Статья «Проблемные ситуации на уроке как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников»
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний,
к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной зубрёжке…
Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и
гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и
находить в этом творении счастье»
В.А.Сухомлинский
В современных условиях задача школы заключается не только в раскрытии способностей каждого ученика, но и в воспитании в нем патриотических чувств, умении выстроить собственное мировоззрение, проявлять творческий подход при решении научных и жизненных проблем.
Для реализации указанных задач учитель руководствуется прежде всего положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, самостоятельное успешное усвоение обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».
Прежде чем приступать к обучению младших школьников педагог должен ответить на вопрос: какие же качества личности должны быть сформированы у них в процессе обучения и воспитания, способствующие успешной адаптации к современным условиям жизнедеятельности? Кроме этого, учитель должен помнить, что личностные характеристики младших школьников находятся в стадии формирования. У них только закладываются основы нравственности, патриотизма, любознательности, ответственности и стремления к получению знаний.
Из практики обучения известно, что многие дети испытывают серьезные затруднения в учебе из-за недостаточно развитого уровня мышления. Поэтому снижается умственная деятельность и, как следствие, успеваемость. Следовательно, повышение степени развития учеников младших классов - актуальная проблема. Одним из перспективных направлений развития младших школьников являются технологии проблемного обучения.
В отечественном образовании вопросы проблемного обучения начали активно разрабатываться с середины 50-х годов XX века. Так, в 1952 году известный психолог и философ С.Л. Рубинштейн утверждал: «Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации». Современная теория проблемного обучения, разработанная академиком Российской академии образования М.И. Махмутовым, дала научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе. Ученый считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.
Следовательно, проблемная ситуация (учебная проблема) - это основные понятия проблемного обучения, которые рассматриваются не как простое сложение преподавания и учения, а как их диалектическое взаимодействие.
Важно, чтобы учебные занятия сводились не к простому объяснению материала, изложенного в учебнике. Проблемная ситуация на уроке - это способ оживить его, доставить детям удовольствие от элементов игры, работы в группе, смены вида деятельности.
Наиболее распространенные виды проблемных ситуаций представлены в таблице.
Тип проблемной ситуации |
Тип противоречия |
Приемы создания проблемной ситуации |
С удивлением |
Между 2-мя (или несколькими) положениями |
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения |
Между житейским представлением учеников и научными фактами |
Столкнуть разные мнения учащихся вопросом или практическим заданием. |
|
|
Обнажить житейские представления школьников вопросом или практическим заданием на ошибку; предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью |
|
Тип проблемной ситуации |
Тип противоречия |
Приемы создания проблемной ситуации |
С затруднением |
Между необходимостью и невозможностью выполнения задания |
Дать невыполнимые на первый взгляд практические задания |
Дать практические задания, отличающиеся от предыдущих. |
||
Дать как бы невыполнимые практические задания, сходные с предыдущими.
|
Приведу несколько примеров ситуационных задач на занятиях в начальной школе.
1. Классические
а) Удивление: детям предъявляются противоречивые факты, различные точки зрения, выслушиваются мнения учеников, высказанные ими с помощью наводящих вопросов или заданий учителя.
Пример 1. Урок математики во втором классе на тему: «Порядок действий в выражении со скобками». Ученикам задается пример на вычисление 10 - 5 +2 = ?
Учащиеся выполняют решение двумя способами:
· из числа 10 вычитают 5, а затем к результату прибавляют 2;
· к числу 5 прибавляют 2 и полученную сумму вычитают из числа 10.
С целью стимуляции мыслительной деятельности класса учитель задает вопросы:
- почему результаты вычислений отличаются?
- какое действие выполняли первым?
Ожидаемый ответ: различные результаты получились из-за изменения порядка действий. Далее с помощью учеников формулируется тема урока.
Пример 2. Тема урока «Органы чувств». Задача заключается в том, чтобы сформировать представление об органах чувств, научить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы. Учитель создает проблемную ситуацию с использованием наводящих вопросов.
· Как человек познает окружающий нас мир? (С помощью органов чувств).
· Назовите органы чувств, помогающие человеку в этом познании? (Органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др.).
· Могут ли органы чувств «ошибаться»? Здесь мнения детей разделились. Одни говорят, что могут ошибаться, другие - что не могут.
Учитель развивает проблему, демонстрируя опыт с карандашом, погруженным в стакан с водой. Задаются дополнительные вопросы:
- каким нам кажется карандаш? Действительно, он кажется сломанным;
- а на самом деле? Мы уверены, что карандаш цел.
Значит наши органы чувств могут «ошибаться»? Да, могут.
Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояний
Учитель предлагает детям посмотреть на репродукцию картины «Кувшин с цветами у окна» и сравнить размеры предметов на картине. Мы видим, что кувшин больше коровы. А на самом деле? Учитель поясняет, что так нам только кажется, потому что кувшин находится ближе, а корова дальше. Какой же следует вывод? - органы чувств могут «ошибаться».
б) Затруднение: детям выдается сложновыполнимое на первый взгляд практическое задание.
Например, урок математики во втором классе на тему: «Конкретный смысл умножения». Учащимся предлагается решить задачу «В блокноте 9 страниц. Сколько страниц в 4-х таких блокнотах?».
Используя прием сложения дети самостоятельно выдают решение 9+9+9+9 = 36.
Учитель усложняет задачу, задавая вопрос: «А если число блокнотов равно 25?». Учащиеся приходят к выводу, что число 9 нужно сложить 25 раз, но запись получается длинной, увеличивается время на выполнение вычислений. Упростить решение можно, применив прием умножения. Далее формулируется тема урока.
в) Недоумение. Урок русского языка в 4 классе на тему: «Неопределенная форма глагола». Учитель записывает на доске слова: играть, ехать, колоть, пить. Задание классу: определите лицо и число глаголов. У детей недоумение, т.к задание невыполнимое. Далее следует разъяснение учителя о том, что неопределенная форма глагола - это его начальная форма, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
2. Сокращенные
а) Побуждающий диалог. Его смысл состоит в том, чтобы создать проблему, затруднение, помочь сформулировать постановку задачи.
б) Подводящий проблемный диалог. Он представляет собой последовательность вопросов и заданий для того, чтобы учащиеся смогли сформулировать тему урока.
Пример. Урок русского языка в 1 классе на тему «Слова, которые обозначают действия предметов».
Учитель записывает на доске имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят.
Задание ученикам: необходимо сгруппировать слова. В один столбик записать слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что они обозначают. Если возникает затруднение, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.
3. Мотивирующие
а) Предполагают использование приема «яркое пятно», например, при формулированиии темы урока. Смысл приема состоит в сообщении детям интересного, захватывающего материала, например, сказки, легенды, отрывка из художественного произведения.
б) Демонстрация непонятных явлений с использованием наглядных средств или с применением эксперимента.
в) Сообщение темы урока с применением метода «актуализация». Его смысл - обнаружить суть или значимость проблемы.
4. Прием «Актуальность»
Рассмотрим этот прием при изучении темы «Человек и природа», в частности, о правилах поведения в лесу.
Учитель предлагает детям совершить небольшое путешествие с закрытыми глазами. Звучит фонограмма с записью звуков леса: шум листьев, пение птиц, журчание ручья. Учитель просит детей рассказать о своих впечатлениях от услышанного.
Далее учащимся показывается слайд. На нем изображена опушка леса. На переднем плане груда мусора, сломанные ветки, разрушенный муравейник.
Вопрос детям: о чем заставляет задуматься изображение на слайде?
С помощью таких противопоставлений легко привлечь внимание детей к серьезной экологической проблеме. Приведенные примеры показывают, что для достижения наибольшей эффективности учебного процесса реализация проблемных задач должна осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:
1. Отделения неизвестного от известного.
2. Локализации (ограничении) неизвестного.
3. Наличия элементов неопределенности.
4. Определения возможных условий для успешного решения.
Таким образом, правила создания проблемных ситуаций могут быть сформулированы так:
- они должны содержать посильное познавательное затруднение, так как проблемная ситуация, имеющая большую сложность, снижает познавательную активность учеников и приводит к их демотивации;
- необходимо сочетание проблемной ситуации с усвоением новых знаний, умений, навыков. Это мотивирует учеников к самостоятельной работе.
- проблемная ситуация должна разбудить интерес ребят своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Тогда достигается максимальное акцентирование противоречий как действительных, так и специально созданных учителем.
Следовательно, в руках учителя имеются инструменты для создания такого процесса обучения, при котором каждый ученик не только усваивал бы знания, полученные от педагога, а самостоятельно добывал их, находил бы правильные решения ситуационных задач.
Как говорил Б.Шоу, «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача педагога – создать для этого все условия».
В современном обществе происходят изменения, совершенствуется и образовательная среда, изменяются технологии и принципы обучения. Неизменным остается одно: мы должны подготовить учащихся к самостоятельной жизни, к их успешному будущему.
Список литературы:
1.Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2008. - 290с.
2.Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. Казань: Магариф-Вакыт,2016 - 423с.
3. Начальное общее образование: федеральный государственный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с. – (Современное образование)
4.Сыропятова, Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. М., 2007г-315с.
5. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО/ Мельникова Е.Л. – М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)