Урок математики в 5 классе на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1
0
Материал опубликован 10 November 2021


Конспект урока в технологии деятельностного метода (ТДМ)


Учитель (ФИО)

Шамкаева Наиля Минсагитовна


Предмет

математика


Класс

5


Тема:

Сложение и вычитание десятичных дробей


Целевые установки:

предметные: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и сравнение десятичных дробей, сокращение, умножение и деление обыкновенных дробей.

метапредметные:

Установить связь между изучаемым понятием и предметами другой области знаний.

личностные:

Развивать вычислительные навыки, учить сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, развивать познавательную деятельность, логическое мышление, смысловую память, математическую аргументированную речь.

Воспитывать уважение и интерес к предмету, самостоятельность, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Вырабатывать желание и потребности обобщать полученные факты.


Оснащение урока (материалы к уроку)

Учебник математики 5 класса Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов

Смарт доска, проектор.










Этапы урока


Содержание этапа

Самоопределение к учебной деятельности:

Цель:1) включение учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с десятичными дробями.

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)



Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.


- Вспомните, какой был план изучения обыкновенных дробей? (Понятие дроби, сравнение дробей, действия с дробями, решение задач на дроби)

- Что мы научились делать с десятичными дробями? (Переводить в обыкновенные дроби и наоборот, читать, писать и сравнивать десятичные дроби)

-Какой следующий шаг мы должны сделать в изучении десятичных дробей? ( Научиться выполнять действия с десятичными дробями).

- Для того, чтобы научиться выполнять действия с десятичными дробями выполним устные упражнения.


Этап актуализации и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение выражений, не выполняя вычислений, сложение и вычитание десятичных дробей, содержащих одинаковое число знаков после запятой;

2) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть десятичные дроби, содержащие разное число знаков после запятой.




Что произойдет с десятичной дробью, если перенести запятую вправо на одну цифру? Влево на одну цифру? ( Дробь увеличится в 10 раз, дробь уменьшится в 10 раз)

Не выполняя вычислений, сравните выражения:

2, 003 + 1,02 и 2,31 + 1,21

(Вторая сумма больше, т.к. каждое слагаемое второй суммы больше соответствующих слагаемых первой суммы)

Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковыми?

1 2/10 + 2 5/10 2) 4 2/100 +5 7/100 3) 7 9/10 – 3 7/10

1,2+2,5 4, 02 + 5,07 7, 9 – 3,7

Найдите значения выражений во второй строке ( 3,7 ; 9,09; 4,2)

Как сложить и вычесть десятичные дроби, не выполняя перевод в обыкновенные дроби?

( Сложить и вычесть разрядные единицы, как с натуральными числами).


Индивидуальное задание:

Выполните действия, не переводя десятичные дроби в обыкновенные дроби:

а) 1,2 + 0, 3607 б) 4,002 – 1,2

Этап выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: отсутствие правила сложения и вычитание десятичных дробей;

2) Согласовать цель и тему урока: сложение и вычитание десятичных дробей.


Какое задание вы должны выполнить? ( Найти сумму и разность десятичных дробей)

Вы смогли выполнить задание? ( Ответы могут быть разными)

С каким затруднением вы столкнулись при выполнении задания? (количество разрядных слагаемых в числах разное)

Сформулируйте цель и тему урока. (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби, не переводя их в обыкновенные дроби. Тема урока: « Сложение и вычитание десятичных дробей».)

Тема урока записывается на доске.


Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель:1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной и с помощью эталона.







В устной работе вы сделали предположение, как сложить и вычесть десятичные дроби, повторите вывод. (Сложить или вычесть разрядные единицы, как с натуральными числами)

Докажите своё предположение, какие знания вам помогут это сделать. (Умение складывать и вычитать обыкновенные дроби, смешанные числа, умение представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей и смешанных чисел)

Следующую работу организовать в группах.

Задание группам.

1 группа – докажите, что 2,3 + 8,4 =10,7

2 группа – докажите, что 12,7 – 3,5 =9,2

3 группа – докажите, что 0,48+ 4,12=4,6

4 группа – докажите, что 9, 518 – 5, 236=4, 282


Учащиеся проводят доказательство, используя перевод в обыкновенные дроби.

