Урок математики в 5 классе на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Конспект урока в технологии деятельностного метода (ТДМ)
Учитель (ФИО) | Шамкаева Наиля Минсагитовна |
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Тема: | Сложение и вычитание десятичных дробей |
Целевые установки: | предметные: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и сравнение десятичных дробей, сокращение, умножение и деление обыкновенных дробей. метапредметные: Установить связь между изучаемым понятием и предметами другой области знаний. личностные: Развивать вычислительные навыки, учить сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, развивать познавательную деятельность, логическое мышление, смысловую память, математическую аргументированную речь. Воспитывать уважение и интерес к предмету, самостоятельность, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Вырабатывать желание и потребности обобщать полученные факты. |
Оснащение урока (материалы к уроку) | Учебник математики 5 класса Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов Смарт доска, проектор. |
№ | Этапы урока | Содержание этапа |
Самоопределение к учебной деятельности: Цель:1) включение учащихся в учебную деятельность; 2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с десятичными дробями. - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. - Вспомните, какой был план изучения обыкновенных дробей? (Понятие дроби, сравнение дробей, действия с дробями, решение задач на дроби) - Что мы научились делать с десятичными дробями? (Переводить в обыкновенные дроби и наоборот, читать, писать и сравнивать десятичные дроби) -Какой следующий шаг мы должны сделать в изучении десятичных дробей? ( Научиться выполнять действия с десятичными дробями). - Для того, чтобы научиться выполнять действия с десятичными дробями выполним устные упражнения. | |
Этап актуализации и фиксация затруднения в деятельности. Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение выражений, не выполняя вычислений, сложение и вычитание десятичных дробей, содержащих одинаковое число знаков после запятой; 2) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть десятичные дроби, содержащие разное число знаков после запятой. | Что произойдет с десятичной дробью, если перенести запятую вправо на одну цифру? Влево на одну цифру? ( Дробь увеличится в 10 раз, дробь уменьшится в 10 раз) Не выполняя вычислений, сравните выражения: 2, 003 + 1,02 и 2,31 + 1,21 (Вторая сумма больше, т.к. каждое слагаемое второй суммы больше соответствующих слагаемых первой суммы) Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковыми? 1 2/10 + 2 5/10 2) 4 2/100 +5 7/100 3) 7 9/10 – 3 7/10 1,2+2,5 4, 02 + 5,07 7, 9 – 3,7 Найдите значения выражений во второй строке ( 3,7 ; 9,09; 4,2) Как сложить и вычесть десятичные дроби, не выполняя перевод в обыкновенные дроби? ( Сложить и вычесть разрядные единицы, как с натуральными числами). Индивидуальное задание: Выполните действия, не переводя десятичные дроби в обыкновенные дроби: а) 1,2 + 0, 3607 б) 4,002 – 1,2 | |
Этап выявление причин затруднения и постановка цели деятельности Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: отсутствие правила сложения и вычитание десятичных дробей; 2) Согласовать цель и тему урока: сложение и вычитание десятичных дробей. | Какое задание вы должны выполнить? ( Найти сумму и разность десятичных дробей) Вы смогли выполнить задание? ( Ответы могут быть разными) С каким затруднением вы столкнулись при выполнении задания? (количество разрядных слагаемых в числах разное) Сформулируйте цель и тему урока. (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби, не переводя их в обыкновенные дроби. Тема урока: « Сложение и вычитание десятичных дробей».) Тема урока записывается на доске. | |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель:1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной и с помощью эталона. | В устной работе вы сделали предположение, как сложить и вычесть десятичные дроби, повторите вывод. (Сложить или вычесть разрядные единицы, как с натуральными числами) Докажите своё предположение, какие знания вам помогут это сделать. (Умение складывать и вычитать обыкновенные дроби, смешанные числа, умение представлять десятичные дроби в виде обыкновенных дробей и смешанных чисел) Следующую работу организовать в группах. Задание группам. 