12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
ipavlova197158
Россия, Тульская обл., Новомосковск

Проект урока

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Необыкновенное путешествие обыкновенных дробей.

урока по теме: урок № 4 в теме "Основное свойство дроби".

Дата проведения: 30.01.2013

Тип урока: обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: повторить правила приведения дробей к общему знаменателю, сокращения дробей, сравнения дробей с одинаковым числителем, знаменателем.

Задачи урока

Личностные:

  • содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
  • развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные:

  1. выражать свои мысли, обосновывая суждения;
  2. работать самостоятельно, в паре, коллективно;
  3. развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Познавательные:

  • развивать познавательный интерес через игровые моменты;
  • содействовать воспитанию интереса к математике;
  • выполнять учебные действия в письменной и устной форме;
  • осуществлять анализ объекта, делать выводы.

Предметные:

  • приобщать учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
  • систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Основное свойство дроби”;
  • учить применять знания в несколько изменённой ситуации.

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.

Планируемый результат: уметь сравнивать дроби с одинаковым числителем, приводить дробь к новому знаменателю, сокращать дробь.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Технологии: игровая, индивидуальная.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение, создание на уроке ситуации занимательности, удивления

Средства обучения: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев. - М.: Просвещение, 2009.

Девиз урока: Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в арифметике.(Т.Цицерон)


 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапа

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Диалог учителя с классом

"Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в арифметике" Т.Цицерон (эпиграф урока на доске).

Приветствует, проверяет подготовленность к учебному занятию, организует внимание детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Сообщает тему и цель урока.

Запишите тему урока: "Необыкновенные путешествия обыкновенных дробей". Цель нашего урока - повторить правило приведения дробей к новому знаменателю, правило сокращения дробей.

Включаются в деловой ритм урока.

Отвечают на вопрос, включаются в ритм урока, записывают тему урока в тетради.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Цель:

включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Фронтальная устная работа, игровая технология

Сегодняшний урок немного необычный. Мы с вами будем путешествовать вместе с героями математической сказки.

Итак.

У матери-единицы было три дочери: Осьмушка, Половинка и Четвертинка. Она их ласково называла "мои дольки".

Назовите дроби, соответствующие именам.

Я начинаю, а вы мне в рифму отвечайте:

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую непременно

Надо звать обыкновенной.

Как вы думаете, какая из дочерей-дробей была старшей (большей):, ,

Почему?

Называют дроби:

, , .

Называют числитель, знаменатель дробей, объясняют, что показывает знаменатель, числитель.

Вспоминают правило сравнения дробей с одинаковым числителем 1.

Сравнивают:

> >.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные:

анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания подведение под понятие.

Цель:

актуализировать учебное содержание,

актуализировать мыслительные операции,

зафиксировать все повторяемые понятия,

зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Фронтальная работа, игровая технология

Однажды дольки дружно играли во дворе. Каждая построила для себя "домик".

На координатной прямой покажите, где расположены "домики" , , .

Каким может быть единичный отрезок, чтобы эти дроби можно было расположить на одной координатной прямой?

Смотрится Половинка в зеркало:"Ой, какая я правильная!"

Верно ли это?

Какие из дробей правильные, а какие неправильные?

, , , , , , , , , .

Выбирают единичный отрезок (16 клеток), располагают дроби на координатной прямой:

- 24:8= 3,

- 24:4= 6,

- 24:2=12.

Дают определение правильной и неправильной дроби.

Правильные - хлопают в ладоши, неправильные - не хлопают.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации постановка вопросов.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

согласовать цель и тему урока.

4.

Обобщение и систематизация

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по материалу

Фронтальная работа, репродуктивный метод

Интенсивная работа мозга требует смены деятельности. Физкультминутка

Хоть дроби были обыкновенные, но очень модные.

"Ну, как я вам?"- спрашивала Четвертинка, примеряя новый наряд.

=

Как называется математическая операция "примерки"?

К какому знаменателю можно привести эту дробь?

К какому знаменателю можно привести дробь 1/8?

