Урок музыки в 7 классе «"Лебединая песнь" П.И.Чайковского»

0
0
Материал опубликован 3 February 2016

Урок музыки в 7 классе

«Лебединая песнь» П.И.Чайковского»

Цель: помочь осознать силу музыки П.И.Чайковского, воспевающую красоту и силу человека, силу самой жизни.

Ход урока:

Дети входят в класс и получают карточки с изображением музыкальных инструментов. Далее учитель просит их сесть по группам, соблюдая принцип. Дети рассаживаются по 4 группам – струнные инструменты, ударные, медные и деревянные духовые. Учитель проверяет правильность распределения в группы.

- По какому принципу вы сели?

- Где так располагаются музыкальные инструменты?

- Какой жанр музыки исполняет симфонический оркестр?

- Что вы знаете о симфонии?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить – о симфонии. Попробуйте догадаться, чью симфонию мы сегодня будем слушать. Вот знаменитые слова этого человека:

«Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».

Кто автор этих слов? Какой национальности композитор мог так сказать?

Это Петр Ильич Чайковский. Запишите фамилию и годы жизни композитора (1840 – 1893). Что вы знаете о нем?

Тема сегодняшнего урока – «Лебединая песня» Чайковского. Как вы думаете, что она может означать?

Лебединая песня – это…. Впервые встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (VI век до н. э.): «Говорят, что лебеди поют перед смертью». Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти не певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво.

Выражение это употребляется в значении: последнее проявление таланта. (запишем).

Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? О последней симфонии П.И.Чайковского – симфонии №6.

Сейчас поработаем по группам. Первая группа в предложенном тексте об этой симфонии должна найти только факты – то есть даты, цифры и т.д. – их цвет – белый.

Вторая группа - ищет сходства в строении симфонии с классической. Их цвет – желтый.

Третья группа работает с текстом и ищет несоответствия формы симфонии классическим образцам. Они – черная группа.

Четвертая – синяя. Они – философы и должны сделать общий вывод по тексту, рассказать какую роль она сыграла в жизни Чайковского.

Работаем в группах по тексту – 7 минут.

ТЕКСТ:

Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая» — последняя симфония Петра Ильича Чайковского, которую он писал с февраля по конец августа 1893 года. Название ей дал брат композитора — Модест, но сам композитор в начале работы над симфонией хотел дать ей программное название «Жизнь». Симфония негласно посвящена Володе (Бобу) Давыдову (его племяннику). Название «Патетическая» свидетельствует о том, что в симфонии противопоставлены всеобщие и глубокие темы жизни и смерти.

Премьера состоялась 16 октября 1893 г. в Петербурге под управлением автора, за девять дней до смерти композитора.

Чайковский в самом начале работы над симфонией упоминал о «тайной программе». Эту программу он нигде не записал, однако, остались некоторые свидетельства современников о том, какое образное содержание он воплотил в этом сочинении.

По воспоминаниям певицы Александры Панаевой-Карцовой, после первого исполнения Шестой симфонии композитор, провожая свою кузину Анну Мерклинг, согласился с её предположением, что он описал ей свою жизнь:

«Ты угадала. Первая часть – детство и смутные стремления к музыке. Вторая – молодость и светская веселая жизнь. Третья – жизненная борьба и достижение славы. Ну, а последняя, - это De profundis, то есть – молитва об умершем, чем всё кончаем, но для меня это еще далеко, я чувствую в себе столько энергии, столько творческих сил; я знаю, что создам ещё много, много хорошего и лучшего, чем до сих пор»

Племянник Чайковского Юрий говорил:

«Шестая симфония, по моему глубокому убеждению, является произведением автобиографическим. Помню, что такого мнения придерживались Модест Ильич Чайковский и мой брат Владимир, которому Пётр Ильич посвятил эту симфонию»

Начинается симфония медленным вступлением. Из сумрачных глубин вырастает скорбный мотив. Этот мотив — зерно всей части. В главной партии смятение, трепет, тепло. Но на смену этой теме уже спешат другие образы: марш, затем какое-то суетливое мельканье, скользящие блики, музыка на какой-то момент приобретает характер драматичного скерцо. Все нарастающее движение приводит к вступлению зловещих фанфар. Здесь невольно возникает ассоциация с «темой судьбы» в Пятой симфонии Бетховена. И вот, звуковой поток прерывается, остается лишь одинокий голос альта. Но замолкает и он. В этот момент вступает тема побочной партии. Основная тема побочной партии — это воплощение идеального лирического образа, чистого, благородного возвышенного. Экспозиция заканчивается тишайшей звучностью. Разработка вторгается внезапно, злобно и агрессивно: тишину рассекает оглушительный удар всего оркестра и воинственный сигнал — фанфара рока. Медленный темп сменяется очень быстрым. Развитие в разработке идет тремя волнами, каждая из которых все более усугубляет трагический конфликт. Реприза продолжает разработку; она представляет собой четвертую волну, самую напряженную. Развязка наступает в кульминационном моменте: здесь сталкиваются две темы — патетические возгласы тромбонов и труб (вестники смерти) и полные экспрессии мотивы струнных и флейт — последний отчаянный плач-протест против надвигающейся катастрофы. Кажется, что все кончено. Но после паузы, без всякого перехода и без подготовки звучит дивная побочная партия. Ее постепенным уходом, мерным движением на фоне отрывистых нисходящих звуков заканчивается первая часть.

