12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
танк759
Зав.кафедрой педагогики и методики начального образования (подготовка по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах" и 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании"
Россия, Пермский край, Пермь
6

Технологическая карта урока математике в 3 классе «Римские цифры»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: математика.

Тема урока: Римские цифры

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.

Задачи:

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

       

Оборудование: SMART доска, задания на листочках, рабочая тетрадь и учебник математики 4 класс, автор М.И.Моро.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с римскими цифрами и числами, научатся их читать и записывать, усвоят практическое значение римских цифр и их применение на практике; выполнять задания логического характера.

 

Ход урока

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1 мин

Приветствие учащихся.

- Здравствуйте, ребята!

Этот урок у нас сейчас науке посвящается,

Что математикой всегда в школе называется.

Она поможет воспитать такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!

 

Приветствие учителя.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

3 мин

– Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума”

Сосчитайте десятками от 10 до 100.

Сосчитайте сотнями от 100 до 1000.

-Разложите трехзначное число на сумму разрядных слагаемых:

345, 215, 608, 560, 237.

-Разделите с остатком:

15:4, 34:5, 42:10, 61:6, 23:6

Мы с вами хорошо размялись, провели “гимнастику для ума” и можем работать дальше.

Устный счет:

Ответы учащихся.

 

Работа на интерактивной доске.

 

Запись получившихся ответов

3. Актуализация знаний и мотивация.

3 мин

 

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее?

Год час секунда месяц сутки минута литр век

- Почему? (Остальные - величины времени).

- Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя)

- Какая из них самая большая величина? (век)

- Сейчас мы будем работать в парах, у вас на партах конверты. Вам необходимо вместе восстановить таблицу мер времени.

- Проверим свою работу, сверим ответы, напишем на интерактивной доске.

- Молодцы, спасибо!

Ответы учащихся.

Литр

Величины времени

Неделя

Век

 

Работа в парах

 

Запись на интерактивной доске

4. Постановка проблемного вопроса

 

2 мин

– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,

А с места не сойдет?

- Посмотрите на циферблат и определите время

Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время

- Который сейчас час?

- Почему же возникло затруднение?

- А может кто–нибудь знает эти цифры?

 

- Значит, какая сегодня тема урока?

-Сегодня, мы узнаем, что это за числа и познакомимся с их построением

 

 

Часы

7.00, 10.10,13.07

 

Не можем ответить на данный вопрос

Не знаем, какими цифрами записаны числа

Да. Это римские цифры.

 

Римские числа

5. “Открытие” детьми нового знания.

10 мин

- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)

- Давайте вместе их посчитаем.

- Что вы знаете про римские цифры?

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.

- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?

- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.

- Сделайте самостоятельно, числа 12 и 20.

 

 

 

 

Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

- Молодцы!

Работа учащихся со счетными палочками.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкладывают на парте римские цифры

 

 

 

 

 

Выкладывают цифры

 

Делают на интерактивной доске

 

 

 

Делают вывод

 

6. Физкультминутка

2мин

Музыкальная

 

Показ 1 ребенком, остальные выполняют движения

7. Первичное закрепление.

8 мин

а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Ребята с помощью карточек покажут получившийся ответ.

– Сколько будет, если 18 : 6 ?

– Чему равно произведение 5 и 2?

– Сколько ног у двух петухов?

– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала?

– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя?

6) – Сколько дней в неделе?

7) – 3 умножить на 4.

8) – 81 уменьшить в 9 раз.

9) – Какое число на один больше 10?

10) – Частное 25 и 5.

11) – 60 разделить 10.

Учащиеся показывают карточки с римскими числами.

 

 

III

X

IV

 

VIII

 

I

VII

XII

IX

XI

V

VI

8. Работа в тетради.

3 мин

-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами.

Написанные римские числа записать арабскими цифрами.

Работа в тетради.

 

Запись арабских чисел на интерактивной доске.

9.Знакомство с новыми цифрами.

3 мин

Знакомство с новыми цифрами. Их запись.

- А вы знаете ,как записать число 55, 100?

- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением

50 - L

100 - C

500 - D

10. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой .

 

5мин

 

34

85

153

370

524

209

 

XXIV

LXXXV

CLIII

CCCLXX

DXXIV

CCIX

11.Итог урока

 

2 мин

 

-На уроке мы научились …

-Больше всего меня заинтересовало …

-Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?

 

12. Рефлексия деятельности.

2 мин

- Где используются римские числа? Сколько цифр узнали?

Я отлично знаю новый материал.

 

 

Я не знаю об этом ничего

Римские числа.

13. Домашнее задание

 

1 мин

Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.

Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?

Запись домашнего задания в дневник

 

Выполнили студентка

3 курса

специальности " Преподавание в начальных классах"

Былохова Оксана

Преподаватель Мартынова Т.С.

Опубликовано


Комментарии (1)

Сомова Светлана Геннадьевна, 19.12.16 в 23:12 0Ответить Пожаловаться
Оказывается римские цифры в 3-м классе по математике проходят... А в 5-м по истории заново учим. Некоторые и к 9-му не умеют их читать. Увы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.