Технологическая карта урока математике в 3 классе «Римские цифры»
Технологическая карта урока
Учебный предмет: математика.
Тема урока: Римские цифры
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
Задачи:
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
Личностные |
Оборудование: SMART доска, задания на листочках, рабочая тетрадь и учебник математики 4 класс, автор М.И.Моро.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с римскими цифрами и числами, научатся их читать и записывать, усвоят практическое значение римских цифр и их применение на практике; выполнять задания логического характера.
Ход урока
Основное содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1.Организационный момент |
|||
1 мин |
Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята! Этот урок у нас сейчас науке посвящается, Что математикой всегда в школе называется. Она поможет воспитать такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить! |
Приветствие учителя. |
|
2. Актуализация опорных знаний и мотивация. |
|||
3 мин |
– Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума” Сосчитайте десятками от 10 до 100. Сосчитайте сотнями от 100 до 1000. -Разложите трехзначное число на сумму разрядных слагаемых: 345, 215, 608, 560, 237. -Разделите с остатком: 15:4, 34:5, 42:10, 61:6, 23:6 Мы с вами хорошо размялись, провели “гимнастику для ума” и можем работать дальше. |
Устный счет: Ответы учащихся.
Работа на интерактивной доске.
Запись получившихся ответов |
|
3. Актуализация знаний и мотивация. |
|||
3 мин
|
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? Год час секунда месяц сутки минута литр век - Почему? (Остальные - величины времени). - Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя) - Какая из них самая большая величина? (век) - Сейчас мы будем работать в парах, у вас на партах конверты. Вам необходимо вместе восстановить таблицу мер времени. - Проверим свою работу, сверим ответы, напишем на интерактивной доске. - Молодцы, спасибо! |
Ответы учащихся. Литр Величины времени Неделя Век
Работа в парах
Запись на интерактивной доске |
|
4. Постановка проблемного вопроса |
|||
2 мин |
– А теперь отгадайте загадку. Что всегда идет, А с места не сойдет? - Посмотрите на циферблат и определите время Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время - Который сейчас час? - Почему же возникло затруднение? - А может кто–нибудь знает эти цифры?
- Значит, какая сегодня тема урока? -Сегодня, мы узнаем, что это за числа и познакомимся с их построением |
Часы 7.00, 10.10,13.07
Не можем ответить на данный вопрос Не знаем, какими цифрами записаны числа Да. Это римские цифры.
Римские числа |
|
5. “Открытие” детьми нового знания. |
|||
10 мин |
- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.) - Давайте вместе их посчитаем. - Что вы знаете про римские цифры? - Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.) - Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? - На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались? Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5. - Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8? - Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать? (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4) - А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. - Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9. - Сделайте самостоятельно, числа 12 и 20.
Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить? (Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) - Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам. - Молодцы! |
Работа учащихся со счетными палочками.
Ответы учащихся.
Выкладывают на парте римские цифры
Выкладывают цифры
Делают на интерактивной доске
Делают вывод
|
|
6. Физкультминутка |
|||
2мин |
Музыкальная |
Показ 1 ребенком, остальные выполняют движения |
|
7. Первичное закрепление. |
|||
8 мин |
а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Ребята с помощью карточек покажут получившийся ответ. – Сколько будет, если 18 : 6 ? – Чему равно произведение 5 и 2? – Сколько ног у двух петухов? – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? 6) – Сколько дней в неделе? 7) – 3 умножить на 4. 8) – 81 уменьшить в 9 раз. 9) – Какое число на один больше 10? 10) – Частное 25 и 5. 11) – 60 разделить 10. |
Учащиеся показывают карточки с римскими числами.
III X IV
VIII
I VII XII IX XI V VI |
|
8. Работа в тетради. |
|||
3 мин |
-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами. Написанные римские числа записать арабскими цифрами. |
Работа в тетради.
Запись арабских чисел на интерактивной доске. |
|
9.Знакомство с новыми цифрами. |
|||
3 мин |
Знакомство с новыми цифрами. Их запись. - А вы знаете ,как записать число 55, 100? - У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением 50 - L 100 - C 500 - D |
||
10. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой . |
|||
5мин |
34 85 153 370 524 209 |
XXIV LXXXV CLIII CCCLXX DXXIV CCIX |
|
11.Итог урока |
|||
2 мин |
-На уроке мы научились … -Больше всего меня заинтересовало … -Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?
|
||
12. Рефлексия деятельности. |
|||
2 мин |
- Где используются римские числа? Сколько цифр узнали? Я отлично знаю новый материал.
Я не знаю об этом ничего |
Римские числа. |
|
13. Домашнее задание |
|||
1 мин |
Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры. Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI? |
Запись домашнего задания в дневник |
Выполнили студентка
3 курса
специальности " Преподавание в начальных классах"
Былохова Оксана
Преподаватель Мартынова Т.С.
Сомова Светлана Геннадьевна