Урок математики в 5 классе «Путешествие в мир геометрии»

5
2
Материал опубликован 27 May 2020


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя общеобразовательная школа №139 с углубленным изучением математики Калининского района Санкт-Петербурга


 


 


 

Конспект урока математики в 5 класса «Путешествие в мир геометрии»


 


 

Выполнила

учитель математики первой квалификационной категории

Наталья Петровна Дурова


 


 


 


 

Санкт-Петербург, 2020.

Тема урока: Путешествие в мир геометрии.

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока: Повторить понятия о геометрических фигурах и их свойствах.

Систематизировать полученные знания о геометрических фигурах.

Научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом.

Планируемые результаты:

Личностные

Нравственно-этическая ориентация.

Метапредметные:

Регулятивные

Целеполагание

Прогнозирование

Самооценка

Познавательные

Моделирование

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества;

Управление поведением партнера;

Умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Предметные:

Использовать начальные сведения о геометрических фигурах для решения практических задач.

Расширить представление о свойствах геометрических фигур.

Подготовительный этап:

Учитель готовит и раздает каждому учащемуся комплект с заданиями и необходимыми материалами. В нем находится: задание для этапа актуализации знаний (Приложение 2, рис.2), листы с заданиями ЕГИПЕТ, КИТАЙ, ГРЕЦИЯ (Приложение 2 рис. 3, 4, 5). На обороте листа ГРЕЦИЯ напечатан лист самооценки и рефлексии (Приложение 2, рис.6). Также в комплекте имеется готовая развертка пирамиды (треугольная, четырехугольная или пятиугольная) (Приложение 3, рис. 1,2,3) и маленький конверт с набором фигурок танграм (Приложение 3, рис.4).

Ход урока:

Организационный этап:

Приветствие.

 

Мотивация деятельности учащихся

Слайд 1. (Приложение 1). «Логика приведет вас из пункта А в пункт В, а воображение куда угодно». А. Эйнштейн.

Идет обсуждение приведенной цитаты, как дети понимают ее.

Учитель задает вопросы:

Для чего нужно воображение в жизни?

Как помогает воображение при изучении математики?

Достаточно одного лишь воображения для успешного овладения математикой?

Итог обсуждения озвучивает учитель: «Для успешного овладения математикой нужно воображение, а также знания и умения».

 

Актуализация знаний учащихся:

Учитель предлагает детям собрать «багаж из знаний и умений». Детям выдаются по рядам листы с заданиями, предполагающими быстрый ответ. Задания выполняются «по цепочке». Правильный ответ вписывается в соответствующее поле на листе. (Приложение 2, рис. 1).

После того, как учащиеся справились, учитель просматривает ответы и резюмирует деятельность учащихся.

Во время выполнения этого задания некоторые учащиеся в определенный момент оказываются не заняты. Им предлагается задание на подсчет геометрических фигур (прямоугольников или треугольников) (Приложение 2, рис. 2).

 

Постановка темы урока, целей урока.

Учитель задает вопросы:

Когда люди собирают багаж? (Когда они отправляются в путешествие).

Если их багаж состоит из знаний о геометрических фигурах и их свойствах и умений эти свойства применять, то куда мы с вами отправимся? (В мир геометрии).

Слайд 2 (Приложение 1).

Учитель вместе с учащимися формулирует тему и цели урока:

«Тема урока: Урок-путешествие в мир геометрии».

Слайд 3 (Приложение 1).

Цели урока:

Повторить понятия о геометрических фигурах и их свойства;

Обобщить полученные знания о геометрических фигурах;

Изучить новые геометрические объекты.

Работа с заданиями на листе ЕГИПЕТ. Работа в парах.

Учитель: «Путешествовать мы будем по реальным странам. В какую стану отправимся сейчас, подскажет нам этот слайд. Достопримечательность какой страны на нем изображена?». (Египет). Слайд 4 (Приложение 1).

Учитель: «Какая еще достопримечательность Египта вам известна?» (Пирамиды).

Учитель: «Что такое пирамида с точки зрения геометрии?».

Учащиеся дают свои ответы: «Это многогранник». «Это геометрическое тело». «Это объемная фигура» и т.п.

Учитель корректирует ответы учащихся и, демонстрируя модель пирамиды, повторяет с учащимися ее элементы. В это время на слайде 5 учащиеся видят определение пирамиды (Приложение 1).

Учитель заостряет внимание учащихся на видах пирамид (Слайд 6): от какого элемента пирамиды зависит ее название (треугольная, четырехугольная, пятиугольная)?

Для обобщения имеющихся знаний по геометрическому объекту «пирамида», учащиеся выполняют работу в парах (Приложение 2, рис. 3).