1 группа – докажите, что 2,3 + 8,4 =10,7 2 группа – докажите, что 12,7 – 3,5 =9,2 3 группа – докажите, что 0,48+ 4,12=4,6 4 группа – докажите, что 9, 518 – 5, 236=4, 282 Учащиеся проводят доказательство, используя перевод в обыкновенные дроби. - Сформулируйте правило сложение и вычитание десятичных дробей (Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо сложить или вычесть разрядные единицы, как натуральные числа) - Что общего вы заметили во всех примерах? (Количество цифр после запятой в числах и результатах одинаковое). -Что надо сделать с дробями в примерах 1,2 + 0,3607; 4,002- 1,2 чтобы можно было использовать сформулированное правило? ( Надо сделать так, чтобы количество цифр после запятой было одинаковым). - Какое правило мы можем использовать, чтобы уравнять количество цифр после запятой? (Приписывание нулей к знакам, стоящим после запятой, не изменяет десятичную дробь) - Уравняйте количество цифр после запятой (1,2000+0, 3607; 4,002- 1,200) Задание учащимся : найдите значение суммы и разности и докажите, что действие выполнено правильно. После выполнения задания обсуждаются результаты 1, 200+0,3607=1,5607 4,002-1,2000= 2,802 - Что интересного вы заметили при выполнении действий с десятичными дробями? - Как мы записывали натуральные числа при нахождении их суммы и разности? ( В столбик) -Можно ли выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, записывая их в столбик? ( Можно, т.к. действия выполняем над разрядными единицами) - Построим алгоритм выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. 1.Уравнять количество цифр после запятой; 2.Записать числа в столбик по разрядам так, чтобы запятая была под запятой; 3.Выполнить действия, как с натуральными числами; 4.В результате поставить запятую под запятыми. - Мы достигли цели урока? ( Мы только составили алгоритм, но ещё не научились выполнять сложение и вычитание десятичных дробей) - Что надо сделать, чтобы научиться складывать и вычитать десятичные дроби? (Потренироваться складывать и вычитать десятичные дроби, используя построенный алгоритм) | |
Этап первичного закрепления Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства | № 1213(а, б, в) № 1214(а,) № 1219(в, г) а)0,769+42, 389 а) 9,4-7.3 б) 5,8+ 22, 191 в) 8,1-5,46 в)95, 381 + 3,219 г) 96,3- 0,081 Вслух проговаривают решение по выведенному алгоритму. Физкультминутка. Гимнастика для глаз Дадим отдых глазам. Отложите ручки и карандаши. Выпрямитесь. Закройте глаза. Закрытыми глазами посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Сильно зажмурьте глаза, расслабьте. Сделайте круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую. Еще раз зажмурьте глаза, расслабьте. Немного посидите с закрытыми глазами. Хорошо. Плавно открываем глаза. Восстанавливаем резкость изображения. | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки | Решите следующие примеры в тетради. № 1213 (г, д) № 1214 (д ,е) г) 8,9021+ 0,68 д)88,252- 4,69 д) 2,7+1,35+0,8 е) 6,6-5,99 После выполнения работы учащиеся проверяют по эталону, фиксируют правильность выполнения задания, анализируют и исправляют допущенные ошибки. | |
Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с раннее изученным: представление десятичных дробей в виде суммы разрядных слагаемых; 2) повторить учебное содержание , которое потребуется на следующих уроках: сравнение десятичных дробей, координатный луч, координата точки. | № 1231 24, 578= 20+4+ 0,5+0,07+0,008 0, 520001= 0,5+0,02+ 0,000001 № 1232 а) 15, 379 б) 0,304 № 1235 № 1247 Сравнение чисел а)12,567и 125,67 б) 7,399 и 7,4 | |
Этап рефлексии: Цель: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | -Мы достигли цели урока? -На чем основан алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей? - Проанализируйте результат своей работы , ответив на вопросы: « Я понял, как складывать и вычитать десятичные дроби?» « Я могу найти сумму и разность десятичных дробей, используя алгоритм?» « В самостоятельной работе у меня были ошибки?» « Если были, то на каком этапе алгоритма я допустил ошибку?» «Над чем необходимо поработать дома?» Домашнее задание: №1255(а, б, в) № 1256(а, б, в) № 1264 |