Урок по математике на тему «Деление на однозначное число в пределах 10000» (7 класс)
Иванова Римма Викторовна,
учитель математики, на соответствии;
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»,
Республика Мордовия, г. Саранск
Урок математики в 7классе «Деление на однозначное число в пределах 10 000»
Урок разработан для детей с нарушением интеллекта.
Тема. Деление на однозначное число в пределах 10 000.
Цель. Закрепить умение делить на однозначное число числа в пределах 10 000.
Задачи:
образовательные:
упражняться в делении чисел на однозначное число в пределах 10 000;
упражняться в решении задач на соотношение: скорость, время, расстояние;
повторить понятие «масштаб» и закрепить умение его использовать при работе с картой;
повторить четные и нечетные числа;
развивать навыки устного счета;
осуществлять межпредметную связь с уроками русского языка, географии
коррекционно-развивающие:
развивать связную устную речь посредством требования полных ответов на вопросы, комментирования своих действий при решении и при составлении задачи);
развивать мыслительные процессы: механическую память, упражняясь в отработке алгоритма письменного деления ; логическое мышление при решении задачи;
развивать внимание.
воспитательные:
воспитывать самостоятельность при работе на уроке;
расширять знания учащихся о республике Мордовии, о достопримечательностях г.Саранска;
формировать желание изучать математику, искать правильные ответы на вопросы.
Ход урока
I. Орг. момент (настроить на активную работу на уроке)
П. Проверка домашнего задания (в устной форме: назвать все четные ответы)
III. Устный счет
- Вспомнить, как называются числа при делении (делимое, делитель, частное)
1. Выполнить деление с остатком (примеры находятся в геометрических фигурах)
10:3 - в треугольнике, как можно прочитать этот пример (найти
частное от деления 10 и 3)
17:5 - в круге
23:6 - в квадрате
65:8 - в овале
47:7 - в прямоугольнике
2. Заполнить пропуски:
160 : ? = 80, что неизвестно?
420: ? = 6; ? : 5 = 30; ? :20 = 9
3. Сформулировать задачу по краткой записи и решить её:
Скорость - 5 км/ч
Время - ?
Расстояние - 15км
IV. Работа с новым числовым материалом
На доске зашифровано слово, решив примеры, дети его отгадают.
5982 : 3 = 1994 - с объяснением у доски один ученик
5652 : 4= 1413, 5010 : 6 = 835, 5515 : 5 = 1103 - решают одновременно у
доски три ученика, остальные в тетрадях.
о т е ч е т о
1413 1994 835 1103 835 1994 1413
Отгадав буквы С и В, получаем слово отечество.
Беседа с учащимися о том, как они понимают это слово. Каким близким по смыслу словом можно его заменить (родина). Что является их родиной?
(Республика Мордовия). Всем раздается карта Мордовии. Учитель дает
некоторую информацию в числах, полученных при решении примеров:
1994 г. - республика получила современное название РМ
1413 - количество населенных пунктов в Мордовии (назвать некоторые,
известные ученикам)
835тыс. человек - население РМ
1103 - число учреждений культуры и библиотек (назвать известные
учреждения культуры, являющиеся достопримечательностями г.Саранска)
Физкультминутка
V. Практическая работа (с картой Мордовии)
Задание: вычислить расстояние от г.Саранска до г.Темников (в Темниковском районе расположен известный в России Мордовский заповедник, в котором можно встретить таких редких животных, как выхухоль, зубр, благородный и пятнистый олени).
1. Найти на карте г.Саранск и г.Темников. и соединить их отрезком.
2. Измерить отрезок (7см) и начертить его в тетрадях (один ученик выполняет у доски)
3. Вычислить расстояние от Саранска до Темникова, если на карте указан масштаб М 1:20км
140км С Т
М 1:20км 7 х 20км = 140км
Таким образом, нашли, что расстояние от Саранска до Темникова - 140км.
Решение задачи.
Составляем задачу по краткой записи:
Скорость - 70км/ч
Время -?
Расстояние - 140км
Рассмотреть все возможные варианты формулировок.
Решение:
140км : 70км = 2 ч.
Ответ: через 2 часа.
Предложить сформулировать полный ответ.
VI. Закрепление
Каждому ученику раздается по одному примеру на деление. Ответы на доске. Необходимо решить примеры, найти ответы и расположить их в соответствующем столбике:
Четные Нечетные
VII. Домашнее задание: с. 166, № 659 (3, 4 ст.)
VIII. Итог урока. Оценки