2 часть являет собой необычный вальс. Его необычность в том, что она не трехдольный, как всякий вальс, а пятидольный. Он резко контрастирует с предыдущей частью. Року, неизбежности, ужасу смерти противопоставляется красота, обаяние молодой жизни. Его мелодия грациозна, изящна, порой даже кокетлива. Меланхолично капризное танцевальное движение с оттенком стилизации.

В третьей части мы ощущаем дыхание самой жизни с ее стихийной силой. Это воплощение враждебного человеку начала, оно уничтожает все светлые надежды и устремления. Постепенно разнообразные мотивы и движения кристаллизуются в марш. Он все подчиняет себе, разрастаясь в колоссальную грозную силу.

Вопреки традиции, симфония завершается медленно траурно-погребальной музыкой. Первоначально Чайковский хотел закончить симфонию траурным маршем, но, в конце концов, счел, что сопоставление двух маршей (первый — в предыдущей части) воспринималось бы как художественный просчет. В результате, он написал финал в характере скорбного монолога-реквиема. Финал начинается как скорбная песнь о разбитых надеждах и даже, быть может, больше — о погибшей жизни. Постепенно звучание замирает, истаивает. Завершился жизненный круг. Все растворилось в небытии.

 (материал взят из Викепедии)

Анализ работы групп.

Как вы думаете, знал ли Чайковский, что это – его последнее произведение? Приведите факты.

Действительно, автор знал, что это его «Лебединая песня», которая останется после его смерти. Так почему же слушатели не поняли ее при жизни композитора? Почему после смерти она имела оглушительный успех?

Захотелось ли вам услышать эту симфонию?

Послушайте и попробуйте понять мысли Чайковского, который пишет это произведение, зная, что скоро умрет.

(слушание)

Завершив работу, Чайковский писал: "В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу." Он также называл ее наилучшей и наиискреннейшей из своих произведений. Чайковский для первого исполнения предложил Шестую симфонию в концерт Петербургского отделения Русского Музыкального Общества, который открывал сезон 1893-1894 годов. Дирижировать должен был он сам. Так все и состоялось. Чайковский продирижировал Шестой симфонией 16 октября 1893 года в Петербурге, где всего через несколько дней скончался. Критики и слушатели не оценили симфонию по достоинству, а точнее - совершенно не поняли её. Безусловно, что это стало сильнейшим потрясением для композитора, который считал это произведение одним из самых главных своих сочинений. Второй раз симфония прозвучала под управлением Э.Ф.Направника уже в концерте памяти Чайковского. Имела грандиозный успех. Позже она вошла в репертуар всех выдающихся дирижеров XX века.

Какое впечатление произвела на вас эта симфония? Многие люди восхищаются музыкой Чайковского, многим она помогала в жизни –

В рассказе Г.Пожидаева описано, как солдат, пришедший домой с фронта слушал шестую симфонию Чайковского.

Советский хирург С.С.Юдин перед сложнейшими операциями перелистывал партитуру шестой симфонии.

Болгарского певца Н.Гевурова душили слезы, когда он слышал эту божественную музыку.

Почему? Вернемся к тем словам, которые были эпиграфом нашего урока. В чем сила воздействия этой музыки? Только ли музыка может воздействовать на человека? Любое искусство имеет влияние на человека, о чем мы сейчас споем песню.

(пение «Волшебная сила искусства»)

А в заключение – выберите, пожалуйста, из предложенных высказываний те, которые подходят к нашему сегодняшнему уроку:

«Русская песня – это русская история». М.Горький

«Кто начинает понимать музыку, тот поймёт и людскую душу». Н. Лысенко

«Жизнь коротка, а искусство вечно». Гиппократ

«Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека». Лютер

 

Если осталось время или в качестве домашнего задания – создаем афишу симфонии №6 Чайковского. Какие слова вы бы на ней написали?

Комментарии
Комментариев пока нет.