Нужно выполнить из развертки модель пирамиды, причем 1 ряд выполняет модель треугольной, 2 ряд – четырехугольной, 3 ряд – пятиугольной пирамиды. Затем, используя свою модель, учащимся нужно письменно ответить на вопросы. Работа выполняется в парах, но ответы пишет каждый учащийся в своем листе.

После завершения работы с заданием на листе ЕГИПЕТ, дети оценивают свою совместную деятельность.

 

Физминутка.

Учитель: «Звучит мелодия страны, куда мы отправимся сейчас».

Слайд 7 (Приложение 1). Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения под китайскую мелодию.

Задание на листе КИТАЙ.

В качестве задания каждому учащемуся предлагается собрать фигуры танграм.

Это задание формирует у учащихся пространственное воображение, конструктивное мышление, логику. Слайд 9 (Приложение 1).

Учитель: «В Китае существует головоломка «ЧИ ТАО ТУ», что в переводе с китайского означает «умственная головоломка из семи частей».

Возьмите конверт с цветными фигурками. Рассмотрите их. Их должно быть ровно 7. Внимательно прочитайте задание на листе КИТАЙ. Сложите кошку, заполняя ее контур цветными фигурками. Будьте внимательны, для составления кошки у вас должны быть использованы все фигурки и не должно оставаться пустых мест внутри контура. После того, как вы собрали кошку, соберите человека, пьющего чай. Оцените свою работу».

Для изготовления фигурок танграм можно взять квадрат 6 на 6 см и разрезать его по схеме или использовать готовый макет (Приложение 3, рис.4).

 

Гимнастика для глаз.

Учитель: «Вам нужно угадать, о какой стране я сейчас скажу. Это страна, расположенная на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским морем на востоке, Ионическим на западе, на юге – Средиземным и Критским морями. Богатое культурное наследие и выгодное географическое положение делают эту страну самой посещаемой в мире». (Греция).

Слайд 10 (Приложение 1). Звучит мелодия Сиртаки и дети вместе с учителем выполняют гимнастику для глаз.

На вспомогательной доске заранее нарисована схема выполнения гимнастики для глаз:

t1590591099aa.jpg

 

Открытие нового знания. Фронтальная работа.

Учитель: «Прежде чем мы приступим к выполнению заданий на листе ГРЕЦИЯ, давайте вспомним правило нахождения площади прямоугольника. А если мы разделим прямоугольник пополам по диагонали, какие фигуры мы получим? Давайте вместе сформулируем правило нахождения площади прямоугольного треугольника.»

t1590591099ab.png

Учитель задает учащимся наводящие вопросы и подводит их к «открытию» формулы площади прямоугольного треугольника, а затем к способу отысканию площади любой нестандартной фигуры, полученной из прямоугольников и прямоугольных треугольников.

Учащиеся сами формулируют новые правила и способы действия.

 

Выполнение задания на листе ГРЕЦИЯ.

Слайд 11 (Приложение 1).

Учитель: «Основание храма Афины в Афинах – прямоугольник, а сам храм имеет неправильную форму. Чтобы найти площадь, занимаемую храмом, нужно вычислить площадь заштрихованной фигуры.

Возьмите лист с заданиями «ГРЕЦИЯ». Внимательно изучите чертеж к первому заданию. Оформите решение справа от чертежа.

Составьте свою задачу на нахождение площади нестандартной фигуры. Выполните ее чертеж и запишите решение.

Оцените свою работу».

Учащиеся выполняют задания на листе ГРЕЦИЯ (Приложение 2, рис. 5).

 

Выставление самооценки за урок. Рефлексия.

Учитель: «Переверните листочек ГРЕЦИЯ, запишите свою фамилию и имя, подсчитайте сумму баллов, набранную вами за урок. Поставьте себе оценку за урок.

Затем, поставьте галочки в таблице, соответствующие вашим умениям».

Слайд 12, 13 (Приложение 1).

Учащиеся работают на листах самооценки (Приложение 2, рис. 6).

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Математика. Арифметика. Геометрия. Учебник для 5 классов./Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 224с.: ил.

Наглядная геометрия 5-6 класс: учеб.-метод. пособие для учащихся 5-6 кл./ И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2014. – 128с.: ил.

Учимся, играя: учеб.-метод. пособие для учащихся 5-6 кл. / А. В. Бобровская, О. И. Чикунова. - Шадринск : Исеть, 2000. - 56 с.: ил.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Презентация.

Слайд 1.

t1590591099ac.png

Слайд 2.

t1590591099ad.png

 

Слайд 3.

t1590591099ae.png

 

Слайд 4.

t1590591099af.png

 

Слайд 5.

t1590591099ag.png

 

Слайд 6.

t1590591099ah.png

 

Слайд 7.

t1590591099ai.png

 

Слайд 8.

t1590591099aj.png

 

Слайд 9.

t1590591099ak.png

Слайд 10.

t1590591099al.png

 

Слайд 11.

t1590591099am.png

 

Слайд 12.

t1590591099an.png


 

Слайд 13.

t1590591099ao.png


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1590591099ap.gif


 


 

t1590591099aq.png
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЕГИПЕТ

(Задания этой страницы выполняются в паре).

