Использование технологии арт-терапия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

4
0
Материал опубликован 8 February 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №23
г.КАЛИНИНГРАДА

 

t1675876948aa.jpg

 

 

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ПЕТУШОК ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО
СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Современный мир с его стремительным ритмом не позволяет нам остановиться и посмотреть вокруг себя. Грубость, жестокость, эгоизм - это то, что управляет человеком в современном обществе. И самыми незащищенными от этой реалии становятся наши дети. Как защитить их? Как научить жить в этом обществе в гармонии с самим собой? Одна из составляющих здоровья современного человека (наряду с физическим) является душевная (эмоциональная) сторона.

Работая не первый год в школе, могу с уверенностью сказать, что использование техники арт-терапии позволяет ребенку более успешно развивать не только общеучебные умения и навыки, но и оказывает благоприятное воздействие на психическое развитие и самореализацию его личности.

Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством) - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки.

Техники арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, цветотерапия, музыкотерапия, фототерапия, видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия.

Игра близка детям любого возраста и способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости, а так же детской агрессии. Не менее важным фактом является и то, что игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности,

речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы.

Использование некоторых методов арт-терапии на уроках позволяет увидеть ребенка по-новому и помочь самореализоваться ему. Хочу поделиться своим опытом на примере интегрированного урока.

Поляна эмоций

Интегрированный урок окружающего мира и технологии
По программе « Начальная школа ХХ1 века»

1КЛАСС

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку, МИМИО задание, раздаточный материал, клей.

Цель урока: формирование первичных представлений о настроении и эмоциях.

Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребёнка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека; познакомить с некоторыми элементарными приёмами управления собой. Учить выражать своё отношение к миру в рисунках.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Организационный момент. (правила работы на уроке)

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Я очень рада вас всех видеть. В начале нашего урока предлагаю вам настроиться на доброе сотрудничество и провести упражнение « Приветик». Давайте передадим приветики друг другу легким пожатием рук. При это ничего не говорим, а только взглядом передаем свое отношение. Начну я.

t1675876948ab.jpg-Приветик вернулся ко мне.

-Как ваше настроение?

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке вы узнаете , как настроение влияет на здоровье , будете учиться создавать и поддерживать хорошее и веселое настроение.

Изучение нового материал

- Вокруг нас живет много людей . Скажите , что у них общее ,чем они похожи? (У всех людей есть руки , ноги , глаза и т.д. . ) похожая форма тела.

Дети , а существуют между людьми определенные различия? (Люди ведут себя по - разному. У всех людей бывает разное настроение и разный характер. Люди бывают добрые и злые , веселые и грустные) А это все ЭМОЦИИ

t1675876948ac.jpgИменно они помогают нам творить. Сегодня на уроке мы создадим с вами маленькую часть большого мира. Поляну нашего настроения через цвет.

-Посмотрите на ватман. Какой он? (Белый, бесцветны) Существует древняя притча:

НЕБО - Мир
ОБЛАКА - Люди.

ТУЧИ - Их Чувства.

ДОЖДЬ - Любовь, Муза, Вдохновение.

Выбери дождинку и поймай её одну из тысячи.

Но даже если ты проживёшь всю свою долгую жизнь.

Пусть в нашем мире появится волшебная тучка. И из нее пойдет волшебный дождик. Выберите из этих разноцветных капелек ту, которая соответствует вашему настроению и разместите ее нашем листе.

t1675876948ad.jpgСмотрите у

нас уже появился цвет. И у каждого своя капелька. Свое настроение. Посмотрим, как изменится ваше настроение в конце занятия.

-А как вы думаете, что может повлиять на наше настроение? А люди, которые рядом?

. Подошло время сказки. Пока мы будем слушать, будем выполнять интересное задание. Прошёл дождик на нашей картине и стали появляться цветы. Заготовки вы видите у себя на столе. Рядом лежат лепестки разного цвета. В процессе работы вы будете брать лепесток и составлять свой цветок эмоций. Итак...

t1675876948ae.gif
t1675876948af.jpg

Он

В одной маленькой деревушке жили дед и бабка. Скучно им жить вдвоем, решили они испечь.. КОЛОБОК. Славный вышел КОЛОБОК красивый, румяный. Но что-то было в нем не так. не умел ни радоваться, ни печалиться. Поэтому и друзей никак не мог завести.

 

Как-то раз покатился КОЛОБОК гулять и попал в волшебный лес. Лес был настолько необычен, что Колобок поначалу.. .ИСПУГАЛСЯ. Покажите друг другу ИСПУГ. А теперь найдите на картинку с изображением этой эмоции. А какого цвета она по-вашему? Найдите лепесток такого цвета и приклейте на свой цветок.

t1675876948ag.jpgt1675876948ah.gif
t1675876948ai.jpg

Ты никогда, никогда... не сможешь поймать её ещё один раз!

