обозначают числа

Где их можно использовать?

 

Числа можно складывать, вычитать, сравнивать

Почему пользуемся арабской нумерацией?

 

Какова цель нашего урока? (познакомиться с новой нумерацией) (0,5 мин.)

II Стадия осмысления

Прием «Инсерт» (1 мин.)

Чтобы узнать, как возникли эти знаки, предлагаю отправиться в экскурсию на 2 тыс. лет назад, в др. Рим.

По ходу чтения статьи делайте в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

И одновременно заполним кластер (у каждого на парте)

Римские цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи (15 мин.)

О возникновении римских цифр.

У древних людей кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было. Поэтому первобытному человеку приходилось считать не так уж много.

Ну а первыми помощниками при счёте много веков назад также как и сейчас являлись …пальцы, камешки и конечно, палочки.

Но позже возникла проблема… Как запомнить, кто кому сколько должен монет? Сколько народилось жеребят? Сколько корзин зерна собрано?

Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры.

Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев.

Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета.

В Древнем Египте изобрели счёты.

В Древней Индии изобрели для каждой цифры свой знак.

Чуть позже древние арабы упростили эти значки, и они стали выглядеть вот так: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

А в Древнем Риме пошли по самому простому и одновременно самому гениальному пути. Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.

Вот, например, числа I, II, III сравнивали с одним, двумя и тремя пальцами. Число 1 записывали одной палочкой. Запиши в таблицу.

А сколько нужно поставить палочек, чтобы записать числа 2 и 3? Запиши в таблицу.

А вот, чтобы записать число 4, как ни странно, нужно сначала узнать написание числа 5.

Положи свою ладонь на парту. Подумай, где «прячется» цифра 5?
На что она похожа?

Правильно, на ладонь, на галочку, на букву V в латинском алфавите…Запиши в таблицу цифру V.

А теперь ответь, из скольких 5-к состоит число 10? Таким образом, соединяем две пятерки и получаем цифру X. Её записывают как букву икс, потому что так удобнее. Запиши.

Все остальные цифры нельзя записать без цифр V и X. Запись этих цифр основана на математических действиях – сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа.

А теперь подумай, как получить число 4 из 5? А как записать цифру 4? Куда нужно поставить палочку? Запиши в таблицу цифру 4.

Подумай, как записать цифру 6? Куда поставить палочку? Запиши.

Аналогично образуй и запиши цифры 7 и 8.

А теперь подумай, от какого числа легче образовать число 9, от 5 или 10?

Правильно от 10. Куда положим палочку? Запиши?

В результате у каждого должна получиться таблица:

Римские цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

-Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него)

-Что для вас непонятно?

-Где возникли эти цифры?

-Как римляне образовали цифры?

9. Физминутка (5 мин.)

Для чего мы познакомились с римскими цифрами?

Где их можно встретить? (Обозначение столетий, глав в книгах, циферблат, сот. телефон)

Поиграем, вам нужно записать римскими цифрами номер телефона 43-16-75. Запишите его в тетради через клетку, 1 ученик у доски. (IV III I VI VII V) Проверка.

Можем ли сейчас решить пример V-I=? (1 решает у доски остальные в тетрадях) (3 мин.)

III Рефлексия

Вернемся к таблице и вместе заполним третий столбец (3 мин.)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Цифра - это знак

Какие ещё существуют нумерации?

Существует римская нумерация

Мы пользуемся арабской нумерацией

Как они возникли?

При записи цифр отталкиваются на изображение руки

В ней 10 знаков

Сколько в них знаков?

Нумерация основана на сложении и вычитании

Цифрами обозначают числа

Зачем о них знать?

 

Числа можно складывать, вычитать, сравнивать

Где их можно использовать?

 
 

Почему пользуемся арабской нумерацией?

 

-Можно ли сказать по прочитанному тексту, сколько в римской нумерации знаков?

-Какие появились вопросы? Что хотели бы ещё узнать?

Какая цель была в начале урока?

А теперь подумайте каждый сам, как каждый из вас усвоил новые звания. Если вам всё понятно, нарисуйте человечка, т.е себя, на 3-ей ступени, если остались сомнения – на 2ой, если вы ничего нового не узнали на уроке – на 1ой. Покажите свои ступени. (1 мин.)

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за … (2 мин.)

Дома узнать, почему же люди всё-таки пользуются не римские цифры, а арабские? (потому что их запись более удобна) (0,5 мин.)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

нет технического оснащения.

5 February 2016

Вы не указали УМК по которому работаете. И еще маленькое замечание: учим детей говорить математическим языком: решить выражения, но не примеры.

10 February 2016