Заполните пропуски:

Пирамида – это_______________, основание которого многоугольник, а остальные грани - ______________, имеющие общую вершину.

Пирамиды бывают треугольные, _______________, __________________ и т.д. в зависимости от того, какой многоугольник лежит в _________________ пирамиды.


 

Возьмите развертку пирамиды. Изготовьте модель пирамиды, сгибая развертку по линиям. Скрепите грани скотчем в районе вершины. Используйте скотч, прикрепленный к конверту с заданиями.


 

Используя вашу модель пирамиды, ответьте на вопросы:


 

1

Какая фигура лежит в основании вашей пирамиды?

 

2

Сколько граней имеет ваша пирамида?

 

3

Сколько ребер имеет ваша пирамида?

 


 

Подумайте, какие предметы в окружающем мире имеют форму пирамиды? (Приведите 2-3 примера).

____________________________________________________________________________________________________________________________


 

Оцените вашу совместную работу:

Каждый активно участвовал в процессе.

Каждый старался выслушать и понять собеседника.

Решение было принято сообща.

 

 

 

Поставьте по 1 баллу в каждую пустую ячейку, если ответ «да».

Поставьте 0 баллов, если ответ «нет».


 

Рис. 3. Задание для работы в паре.

t1590591099ar.gif


 


 

Рис. 4. Задание 2.


 

t1590591099as.gif


 

Поставь себе оценку за урок:

Фамилия имя_____________________________________________________________________

Баллы

6-7

4-5

2-3

0-1

Оценка

5

4

3

2


 

Сумма баллов, набранных за урок___________________

Оценка_________________________________


 


 

Заполни таблицу – поставь галочку в соответствующую клетку:


 

Действия, умения

Могу сам

Смогу, если помогут

Пока не могу

Выполнять модель пирамиды из развертки

 

 

 

Отличать виды пирамид и находить их элементы.

 

 

 

Находить площадь прямоугольника

 

 

 

Находить площадь прямоугольного треугольника.

 

 

 


 


 

Рис. 6. Лист самооценки и рефлексии.


 

Приложение 3. Материалы для урока. Шаблоны.

t1590591099at.jpg


 


 

Рис. 1. Развертка треугольной пирамиды.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1590591099au.png


 


 


 

Рис. 2. Развертка четырехугольной пирамиды.


 


 


 


 


 


 


 


 

t1590591099av.png


 

Рис. 3. Развертка пятиугольной пирамиды.


 


 


 

t1590591099aw.pngt1590591099aw.pngt1590591099aw.pngt1590591099aw.png


 

Рис. 4. Шаблон для изготовления Танграм.


 


 


 


 


 


 


 


 

Рефлексивный самоотчет.

Мною был проведен урок математики в 5 классе по теме: Путешествие в страну геометрии. Целью урока являлось повторение и обобщение полученных знаний о геометрических фигурах. А также вывод новых понятий на основе ранее изученных.

Проанализировав результаты работы обучающихся на проведенном уроке, я сделала вывод, что организованная мною деятельность была эффективной. Обучающие выполнили поставленные задачи, показывая знания и умения по теме. Планируемые результаты были достигнуты.

Каждому учащемуся был индивидуальный комплект с заданиями и материалами для практической работы. Задания в данном комплекте были логически выстроены. Для устойчивого интереса обучающихся, были применены различные формы их деятельности на уроке: беседа, практическая работа в парах, индивидуальная работа с элементами творчества, фронтальная работа, направленная на получение новых знаний и умений и как результат - составление своей задачи.

В ходе урока мною осуществлялся контроль, корректировка выполнения заданий, проводилась коррекция знаний обучающихся.

Организация разнообразной деятельности учащихся на уроке способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Таким образом, были достигнуты личностные и предметные результаты.

После выполнения каждого блока заданий, учащиеся оценивали себя по предложенным критериям. В конце урока был подсчитан общий балл и выставлена итоговая оценка за урок.

На этапе рефлексии учащимся было предложено заполнить таблицу, которая отражала бы их умения по теме урока на данный момент.

В целом обучающиеся успешно справились с заданиями.

Причины неуспешности некоторых обучающихся кроются в невнимательности при прочтении текста задачи.

Я думаю, что побуждение учащихся высказывать свое мнение, предположения, создание мотивационной среды, самооценка положительно повлияли на достижение запланированных метапредметных результатов.


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Наталья Петровна, поздравляю с победой в конкурсе!

18 August 2020

От всей души поздравляю с победой!Так держать!

18 August 2020