Урок математики в 1 классе «Понятие "много", "один". Письмо цифры 1»
Урок математики 1 класс
Тема урока: Понятие «много», «один». Письмо цифры 1.
Учитель МАОУ СОШ № 13 Бугаева Н.И.
Педагогические цели:
-правильно соотносить цифру с числом предметов; познакомить с понятиями «много», «один».
-называть и записывать цифру натурального числа 1;
Тип урока: Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Планируемые результаты (предметные): научатся:
-называть и записывать цифру натурального числа 1;
-правильно соотносить цифру с числом предметов.
Универсальные учебные действия: регулятивные:
-формулировать и удерживать учебную задачу:
-раскрытие понятия о натуральном ряде чисел; применять установленные правила в планировании способа решения: счет предметов по одному, парами.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: случаи образования чисел первого пятка, установление порядкового номера объекта, раскрытие связей между числами, введение понятий «много», «один».
Коммуникативные:
-задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих;
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Ход урока:
I. Вступительная беседа учителя о правилах подготовки рабочего места.
Личностные УУД: делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с понятиями «много» и «один».
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Учитель предлагает сравнить предметы. Что заметили?
Если учащиеся начнут считать предметы, которых много, учитель должен задать наводящий вопрос, чтобы подвести учеников к ключевому слову «много», например:
– Что можно сказать о числе треугольников слева? А справа ?
– О каких предметах в нашем классе можно сказать, что их много?
(Столы, стулья, цветы, мальчики, девочки .)
– Про какой предмет можно сказать, что он только один?
(Доска, дверь, компьютер.)
2. Формирование умения различать понятия «много», «один».
Работа с учебником (с. 22).
По сюжетной картинке учащиеся составляют рассказ, используя понятия «много», «один».
– Каких предметов нарисовано много? Какой предмет – один?
Данную работу можно провести в виде игры «Кто самый внимательный?»
Физическая минутка
3. Упражнение в умении сравнивать предметы и группы предметов.
Работа в тетради (задание 1, с. 9).
– Какие фигуры изображены на рисунке?
Учащиеся соединяют стрелочками пары: круг – квадрат.
- Чего больше? Почему так считаете? Закрась ответ.
– На сколько квадратов больше, чем кругов? Запиши ответ.
III. Знакомство с цифрой 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 1.
– Вы закрасили 1 квадратик, показав тем самым, что квадратов на 1 больше, чем кругов.
– А можно ли как-то по-другому записать то, что остался 1 квадрат?
– Совершенно верно, число 1 можно записать с помощью цифры 1.
Учитель показывает на доске увеличенный образец цифры 1.
– На что похожа цифра 1?
– А вот С. Я. Маршак написал о единице так:
2. Анализ образца.
Предметные УУД: уметь выделять элементы цифры 1; писать цифру 1.
– Из скольких элементов состоит цифра 1? Из каких?
– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?
– Тогда посмотрите, как пишется цифра 1.
Затем учитель несколько раз прописывает на доске цифру 1, объясняя учащимся её правильное написание.
3. Письмо цифры 1.
– А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.
Сначала учащиеся «прописывают» цифру в воздухе под счёт, затем обводят по точечным контурам (с. 9 тетради, задание 2), после чего пишут цифру самостоятельно.
Физическая пауза.
IV. Работа над развитием внимания, логического мышления учащихся.
Работа с учебником (с. 23).
– Посмотрите на рисунок. О чём можно сказать «много»? О чём можно сказать «один» («одна», «одно»)?
Задание на развитие логического мышления (с. 23).
– Кто с каким клубком играет? (Рыжий котенок играет с большим синим клубком, белый котенок – с маленьким синим, а серый котенок – с красным.) Как рассуждали?