- Сформулируйте правило сложение и вычитание десятичных дробей (Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо сложить или вычесть разрядные единицы, как натуральные числа)

- Что общего вы заметили во всех примерах? (Количество цифр после запятой в числах и результатах одинаковое).

-Что надо сделать с дробями в примерах 1,2 + 0,3607; 4,002- 1,2 чтобы можно было использовать сформулированное правило? ( Надо сделать так, чтобы количество цифр после запятой было одинаковым).

- Какое правило мы можем использовать, чтобы уравнять количество цифр после запятой? (Приписывание нулей к знакам, стоящим после запятой, не изменяет десятичную дробь)

- Уравняйте количество цифр после запятой (1,2000+0, 3607; 4,002- 1,200)

Задание учащимся : найдите значение суммы и разности и докажите, что действие выполнено правильно.

После выполнения задания обсуждаются результаты 1, 200+0,3607=1,5607

4,002-1,2000= 2,802

- Что интересного вы заметили при выполнении действий с десятичными дробями?

- Как мы записывали натуральные числа при нахождении их суммы и разности? ( В столбик)

-Можно ли выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, записывая их в столбик?

( Можно, т.к. действия выполняем над разрядными единицами)

- Построим алгоритм выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.


1.Уравнять количество цифр после запятой;

2.Записать числа в столбик по разрядам так, чтобы запятая была под запятой;

3.Выполнить действия, как с натуральными числами;

4.В результате поставить запятую под запятыми.


- Мы достигли цели урока? ( Мы только составили алгоритм, но ещё не научились выполнять сложение и вычитание десятичных дробей)

- Что надо сделать, чтобы научиться складывать и вычитать десятичные дроби? (Потренироваться складывать и вычитать десятичные дроби, используя построенный алгоритм)



Этап первичного закрепления

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства


1213(а, б, в) № 1214(а,) № 1219(в, г)

а)0,769+42, 389 а) 9,4-7.3

б) 5,8+ 22, 191 в) 8,1-5,46

в)95, 381 + 3,219 г) 96,3- 0,081

Вслух проговаривают решение по выведенному алгоритму.


Физкультминутка.

Гимнастика для глаз


Дадим отдых глазам. Отложите ручки и карандаши. Выпрямитесь. Закройте глаза. Закрытыми глазами посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Сильно зажмурьте глаза, расслабьте. Сделайте круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую. Еще раз зажмурьте глаза, расслабьте. Немного посидите с закрытыми глазами. Хорошо.

Плавно открываем глаза. Восстанавливаем резкость изображения.







Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки



Решите следующие примеры в тетради.


1213 (г, д) № 1214 (д ,е)

г) 8,9021+ 0,68 д)88,252- 4,69

д) 2,7+1,35+0,8 е) 6,6-5,99


После выполнения работы учащиеся проверяют по эталону, фиксируют правильность выполнения задания, анализируют и исправляют допущенные ошибки.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с раннее изученным: представление десятичных дробей в виде суммы разрядных слагаемых;

2) повторить учебное содержание , которое потребуется на следующих уроках: сравнение десятичных дробей, координатный луч, координата точки.


1231

24, 578= 20+4+ 0,5+0,07+0,008

0, 520001= 0,5+0,02+ 0,000001

1232

а) 15, 379

б) 0,304

1235

1247 Сравнение чисел

а)12,567и 125,67

б) 7,399 и 7,4



Этап рефлексии:

Цель: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

-Мы достигли цели урока?

-На чем основан алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей?

- Проанализируйте результат своей работы , ответив на вопросы:

« Я понял, как складывать и вычитать десятичные дроби?»

« Я могу найти сумму и разность десятичных дробей, используя алгоритм?»

« В самостоятельной работе у меня были ошибки?»

« Если были, то на каком этапе алгоритма я допустил ошибку?»

«Над чем необходимо поработать дома?»


Домашнее задание: №1255(а, б, в) № 1256(а, б, в) № 1264

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации