Урок математики в 3 классе «Скорость движения»
Тема урока: Скорость движения.
Цель урока: создать условия для усвоения понятий: "скорость движения", величины измерения скорости.
Задачи: учить работать в группах, повторить ПДД, повторить величины.
№ этапа |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
минуты |
слайд |
1. Мобилизирующий эта урока. |
Записывают число, классная работа. -Да. Подходит. Мы же ставим цель и идём к ней в ходе урока. (нет , тогда учитель- Давайте проверим.) |
-У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь. Садитесь. Отступили 4 клетки, записываем число, классная работа.(4 марта, классная работа, запись на меловой доске). -Итак, у нас урок математики, и я хочу его начать словами французского поэта- философа Поля Валери. "Только, когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен". Поль Валери -Как вы понимаете смысл высказывания. Подходите ли оно к уроку математики? Я желаю вам выбрать верный путь, чтобы достигнуть цели нашего урока. |
1-2 |
1 |
2. Актуализация знаний. |
-Это величины, меры, единицы измерения, ед. площади, массы, квадр. метры. Дети работают самостоятельно. записывают столбики , называют их. Дети выходят по одному и на интерактивной доске подвигают с помощью стилуса к нужному столбику величину. Дети соглашаются или наоборот говорят о своих решениях. -Это единица скорости. |
- Посмотрите на доску. Что вы в и д и т е?( приложение 1). - По вашим ответам можно сделать вывод , что эти единицы измерения можно разделить на группы. Сейчас разделите эти величины на группы и каждую группу запишите в отдельный столбик. Если сможете величины назовите. - Какие группы у вас получились? -Давайте посмотрим как вы распределили величины? Выходите по одному , подведите единицу измерения к соответствующей величине. Учитель помогает ученикам у доски. -Посмотрите на доску, сверьте, поднимите руки у кого так же? У кого по другому? Учитель комментирует. -Теперь все согласны? - А куда вы отнесли эту запись?(м/мин)Может кто-то знает? -Нам предстоит выяснить , что это за единица измерения, какую величину она измеряет. Запишите её в 5 столбик (на полях). или - Проверим прав ли... |
2-3 |
2 3 |
3. Основная часть. 3.1. Постановка цели и темы. |
-Один ушёл вперед... Обогнал другого... Шли с одинаковой скоростью... -Это скорость. - Тема урока скорость. Дети называют цели: узнать что такое скорость, узнавать скорость... |
- Посмотрите на двух путников.(загадочно).-А теперь понаблюдайте за нашими путниками. Вы должны дойти до меня. Приготовились?.... -Что произошло? Отчего это завит? Может кто-то знает как это называется? - В таких случаях в математике говорят что, скорость другого больше, чем скорость другого. Или скорости объектов одинаковые. - Сейчас вы сами выведите тему урока. Назовите её. -Скорость движения. Необходимо поставить цели. -Обсудите в группах и какие цели мы можем поставить по теме урока... Помните о правилах работы в группах. -Вы все правы но основные цели урока: узнать что такое скорость , какие единицы измерения скорости существуют. -Кроме этого будем учиться работать в парах, в группах, вспомним правила дорожного движения. |
Презентация слайд 1 |
|
3.2. Исследование. |
Отрезком, лучом, диаграммой. Дети читают сначала про себя. Потом кто-то вслух. Рассмотреть диаграмму. -Путь улитки и божьей коровки. -10 см(2 клетки), 20 см ещё через 2 клетки. -Улитка- 90см. б.к.-70 см. -Решить задачу. На диаграмме показано сколько ползёт улитка за 3 минуты и б.к. за минуту. -Кто ползёт быстрее? На сколько? -У кого скорость быстрее? -90 см за 3 мин, 70 см за 1 минуту. -Найдем сколько проползёт улитка за 1 минуту.
Дети в паре выходят к доске и записывают решение. 1) 90:3=30(м)-путь улитки за 1 мин. 2) 70-30=40(см) Ответ: на 40 см -У кого скорость быстрее? -Скорость улитки. -Путь за 1 минуту... -Нет, 1 сек, 1 год... Единиц времени много, значит просто за единицу времени. Читают вывод про себя. Вслух. -Расстояние пройденное за единицу времени. -1 Минута, 1 секунда, 1 час.. -См/м , - записывают в решение -Можно пояснения - скорость улитки. |
-Итак, говоря словами Поля Валери. Мы добьёмся цели, выбрав правильный путь. Давайте выберем этот путь, проведя исследование. Узнаем: что такое скорость. Предлагаю вам алгоритм исследования. Прочтите про себя. Алгоритм исследования: 1.Рассмотреть диаграмму. 2. Решить задачу. 3. Сделать собственный вывод. 4. Сравнить вывод с правилом. (написано на меловой доске). -Внимание, первый шаг. Посмотрите на диаграмму. -Что вы видите? -Что выделено цветом? -Что обозначает число 10? А сколько клеток 20 займет? - У вас на столах лежит такая же диаграмма, найдите в парах путь каждого персонажа. Можете подписав путь. - Проверим. Есть другие результаты?(если есть считаем вместе). -Второй шаг. Прочтите задачу про себя. Вслух. Какой вопрос задачи? Может кто-то догадался как задать вопрос по -другому? -Можете уже кто-то сейчас может сказать у кого скорость больше? Кто ползёт быстрее? -Для того чтобы задачу решить какие данные есть. -С чего начнём решать задачу? - Кто может показать это решение пока на диаграмме? - Р е б я т а. Начинаем решать задачу на листочках в группах.
-Договоритесь, кто будет писать, пользуйтесь при решении диаграммой, помните о правилах работы в группах. -Кто решил, кто готов? -Выйдете напишите решение на доске. -Посмотрите на доску. Сравните решение. У кого решение совпало. - А т е п е р ь вспомните какой вопрос вы задавали сами ? -Так что мы узнали в первом действии? -Переходим к третьему шагу. Сделайте вывод обсудите в группах: Что же такое скорость ? (Дети могут говорить за 1 мин,тогда)- Вернёмся в начало урока, посмотрите разве единица времени только одна мин? - Четвёртый шаг. Давайте сравним свой вывод с выводом в учебнике. -Обратите внимание за единицу времени ( на доске лист а -4 1 мин, 1 с, 1 год, 1 час единица для всех одна) .Назовите единицы времени. -В математике единицы скорости принято записывать так: см/мин.Читаем: сантиметры в минуты) -Давайте внесём изменения в решении задачи с учетом новых знаний. Соберите группы, возьмите зелёные ручки и отредактируйте записи. (вместе с учениками) - Всё ли мы отредактировали? - |
||
4. Физ. минутка |
Дети выполняют несложные движения, когда учитель показывает цвета светофора. |
- Одна из задач -повторение правил дорожного движения. -Давайте поиграем в "Светофор". Цвет зеленый – |
||
5 .Первичное закрепление. |
- Это тоже единица величины скорости. 130 км/ч, 20 см/мин Дети сверяются друг с другом, поднимают руки у кого не такие записи, учитель или ученик объясняет ошибку. |
-Вернёмся к нашей таблице. Как назовём величину в 5 столбике? (скорость) Прочтите. Учитель показывает на ранее записанную единицу скорости (м/мин). Что с к а ж е т е? -Выполняем взаимопроверку. Тихо дискутируем в парах. -Сверьте с доской. (записывает учитель или ученик). Поднимите руки у кого так? Что ты выписал? ( Турист проехал 150 км- это расстояние (путь), улитка про ползла за минуту 20 см- за единицу времени, бегун пробежал 100м за 10 с- это не единица!) |
||
6. Вторичное закрепление. Интересные факты о скорости движения. |
Дети проверяют себя , как они могут соотнести предмет с его скоростью.(самолёт, гусь, ракета, бабочка, вертолёт) На уроке физ-ры, русского- кто быстрее пишет, проверяем скорость чтения. |
- Посмотрите какие скорости есть у объектов. Может бы уже кто-то знает с какой скоростью может двигаться объект. Глазками соедините. ... П р о в е р и м . -Вот с какой разной скоростью движутся объекты. Скорость бывает настолько разной, что учёные пытаются подсчитать даже скорость нашей мысли, на сегодняшний день она составляет 7мл350тыс м/с. -Скажите, а в школьной жизни вы встречаетесь с понятием скорости. -А вот один из выдающихся представителей русской литературы , прозаик, драматург Максим Горький читал со скоростью примерно 4000 слов /мин. А вот девочка из Киева Ирина Иванченко занесена в книгу Рекордов Гиннеса, она развивает скорость чтения 1630 слов/мин. -А явления природы? Может кто-нибудь из вас задумывался о том почему в грозу мы сначала видим вспышку молнии, а потом слышим раскат грома? Подумайте дома. - Интересно? Вам задание, найдите интересные факты о скорости разных объектов. Записать на отдельный лист , зачитать в классе. А может кто-то даже иллюстрацию нарисует. |
||
7.Рефлексия и самооценка. |
-Повторили единицы измерения. -Узнали что такое скорость движения. Какая разная скорость бывает у разных объектов.... -Улыбка (я понимаю), прямая - (нужна помощь), кривая улыбка( пока не понял тему). |
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Посмотрим, что же мы сегодня.... повторили, узнал нового, понравилось, трудно..., интересно...(продолжите предложения). -А теперь оцените, насколько путь был верен и достиг ли каждый из вас нужной цели? Поставьте смайликом на полях тетради. |
||
-Урок окончен. Спасибо за урок. |