Урок математики в 3 классе «Виды треугольников»
Учитель: Тарабурина Татьяна Юрьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Мероприятие: открытый урок, математика
Класс: 3
Дата проведения: 12.03. 2014
Тема: «Виды треугольников»
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление
Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы
-создать условия для знакомства с определением и видами треугольников
- организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими:
1) предметных результатов:
- развитие представление учащихся о разных видах треугольников
- применение математических знаний в разных жизненных ситуациях;
- формирование интереса к математике;
2) метапредметных результатов:
- освоение способов познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности;
Познавательные
Умение:
- анализировать, синтезировать;
- использовать знаково - символические средства;
Регулятивные
Умение:
- прогнозировать предстоящую работу;
- планировать свою деятельность, используя алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
- выполнять самоанализ своей деятельности.
Коммуникативные
Умение:
- строить понятные для партнера высказывания;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
3) личностных результатов:
- умение грамотно говорить и легко выражать свои мысли;
- умение работать в группе;
- развитие чувства взаимовыручки;
- расширение кругозора;
Вид работы: взаимопроверка и взаимооценка, работа с моделями;
Ведущие формы работы: фронтальная, групповая.
Технология, методы: технология критического мышления, методы проблемного обучения: частично-поисковые или эвристические; практические методы освоения материала.
Оборудование и обеспечение урока: модели треугольников, карточки с текстами, треугольники для рефлексии.
Структура урока
Организационный момент
Изучение нового материала
-Стадия вызова
- Постановка целей. Прогнозирование
- Стадия осмысления
- Стадия рефлексии
Организованный конец урока
Ход урока
1. Организационный момент
2. Стадия вызова
Учитель читает сказку Тезек Т. Л.
Сказка о царе треугольников
Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: «Давайте отправимся в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал. Что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
1. Кто стал королем?
2. Кто был основным соперником?
3. Кто первым вышел из соревнования?
- Составим кластер. В центре запишем ключевое слово. Вокруг напишите все, что вы знают о треугольниках.
Обучающиеся выполняют задание, затем учитель записывает варианты на доске на доске.
3.Постановка целей. Прогнозирование
Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, какие виды треугольников бывают.
- Что ещё вам было бы интересно узнать о треугольниках.
Заслушиваются вопросы детей.
4.Стадия осмысления
Самостоятельно читают статью из энциклопедии.
Треуго́льник — геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три точки, не лежащие на одной прямой. Указанные три точки называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами треугольника. Стороны треугольника образуют в вершинах треугольника три угла. Другими словами, треугольник — это многоугольник, у которого имеется ровно три угла.
• Если все углы треугольника острые, то треугольник называется остроугольным;
• Если один из углов треугольника тупой (больше 90°), то треугольник называется тупоугольным;
• Если один из углов треугольника прямой (равен 90°), то треугольник называется прямоугольным.
По числу равных сторон
• Разносторонним (неравносторонним) называется треугольник, у которого все три стороны не равны.
• Равнобедренным называется треугольник, у которого две стороны равны. Эти стороны называются боковыми, третья сторона называется основанием
• Равносторонним или правильным называется треугольник, у которого все три стороны равны. В равностороннем треугольнике все углы равны
Приём «Инсерт»
- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Дети разбиваются на группы (вначале урока при входе в класс каждый берет треугольник, разделение в группах проходит по видам треугольников)
Задания для групп
1.Обсудить статью
2.Определить главные признаки своих треугольников
3. Составить мини рассказ о треугольнике
Представление группой своего задания.
5.Стадия рефлексии
Упражнение «Карусель»
Обучающиеся делятся две равные группы, одна из которых является внутренним кругом, а другая – внешним. При этом ребята стоят лицом к членам другого круга, образуя с ними пары. Внешний круг детей – слушатели, которые могут задавать уточняющие вопросы, а внутренний круг – рассказчики, отвечающие на вопросы. Через 1 минуту учитель дает команду, и внешний круг сдвигается на одного человека в сторону, тем самым меняя пары, при этом члены кругов между собой меняют и роли.
Вопрос на сегодня:
- Что я сегодня узнал о треугольниках?
Рефлексия работы на уроке
Учитель даёт ребятам клубок ниток, они передают его по кругу, разматывая, создавая треугольники, и говорят о том, как им жилось на уроке.
6. Организованный конец урока