Урок музыки как средство укрепления здоровья младших школьников

3
0
Материал опубликован 26 January 2021

УРОК МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Хмельникова Юлия Викторовна,

учитель музыки

МБОУ Мотовиловская СШ

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –.. . это,

прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и

духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

В. А. Сухомлинский

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Сегодня перед школой стоит важная проблема – создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательный процесс.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

 Для того, чтобы работа на уроке музыки шла педагогически правильно и , в то же время, полезно для здоровья необходимо соблюдать условия:

–  Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено. Во время пения учащиеся глубоко дышат полной грудью, поэтому воздух должен быть чистый, и тогда в это время действительно будут развиваться лёгкие, и не будет отравления запыленным воздухом.

Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей.

–  Все ученики должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, осанкой во время пения, выполнения творческих заданий.

При рациональной организации, уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Я стараюсь творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке применяются и чередуются различные виды учебной деятельности: опрос, отгадывание загадок, кроссвордов, чтение, слушание, исполнение, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.

На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья.  

Урок музыки может включает в себя такие виды деятельности , основанные на принципах здоровьесберегающией технологии как пение (Вокалотерапия), дыхательные упражнения, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, ритмопластика, логоритмика, игра на духовых инструментах.

Вокалотерапия - это лечение пением. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным от этого на прямую зависит работоспособность ребенка. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно - сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Пение обычных песен используется не только как один из наиболее любимых видов деятельности детей, но и как средство оздоровления. Занятия вокалом укрепляют и оздоровляют организм детей. По мнению врачей, вокализация является лучшей формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляционного аппарата, формирования правильной осанки. При данном виде деятельности я придерживаюсь следующих установок:

- пение на уроке занимает не менее 30 % времени (15-20 минут), распределяется на разных этапах урока. (в начале – распевание на знакомых песнях, после работы с учебником и слушания музыкальных произведений – разучивание нового песенного материала и в конце урока – песня – игра – скороговорка и т.д.)

- обязательное сочетание нового материала и ранее изученного, так как это позволяет развивать как кратковременную память (выучить текст новой песни на данный момент) и долговременную память (стремление удерживать полученную раннее информацию)

Уроки 1-2 класса в обязательном порядке начинаются с артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр. Данный вид деятельности позволяет развивать речевой аппарат младшего школьника и корректировать некоторые нарушения речи. Упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата, дыхательной системы позволяют в игровой форме решать задачи постановки звуков, формирования ритмической организованности класса. Также этому способствуют различные пальчиковые игры, которые ненавязчиво развивают мелкую моторику и очень нравятся учащимся младших классов. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием. Обращение к технологиям и методическим разработкам Н.В. Нищевой Г.В. Беззубцевой позволяет спроектировать урок музыки коррекционно – развивающей направленности.

Применение на каждом уроке логоритмических песен и песен – скороговорок также позволяют добиваться больших результатов в развитии речевых навыков младших школьников. Набор небольших песен Боромыковой О.С. (сборник «Коррекция речи и движения» ), направлен на постановку конкретных звуков при пении

Дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Главная задача учителя – с первого класса  формировать у учащихся правильное дыхание.   Такие упражнения можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока.

 Двигательные упражнения, ритмопластика направлены чувства ритма, музыкального слуха и вкуса, умения правильно и красиво двигаться, укрепления различных групп мышц и осанки, умения чувствовать и передавать характер музыки. Применение методических основ и разработок педагога дошкольного образования Т.И. Суворовой (г. Санкт -Петербург) позволяет в интересной форме добиваться поставленных задач по развитию координации движения школьников.

Немаловажную роль в комплексном формировании правильного дыхания, развития мелкой моторики, ритмической организованности играет музыкально – практическая деятельность младших школьников, представленная игрой на свирелях. Использование методики Эдельвены Смеловой позволяет за короткий промежуток времени организовать обучение игре на свирелях целого класса. При применении данной методики целью не является профессиональное обучение детей музыки, а включение всех детей в процесс музыцирования. При этом уже доказано, что учащиеся, играя на таком простом музыкальном инструменте, начинают использовать приемы дыхания как при правильном академическом пении. Также необходимо отметить, что при игре на свирелях активно работают пальчики левой руки ребенка, что позволяет развивать участки мозга правого полушария, способствующие творческому развитию учащегося. Не обучая на начальном этапе учащихся нотной грамоте, можно добиться принципов, заложенных еще Д.Б. Кабалевским «Каждый класс – хор, каждый класс – оркестр». Нередко в классах учатся дети разного уровня развития, в том числе происходит обучение по адаптированной программе. На практике абсолютно все учащиеся получают возможность участвовать в коллективном музыкальном исполнительстве, и развивать свои способности. Игра на свирелях занимает от урока не больше 10 минут. При этом видно как ученик сосредотачивает свое внимание, следит за дыханием, и чувствует себя частичкой творческого коллектива.

Применяя все выше перечисленные методы и приемы на уроках музыке уже третий год, можно отметить положительные моменты:

- при пении учащихся на ряду с развитием памяти, мышления, формируется правильное (активное) дыхание, что способствует оздоровлению все дыхательной системе человека.

- артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры и логоритмические песни корректируют нарушения речи и развивают в целом речевой аппарат младшего школьника;

- танцевальная ритмика позволяет развивать координацию движений и формировать правильный эмоциональный отклик учащихся на предложенные музыкальные произведения;

- игра на духовых инструментах способствует эмоциональному и физическому оздоровлении детского организма.


Литература

1. А.Н. Слажнёв, А.Н. Шадрин  Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007.

2. М.А.Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль «Академия развития» 1997

3. Пальчиковые игры Е.А. Виноградова- Волгоград «Учитель», 2016

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе” Н.К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2002.

5. Игровые оздоровительные технологии” О.А.Степанова, 2012.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Концепция учебно-методических комплектов «Музыка» для общеобразовательных учреждений. Г.П.Критская




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации