12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Башкирова Лариса Александровна89
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак

Тема: Закрепление и проверка знаний изученного материала на основе краеведческого материала о памятных уголках и памятных датах Республики Башкортостан. (3 класс)

Оборудование. Карта РБ, справочный материал для учащихся (приложение), тесты, музыкальный центр, аудиокассеты с записями, карточки с цифрами, кроссворды, оценочный лист, проектор, экран.

Цели:

1. Закреплять умения учащихся решать задачи на уменьшение, увеличение в несколько раз.

2. Совершенствовать умения определять порядок выполнения действий в выражениях.

3. Проверить

- умение решать задачи на уменьшение, увеличение в несколько раз;

- умение правильно определять порядок выполнения действий;

- умение находить периметр многоугольника.

4. Повторить пройденный материал о природе и истории Башкортостана.

5. Развивать умения пользоваться справочным материалом.

6. Развивать кругозор и речь учащихся.

7. Воспитывать любовь к родному краю; прививать интерес к изучению истории родного края.

8. Воспитывать внимательность, активность, самостоятельность.

Ход

I. Организационный момент. Добронастрой.

( Дети сидят друг напротив друга, держась за руки и проговаривают слова )

Я желаю тебе здоровья,

Я желаю тебе доброты,

Я хочу, чтобы сердце твое подарило

Всем, живущим на свете, много любви!

(Дети обнимают друг друга.)

II. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня у нас не простой урок, а урок-экскурсия.

- Что такое экскурсия? (Высказывания ребят)

- Найдите слово ЭКСКУСИЯ в словаре.

ЭКСКУРСИЯ – это коллективная поездка куда–нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной или развлекательной целью.

- Ребята, кто проводит экскурсии? (Экскурсовод.)

- Экскурсоводом на нашем уроке будет математика.

- Предположите, что вас ждет сегодня на уроке. Какие у нас будут цели и задачи? (Высказывания ребят)

- Нам придется решать задачи, примеры, повторять пройденный материал. Числа, которые мы будем получать при решении математических заданий, расскажут много интересного.

- Если урок не простой, то и домашнее задание должно быть необычное: каждый из вас получит кроссворд. Чтобы его решить, нужно быть очень внимательным на уроке, возможно, придется заглянуть в энциклопедию или учебник (запись д/з)

- Куда же мы отправимся на экскурсию? Ответить на этот вопрос поможет арифметический диктант.

III. Работа в тетради. Устный счет.

1) Минутка чистописания

2) Арифметический диктант.

4 x 9 = 24 : 3 = 3 x 6 = 36 : 4 =

3 x 7 = 40 : 4 = 7 x 4 = 20 : 4 =

8 x 2 = 28 : 4 = 1 x 9 = 16 : 4 =

3) Взаимопроверка арифметического диктанта.

На магнитной доске учитель выставляет карточки с ответами.

(36, 21, 16, 8, 10, 7, 18, 28, 9, 6, 5, 4.) Оценивание.

- У каждого на парте конверт с этими числами. Расположите их в порядке возрастания. (Работа в парах.)

- Переверните карточки. Какое слово получилось? (БАШКОРТОСТАН)

- Итак, мы отправляемся на экскурсию по нашему родному краю.

IV. Работа со справочным материалом.

- Какое число выделено красным цветом? (16)

- Найдите его в справочном материале. Прочитайте текст.

- Что интересного вы узнали? ( Высказывания детей.)

Учитель предлагает показать на карте расположение минерального источника КУРГАЗАК, в случае затруднения показывает сам.

- Ребята, в честь этого знаменитого родника Ф.А. Даутова написала прекрасную песню, а исполняет ее детская вокальная группа «Рэли» из г.Уфы

( Звучит песня «Кургазак»)

V. Работа со словарем из справочного материала.

- Мы знаем, что Башкортостан славится медом. Пчел у нас разводят во всех районах. Но наш экскурсовод предлагает отправиться в Бурзянский район. (Учитель показывает на карте.) Именно здесь до сих пор сохранилось БОРТНИЧЕСТВО. Обратимся к словарю и узнаем, что это такое. ( Работа со словарем.)

- Что же такое бортничество? (Высказывания детей.)

VI. Решение задач.

- Из Бурзянского района нам пришло письмо. Это один из сюрпризов, которые приготовила нам экскурсовод-математика.

В конверте карточки с заданиями. Ученики-помощники помогают раздать

карточки ребятам.

- Прочитайте внимательно задачу.

1. В первый день пчеловоды собрали 5 кг меда, а во второй день в 2 раза больше. Сколько килограммов меда пчеловоды собрали во второй день?

Под руководством учителя дети делают краткую запись условия задачи, разбирают условие, решают.

2. Составь по краткой записи задачу и реши ее.

1 день – 10 кг меда

2 день - ? кг, в 2 раза меньше.

Задача разбирается под руководством учителя, один ученик записывает решение

на доске, остальные работают в тетради.

VII. Работа со справочным материалом.

- Какое число мы получили в задаче №1? (10)

- Назовите десятый месяц по счету. ( ОКТЯБРЬ)

- Какой праздник отмечает наша республика в октябре? (Высказывания детей)

- Давайте обратимся к справочнику и поподробнее вспомним об этом дне.

(Дети читают текст под № 10)

- Динамическая пауза -

РАССЛАБЛЕНИЕ. Дети сидят на стульях.

- Закройте глаза, расслабьтесь. Прислушайтесь к музыке. Представьте себя зеленой полянке. Вас согревают солнечные лучи. Приятно пахнет луговой травой и медом.

Упражнение «Орел ». Выполняется стоя. Руки в стороны.

- Представьте себя орлом. Вы летите навстречу ветру. Ветер все сильнее и сильнее, но вы ему сопротивляетесь, напрягая каждую мышцу.

VIII. Работа в группах.

- В конверте осталось еще одно задание, которое необходимо выполнить, чтобы продолжить наш маршрут. Как трудятся пчелки над медом, так и вы должны потрудиться в группах над следующим заданием:

Расставьте скобки так, чтобы равенства были верны:

29 – 10 – 3 = 21 33 – 12 + 8 = 13 48 – 16 : 8 = 4

- За правильно выполненное задание вы можете заработать поощрительный приз – пчелку.

Выполненные задания анализируют дети, итог подводит учитель.

IX. Работа со справочным материалом и картой РБ.

- О чем нам может рассказать число 21? Обратимся к справочному материалу.

- Назовите другие города Башкортостана. Покажите их на карте РБ.

- СЛАЙДШОУ «ГОРОДА РБ» -

- А вот число 13 тоже имеет секрет. Найдите его в справочном материале, прочитайте сведения.

- Какие реки вы знаете? (Ответы детей)

- Назовите самые крупные реки РБ. В случае затруднения вам поможет словарь.

(Пользуясь словарем, дети называют реки : Белая, Уфа, Дема, Ай.)

- СЛАЙДШОУ «РЕКИ РБ» -

X. Самостоятельная работа (тест).

- Реки – это сложные препятствия на нашем маршруте. Чтобы их преодолеть, каждый из вас должен выполнить тест.

Взаимопроверка тестов. Оценивание(с опорой на слайд)

Подведение итогов на оценочном листе.

XI. Работа со справочным материалом.

- Препятствие мы преодолели, и можно продолжать маршрут, а наш урок-экскурсия подходит к концу. Но мы не можем оставить без внимания еще одно число – 400

- Что вы можете сказать о нем с точки зрения математики? (Высказывания детей)

- А теперь с точки зрения тех, кто родился и живет в Башкортостане? Подсказку вы видите на экране.

- На экране проецируется фотография монумента Дружбы -

(Высказывания детей.)