Но тут ему навстречу попался ЗАЙКА и КОЛОБОК очень. ОБРАДОВАЛСЯ . Покажите друг другу РАДОСТЬ. А теперь найдите картинку с изображением этой эмоции. А какого цвета она по-вашему? Найдите лепесток такого цвета и приклейте на свой цветок.

 

Вдруг, они услышали шорох в кустах, оглянулись, а там ... ЁЖИК. КОЛОБОК - УДИВИЛСЯ. Покажите друг другу УДИВЛЕНИЕ. А теперь найдите на картинку с изображением этой эмоции. А какого цвета она по-вашему? Найдите лепесток такого цвета и приклейте на свой цветок.

Отскочил КОЛОБОК и случайно отдавил лапку. ЛЯГУШОНКУ, сидевшему недалеко-и очень.. .ОГОРЧИЛСЯ. Покажите друг другу ОГОРЧЕНИЕ. А теперь найдите на картинку с изображением этой эмоции. А какого цвета она по-вашему? Найдите лепесток такого цвета и приклейте на свой цветок.

И в этот момент КОЛОБОК понял, как здорово, что он умеет испытывать чувства! И его СЧАСТЬЮ не было предела. Покажите друг другу СЧАСТЬЕ, найдите картинку с изображением этой эмоции. А какого цвета она по-вашему? Найдите лепесток такого цвета и приклейте на свой цветок.

Посмотрите какая гамма эмоций и красок у нас получилось. Какие замечательные цветы у вас вышли.

-Какие ощущения после сказки? Повлияло ли это на ваше настроение? Посмотрите на получившийся цветок и сравните с цветом капельки в начале урока?

-Отложите цветы пока в сторонку и вспомните, как во время сказки и понимали , какие эмоции испытывает ваш сосед? ( мимика)

 

t1675876948aj.jpg

 

 

У.Практические работы:

Упражнение «Угадай эмоцию»

Работа со схематическими изображениями и использование mimio доски.

t1675876948ak.jpgt1675876948al.jpgt1675876948am.jpg1.СТРАХ 4.УДИВЛЕНИЕ 5. СЧАСТЬЕ

2 ЗАДУМЧИВОСТЬ З.РАДОСТЬ

t1675876948an.jpgВозьмите у себя на столе карточки. На них изображены рожицы. Ваша задача определить где какое чувство и соединить со словом-помощником.Один человек будет выполнять эту работу у доски.

- Итак , как , с помощью чего можно общаться друг с другом? (С помощью речи, эмоций и жестов.)

Как хорошо,что мы живем в цветном мире. Можем испытывать чувства, эмоции. Цвет окружает нас и сопровождает повсюду , делая жизнь радостней.

Упражнение «Цветная поляна» с использование цветного песка

Но что-то наша картина эмоций не меняется. Цветы мы создали, но чего-то не хватает? Правильно разукрашенной полянки.

У каждого из вас есть на столе маленький островок большого мира.

Возьмете песок такого цвета, который наиболее ярко передаст ваше настроение в этот момент урока. Сейчас вы объединитесь в пары и попробуете договориться как вы соедините цвета. В конце работы вы должны рассказать что у вас получилось, а что - нет.

-Кто готов рассказать про свое настроение?

-Получилось ли сотрудничество?

Возьмите свои островки и прикрепите на нашу поляну эмоций.

Упражнение «Нарисуй настроение»

А теперь, чтоб закончить картину давайте прикрепим наши цветы, которые мы делали в начале урока, но прежде нарисуйте в центре его какое у вас настроение. Вспомните , когда настроение у вас было в начале уроке и как оно изменилось сейчас. Изобразите на цветах.

t1675876948ao.jpgПосмотрите, какая у нас получилась ПОЛЯНА ЭМОЦИЙ.

Человек может радоваться, грустить, бояться, удивляться, гневаться.

Как ваше настроение связано с самочувствием?

Вывод. Хорошее настроение помогает сохранить здоровье. Улыбка украшает лицо . настроение легко передается другим людям поэтому необходимо уметь сохранять хорошее настроение и дарить радость другим.

Итог урока

Какие эмоции вам известны? (Радость, грусть, гнев, удивление, страх и т.д.)

Как настроение отражается на лице? (На лице можно увидеть удивление, страх, радость,

гнев ... )

t1675876948ap.jpgЧто влияет на настроение?

-Можно ли поднять настроение себе и окружающим? А у вас это получилось?

Как вы сохраняете хорошее настроение?

Какое значение для здоровья имеет хорошее настроение?

Спасибо за занятие и всем хорошего настроения!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации