Урок музыки в 1 классе на тему «Музыка в легендах»
Тема: «Музыка в легендах».
Художественно-педагогическая идея урока:
Познакомить учащихся с музыкально-поэтическим творчеством разных народов.
Ход урока
Данный урок четверти углубляет тему прошлого урока «Родной музыкальный язык». Учащихся входят в класс под музыку «Нартон симд». Учитель просит ребят назвать музыкальное произведение, под которое они вошли. Чтобы ребята легче справились с заданием, им предлагается вернуться к стр. 15-16 учебника и вспомнить предыдущую беседу, а также первый куплет песни «Сон», прежде чем начать учить остальные куплеты. Затем учитель продолжает разговор о легендарных героях. Ребята видят на стр.17 русского гусляра Садко, греческого музыканта Орфея, играющего на кифаре. Каждый из этих героев у своего народа считался музыкантом-волшебником, в чьих руках музыкальный инструмент приобретал чудодейственную силу. Хорошо, если ребята вспомнят греческого Бога природы – Пана с флейтой.
Еще один эпический герой, с которым учащимся предстоит познакомиться – это герой нартовских сказаний Ацамаз, играющий на волшебной свирели. Дети получают задание внимательно рассмотреть картину М.Туганова на стр.17 учебника и поделиться своими впечатлениями. Пока ребята рассматривают картину, звучит «Мелодия» из оперы "Орфей и Эвридика" немецкого композитора Кристофа Глюка, исполняемая на флейте. И под эту мелодию учитель читает сокращенный вариант легенды об «Ацамазе и красавице Агунде» из «Осетинских нартовских сказаний», перевод которых на русский язык сделан Юрием Лебединским .
Три сына было у старого Аца. Когда он умер, старшим сыновьям в наследство достался скот, а младшему, Ацамазу, - золотая свирель.
Взял Ацамаз свирель и пошел на Черную гору. И так прекрасен был Ацамаз, что когда шел он мимо нихаса, нарты говорили:
- Не звезда ли восхода и заката Бонварнон выглянула из-за гор?
- Нет, не Бонварнон. Это юный Ацамаз уходит в горы.
А в башне Сайнаг–алдара, хозяина Черной горы, жила его дочь, красавица Агунда. Все молодые нарты посылали сватов к Сайнаг-алдару, но ни за кого из них не захотела выйти замуж красавица Агунда.
Взошел на Черную гору Ацамаз, забрался на самый высокий утес и заиграл на золотой свирели. И под чистые звуки этой мелодии пустились в пляс рогатые олени и пугливые серны. С крутых скал Черной горы сбежали черные козы и завели стремительный симд с круторогими турами. И все дикие звери собрались под отвесными скалами. И отары овец потекли по широким лугам.
Старается, играет удалой Ацамаз. И вот на полях распустились самые красивые на земле цветы. Пчелы и бабочки полетели с одного сладкого цветка на другой, и жужжание их заполнило окрест. Громко запели лесные птицы. Серые дрофы и черные аисты были так красивы в радостном полете, что весь мир с восхищением смотрел на них. Еще быстрее забегали по свирели волшебные пальцы Ацамаза, и там, где травинки не было еще, вдруг зеленым шелком оделись склоны Черной горы. И в пляс пошли Черная гора с Белой горой.
Нежнее заиграл юный Ацамаз, и стали таять вечные ледники. И весеннее солнце красивым глазом своим весело глядело на мир. Вышли люди из жилищ, и каждый во всю ширь груди вдохнул животворного воздуха и сладко потянулся. Все восемь ладов свирели Ацамаза заговорили, запели на восемь языков.
Вдруг сдвинулся тяжелый камень в Черной горе, открылась узкая щель, и выглянула оттуда Агунда-красавица. Дошла до ее сердца песня Ацамаза, и захотела она взглянуть на него.
«Как же так? – подумал Ацамаз. – Ведь даже солнце ни разу не видело красавицу Агунду. Никогда не выходит она из отцовской башни в недрах Черной горы. Так почему теперь она захотела посмотреть на меня?».
Закончив читать, учитель просит учащихся ответить на вопрос Ацамаза: «Почему Агунда вышла посмотреть на него?» Потому, что волшебные звуки свирели так тронули душу красавицы, что она полюбила юного музыканта.
На стр.18 учебника ребята читают вместе с учителем задание, где им предлагается познакомиться с хором из оперы «Волшебная флейта» австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Учитель исполняет песню, разбирает с учащимися ее содержание, характер музыки. Чтобы учащиеся быстрее запомнили мелодию песни, предложить им выполнить второе задание и прохлопать ритмический рисунок мелодии по графическому изображению в учебнике. Когда учитель убедится, что учащиеся запомнили мелодию и слова, то можно исполнить ее, можно украсить музыкальными инструментами (колокольчиками, звоночками, негромкими погремушками).
Урок завершается обобщением темы, рассказами учащихся о том, что нового они узнали, поощрением активных учащихся. В конце урока дети выходят из класса под музыку, которую выберут сами.