- Это монумент Дружбы. Он установлен в Уфе в 1957 г. в честь 400 – летия Присоединения Башкирии к Русскому государству.

- В честь 450 – летия Присоединения Башкирии к Русскому государству создано много стихотворений и песен. И вот одна из них.

- Звучит песня Ф.А Даутовой «Вместе 450 лет» -

XII. Итог урока. Рефлексия.

- Каким был урок?

      Новым?

    Трудным?

    Интересным?

    Увлекательным?

    Радостным?

    Каким ещё?

- Что можете сказать о своей работе на уроке?

* * *

Приложение (Справочный материал)

4 – Белая, Уфа, Дема, Ай – это самые большие реки Башкортостана.

10 – В календаре Башкортостана есть день, который дорог всем его жителям. Это - День нашей республики. Раньше Башкортостан назывался Автономной Советской Социалистической республикой (БАССР)11 октября 1991 года он объявлен суверенной (самостоятельной) странной в составе Российской Федерации и стал называться Республикой Башкортостан. Новый государственный Флаг нашей республики был утвержден 25 февраля 1992 года, а Герб и Гимн – 12 октября 1993 года.

13 – В Башкортостане насчитывается около 13 тысяч рек общей протяженностью свыше 57 тысяч км.

16 – Салаватский район известен интереснейшим объектом природы. Это знаменитый родник Кургазак, который выходит из отрогов горы Каратау и впадает в реку Юрюзань. Его вода такая чистая и прозрачная, что даже на большой глубине хорошо видны мелкие камешки, зеленые заросли. Она в любое время года имеет постоянную температуру – 16 государств, зимой она не замерзает и в самые сильные морозы. Вода Кургазака имеет лечебные свойства.

21 – На карте РБ 21 больших красных кружочков. Это – города Башкортостана. Как и родные братья в многодетной дружной семье, каждый город имеет свой возраст, свою «профессию». Некоторые из них появились задолго до начала двадцатого века:

Уфа была основана в 1574 году, Бирск – в 1663, Белорецк – в 1756 годах, Стерлитамак и Белебей стали городами в 1781 году. Все они были основаны как небольшие торгово-промышленные центры.

Словарь.

Агидель (Белая) – река, левый приток Калич. Длина 1420 км.

Ай – река, левый приток Караидели. Длина 415 км.

Бортничество – начальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчел в дуплах (бортях) деревьев для получения меда; традиционное занятие башкир. С вырубкой лесов и развитием скотоводства и земледелия бортничество теряет свое значение и уступает место пасечному пчеловодству. Бортничество сохранилось в Буздякском районе. С целью сохранения и изучения бортевых пчел в естественном состоянии с 1986 г. организован государственный заповедник Шульган-Таш.

Дёма – река, левый приток реки Белой. Длина реки 556 км.

Периметр – сумма длин всех сторон многоугольника.

Суверенная республика имеет свои символы (герб, флаг, гимн), выражающие ее суверенитет.

Уфа – река, правый приток реки Белой. Длина 918 км.

Уфа – столица РБ, расположена на берегу реки Белой. Уфа основана в 1574 г.

Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной или развлекательной целью.

Используемая литература. Башкортостан: Краткая энциклопедия, 1996 г.
Гл. ред. Р.З. Шакуров. Уфа: Науч. изд-во "Башкирская энциклопедия", 672 с.

Опубликовано


Комментарии (3)

Суздалева Инна Геннадьевна, 06.02.16 в 21:52 0Ответить Пожаловаться
Цель на уроке должна быть одна, а задач несколько.
nfyz, 11.02.16 в 21:18 0Ответить Пожаловаться
Следующий раз оформляйте работу в технологическую карту! Не видно, над какими УУД работаете.
Котухова Любовь Павловна, 13.02.16 в 21:32 -1Ответить Пожаловаться
Согласна с коллегами
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.