Можно ли привести к знаменателю: 9,10, 15, 20?

Приведите к возможным.

Приведите к знаменателю 32: , .

Каждый год в Дробном районе проходит бал-маскарад.

Подумайте, какой из сестер пришло приглашение на бал?

Приглашение

Куда

Страна Школьная

Область Математическая

Район Дробный

Город Обыкновенный

Улица Правильная

Строение 1, корпус 8

Кому ?

Для бала шились маскарадные костюмы.

Попробуйте найти среди участников маскарада наших сестер (сократите дроби):

, , , , , , , ,

,.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Однажды сестрам пришлось побывать в Литературной области на празднике "Пословиц и поговорок".

Подумайте, какие дроби смогли "замаскироваться" в пословицах:

... в поле не воин

Осень - перемен ...

Обещанного ... года ждут

... одного не ждут

Старый друг лучше новых ...

От ... сует пользы делу нет

Как собаке ... нога

... верст до небес

У ... нянек дитя без глаз

Верный друг лучше ... слуг

Путь домой лежал через Музыкальную область. Оказалось, что и здесь дробям есть место.

Длитель­ность звучания нот в музыке обозначается с помо­щью обыкновенных дробей. Так, самое длительное из возможных звучаний обозначается единицей и передается светлым овалом . Если нота должна зву­чать вдвое меньше времени, то рисуют знак (свет­лый овал с палочкой) и считают, что он соответствует числу . Соответственно темный овал с па­лочкой - это дробь , а темный овал и палочка с хвостиком - , а темный овал и палочка с двумя хвостиками - это .

 

Сравните :

1) и

2) и

3) и

4) и .

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос, приводят дроби к новому знаменателю.

Вспоминают правило, приводят дроби к новому знаменателю.

Ответ:

Осьмушке ().

Вспоминают правило сокращения дробей.

Сокращают дроби.

Отгадывают пословицы, составляют дроби:

, , ,

Ответ: >

Ответ: < 1

Ответ: < ,

Ответ: =

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие для построения способа действия,

зафиксировать способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

5. Организация контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Самостоятельная работа по вариантам

Самостоятельная работа

1вариант.

1. Сравните: и , и .

2.Приведите дроби к знаменателю 60:

, , , , .

3.Сократие дроби:

, , , , .

2 вариант.

1. Сравните: и , и .

2.Приведите дроби к знаменателю 24:

, , , , .

3.Сократие дроби:

, , , , .

Выполняют работу с последующей взаимопроверкой

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные: управление поведением партнера, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

6. Информация о домашнем задании

Обсуждение и запись домашнего задания.

Постановка домашнего задания

Задача на дом:

Мне купить велела мама

Полкило густой сметаны,

Триста граммов маргарина,

Килограммчик мандаринов,

Грамм семьсот сырого теста,

И осталось если место,

То еще две пачки вафель

(В каждой пачке двести грамм)

Если взять за единицу

Меру веса килограмм,

То легко и очень просто

В дроби всё перевести!

Сколько же домой продуктов

Буду я «в дробях» нести?

Записывают домашнее задание

Цель:

обсудить и записать домашнее задание.

7. Подведение итогов урока

Качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых,

фиксация содержания изученного;

оценка деятельности на уроке

 

Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы:

- Что нового узнали на уроке?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Наша цель достигнута?

Что нам помогло справиться с затруднением?

Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

8. Рефлексия

Рефлексия детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

 

Как вы можете оценить свою работу?

Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте веселый смайлик.

Если вы считаете, что

недостаточно усвоили материал, то нарисуйте грустный смайлик.

Если вы считаете, что ничего не поняли, нарисуйте плачущий смайлик.

Благодарит за урок

Определяют уровень достижений своих результатов

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Цель: зафиксировать содержание урока, оценить собственную деятельность на уроке.

Список литературы:

  1. Дорофеев Г.В. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Дорофеев Г.В. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Учусь учиться. Программа курса математики для 5-6 классов средней школы по образовательной системе деятельностного метода обучения "Школа 2000". - М.: ACADEMIA АПК и ППРО, 2007..
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.