Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание целых чисел»
Урок математики в 6 классе по теме
«Сложение и вычитание целых чисел»
Учитель математики
МАОУ «Татановская СОШ»
Войнова Мария Анатольевна.
Тема урока: «Сложение и вычитание целых чисел».
Цель: формирование у учащихся навыка сложения вычитания целых чисел
Задачи: развивать вычислительные навыки сложения и вычитания целых чисел, культуру математической речи, логическое мышление, воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учеников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная доска, презентация для электронной доски, раздаточный материал (карточки математического лото, карточки для самостоятельной работы)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Весна (слайд 1)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
За окном весна… Это слово женского рода. И когда мы его говорим, то вспоминаем маму, бабушку, подругу, сестру, первую учительницу. Но как мало мы говорим о женщине – ученом! Именно о женщинах – математиках мы и поговорим сегодня.
Это будет урок – экскурсия в историю математики, связанную с женским именем. Их научная деятельность, как правило, не находила понимания и поддержки. Об этом говорят короткие рядки их биографии.
Решите ребусы и назовите ключевые слова нашего урока: (слайд 2)
сложение
вычитание.
Мы продолжим совершенствовать навыки сложения и вычитания целых чисел, что очень важно для дальнейшего изучения математики. Тема урока: «Сложение и вычитание целых чисел».
3. Актуализация опорных знаний.
К уроку вы должны были выполнить домашнее задание, проверим как вы с ним справились. (слайд 3) (Взаимопроверка) Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность полученных одноклассниками ответов и оцените работу.
Критерий: нет ошибок – «5»
1 -2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
>4 ошибок – «2»
(слайд 4) Задание: расположите зелёные числа в порядке возрастания, а фиолетовые в порядке убывания (2 чел работают у электронной доски перемещая числа с прикреплёнными к ним буквами)
145 – Р ; –175 – И; –4 – Ф; –201 – П; 12 –Г; 0 –А; –(–23) – О.
Ответ: Пифагор
Перед вами имя выдающегося математика Древней Греции Пифагора, о котором мы больше узнаем на уроках геометрии в 8 классе.
–(–2) –А; –121 - Н; –202 – О; 143 –Е; –(–201) – Ф.
Ответ: Феано.
А вот второе, получившееся у нас имя, – Феано (VI век до н.э.) (совмещая значки выдвигаем на экран рисунки)
Феано была ученицей и внимательным слушателем Пифагора. Это имя первой женщины – математика, которое встречается в воспоминаниях о Пифагоре.
4. Решение упражнений (слайд 5)
1) Выполните действия. С помощью кода вы узнаете имя еще одной женщины – математика.
а) –45–54+11;
б) –36+27–63;
в) –38–39+17;
г) 41–90+13;
д) –72+93+17;
е) –13–31–28;
ж) –25–35–45.
Код: (выдвигаем на экран по окончанию решения, совмещая значки)
Г |
Т |
И |
А |
П |
Я |
–88 |
38 |
–72 |
–36 |
–60 |
–105 |
Ответ: Гипатия. (слайд 6)
Гипатия (370-415)
2) Математическое лото (слайд 7)
Работа в парах на местах.
Ученики выполняют вычисления и закрывают задания соответствующими карточками – ответами. В итоге получается цветок – гортензия.
7-12 |
-3-(-4) |
6+(-6)-3 |
12+(–12) |
123–(–75) |
-6+(-4) |
Ответ: Гортензия . (на доске стираем «ластиком», появляются ответы к примерам и цветы гортензии, затем за значок выдвигаем фото)
Лепот Николь Гортензия (1723-1788)
Имя француженки Гортензии Лепот (Hortense Lepaute), рожденной 5 января 1723 года, стало известно в связи с проведенными Клеро (A. Clairaut) и Лаландом (J. Lalande) расчетами времени возвращения ожидавшейся кометы Галлея. Сложность этой работы заключалась в том, что необходимо было вычислить траекторию кометы с учетом ее возмущений от Юпитера и Сатурна. Позднее, вспоминая вклад мадам Лепот в данную работу, Лаланд писал, что в течение шести месяцев она проводила свои вычисления с утра до ночи, часто даже не прерываясь на обед. Лаланд признавался, что без помощи госпожи Лепот он никогда не смог бы закончить эту огромную работу. Ведь нужно было вычислить расстояние кометы от Юпитера и Сатурна на протяжении 150 лет. Лепот вычислила орбиту кометы 1762 года, а также провела расчеты и составила детальную карту наблюдавшегося в Париже в 1764 году кольцеобразного солнечного затмения. Научные достижения сделали госпожу Лепот настолько известной, что привезенный в те годы из Японии редкий цветок – «японская роза» – был назван в ее честь «потией»; позже его переименовали в «гортензию».
Физкультминутка (слайд 8)
Верно – наклон вперёд, неверно – наклоны влево, вправо (на электронной доске примеры закрыты «шторами» и открываются по одному)
-2<5
-6>-3
-21>0
17>-23
0>-5
-23<-35
3) Решить уравнения : (слайд 9)
а) х+27=–33;
б) –51+x=25;
в) x–48=–100;
г) x+(–33)=78;
д) –62–х=10;
е) –16–x=–34.
Решив все уравнения, узнаём имя следующей женщины – математика. (Из-за экрана выдвигаем фото)
Байрон Ада Августа (1815 - 1852)
Ада Августа Байрон (в замужестве Лавлейс) родилась 10 декабря 1815 года. Ада получила прекрасное образование, в том числе и в области математики. К 1834 году относится её первое знакомство с выдающимся математиком и изобретателем Чарльзом Бэбиджем (1791-1871), создателем первой цифровой вычислительной машины с программным управлением, названной им аналитической. В работах Ады Лавлейс были приведены три первые в мире вычислительные программы, составленные ею для машины Бэббиджа.
4) Отметьте числа на координатной прямой. (слайд 10)
–2, 5, 3, –11, –5, 10, –8, 2, 7. (Есть ли среди этих чисел противоположные?)
(Ученик, выполняющий задание у электронной доски, перемещает числа с прикреплёнными к ним буквами. Появляется фамилия – Литвинова)
Выполнив это задание, мы узнаем еще одно имя - Литвинова Елизавета Федоровна (слайд 11)
Елизавета Федоровна Литвинова (1845 - 1919) была в России одной из первых женщин-математиков. Доктор математики, философии и минералогии Бернского университета.
Елизавета Федоровна родилась в Тульской губернии. Математическое образование получила в Петербурге под руководством А.Н. Страннолюбского. С 1872 по 1876 годы училась в Цюрихском университете. В 1878 году защитила диссертацию по теории функций при Бернском университете и получила диплом доктора математики, философии и минералогии.
Елизавета Федоровна Литвинова была талантливым педагогом и литератором. Ей принадлежит более 70 статей по различным вопросам педагогики, 10 биографических очерков многое другое.
5. Самостоятельная работа. (слайд 12)
Следующий этап нашего урока самостоятельная работа, результаты выполнения которой помогут нам узнать имя еще одной женщины-математика.
Вариант 1. 1. Вычислите 72–80+10 2. Вычислите –23+(–15+23) 3. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между –7 и 5 4. Решите уравнение –27+x=–14 5. Решите уравнение 105–x=–44 |
Вариант 2. 1. Вычислите –51+64–11 2. Вычислите 21+(–15–21) 3. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между –7 и 8 4. Решите уравнение 51+x=–31 5. Решите уравнение –23–x=121 |
Ключ: (слайд 13) (потянув за «ключ» выдвигаем таблицу)
–15 |
7 |
2 |
–144 |
–82 |
–11 |
149 |
13 |
О |
Ф |
С |
Я |
Ь |
Ф |
Я |
Ь |
Софья Ковалевская (1850-1891) (слайд 14)
Софья Васильевна Ковалевская родилась 3 января 1850 года в Москве. Отец, Василий Васильевич, старинного дворянского рода, был артиллерийским генералом и занимал должность начальника арсенала. Мать, Елизавета Федоровна, была внучкой петербургского академика, астронома Федора Ивановича Шуберта и дочерью почетного академика Федора Федоровича Шуберта.
Первоначальным систематическим обучением математике Соня обязана Иосифу Игнатьевичу Малевичу, домашнему педагогу по образованию. Уже на первых занятиях с ним восьмилетняя девочка обнаружила редкое внимание и старательность, она быстро усваивала материал, хорошо знала и отвечала заданные уроки. Первое время арифметика не особенно заинтересовала Соню, хотя ей очень легко давался этот сложный предмет. Но ознакомившись с элементарной геометрией и алгеброй, почувствовала сильный интерес к математике.
В 14 лет Соня самостоятельно начинает изучать физику. В элементарном учебнике физики она встречает незнакомые тригонометрические формулы и пытается их объяснить сама. Стало ясно, что у Софьи безусловные способности к высшей математике и ей следует всерьез изучать эту науку. Она начинает заниматься в Петербурге у одного из образованнейших и видных педагогов того времени Страннолюбского.
Облик этой замечательной женщины многогранен. Она была не только знаменитым математиком, но и участником общественного движения своего времени, литератором, писательницей. То же перо, которое в ее руке запечатлело на бумаге сложные математические идеи, писало стихи и повести, романы и драмы.
На протяжении всей своей жизни Софья Ковалевская отстаивала свое святое право – быть ученым, профессором, исследователем наравне с мужчинами. И ей это удалось. Если перечислить все достижения Ковалевской, все ее успехи, дела и награды, вспомнить почести, оказанные ей научным миром, трудно поверить, что эта женщина прожила на Земле всего сорок один год.
Итог урока: (слайд 15) На этом наша экскурсия заканчивается. Сегодня мы вспомнили лишь некоторых женщин – математиков, которые двигали математику как науку вперед.
Я надеюсь, что кто – то из вас увлечется математикой так же, как ею увлеклись эти женщины, и математика станет для вас делом жизни.
Домашнее задание: № 577, 578, 579(б), 580(б)
Рефлексия: ребята вам понравилась сегодняшняя экскурсия?
Приложения:
Презентация для электронной доски elite Panaboard
Приложение 1
PEB / 4.51 Мб
Презентация (при работе без электронной доски)
Приложение 2
PPTX / 2.72 Мб
Раздаточный материал
Карточки матем лото
DOCX / 1.1 Мб
Самостоятельная работа
DOCX / 12.41 Кб
Используемые ресурсы:
Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова и др. М.: Просвещение 2017 г
Яндекс-картинки https://yandex.ru/images/
Сайт «Компьютер на уроке» Ребусы на уроках математики http://seninvg07.narod.ru/000_rebus_matem.htm
Википедия https://ru.wikipedia.org
Ботнева Мария Юрьевна
Лариса Викторовна Дьяченко