Урок биологии «Древние пресмыкающиеся. Значение пресмыкающихся» (7 класс)
Урок на тему: «Древние пресмыкающиеся. Значение пресмыкающихся».
Задачи:
1. познакомиться с многообразием древних пресмыкающихся и гипотезами об их вымирании;
2. рассмотреть значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека;
Основное содержание урока:
1. Многообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания
2 Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Ход урока:
1.Актуализация знаний
Послушайте описание, и скажите о ком идёт речь.
Среди них известны настоящие гиганты и карлики. Самая большая – морская кожистая длиной до двух метров, а длина самой меленькой – мускусной не более 25 см.
Необычный внешний облик, оригинальный способ передвижения, наконец, ядовитость многих из них, давно привлекали внимание человека.
Свирепые хищники и домашние любимцы, длиной от 60 см до нескольких метров. С древности ценились за мясо и шкуру.
К какому классу относятся все эти животные и их отряды. (2 минуты)
2.Изучение нового материала
В следующем описании речь снова пойдёт о пресмыкающихся, только они совершенно особенные, «знакомые незнакомцы». Вот послушайте, как о них пишет Игорь Акимушкин: «Я вижу болото. И туман над ним. Огромный «дракон», круша хвощи, грузно тащит по трясине многотонное тело. Ноги у дракона толстые, как кряжистые дубы. Хвост-анаконда извивается в мутной жиже. Крылатая тень скользнула над топью, дракон проводил ее безразличным взглядом сытого великана. А посмотреть было на что: над болотом летел крокодил! Много их, разных «крокодилов», больших и малых (иные с дрозда, а иные и с планер!), парило тогда в воздухе. То были первые на земле авиаторы (позвоночные). Это было удивительное время! Никогда прежде Земля не видела таких чудовищ и едва ли увидит вновь. И суша, и море, и воздух были отданы им во владение.
Догадались кто это? А как вы думаете, почему изучая многообразие пресмыкающихся на прошлом уроке, мы не рассматривали динозавров?
Хотите ли вы совершить маленькое путешествие с помощью машины времени - фантазии в страну динозавров?
1. Вопрос учителя «Что вы знаете о динозаврах? А вы знаете, кто был их предками?»
Происхождение пресмыкающихся. Происхождение современных рептилий от древних амфибий-стегоцефалов. (Рассказ учителя работа с учебником)
2. Древние пресмыкающиеся.
Учащиеся представляют себя в древнем влажном лесу мезозойской эры – эры расцвета пресмыкающихся.
3.Звероподобные рептилии. Учитель называет особенности строения звероподобных рептилий, потомки динозавров (птицы, звери, современные пресмыкающиеся). (12 мин)
Учащиеся делятся на три группы по 3 – 4 человека и выполняют задание:
1.Задание для групп
На индивидуальных магнитных досках, создайте схему развития позвоночных животных, начиная от предков древних рептилий и заканчивая ныне живущими позвоночными. (Используйте материал учебника стр. 200 – 202)
2. Задание для групп
Изобразить поведение травоядных и хищных динозавров. (Предполагается, что учащиеся встанут из-за парт, изобразят походку и повадки указанных динозавров. Такая форма позволит снять мышечное напряжение и усталость, являясь физ-минуткой) (3 – 5 минут)
Описание: представьте, что вы - маленький, насекомоядный динозавр, тихо сидите в папоротниковых зарослях и глазами следите за летающей по кругу доисторической мухой. А теперь, представьте, что вы – свирепый хищник, и, чтобы не спугнуть жертву, только глазами следите за её передвижением из стороны в сторону, справа налево. А теперь, встаньте, представьте себя плотоядным тяжеловесом, передвигающимся на двух ногах и балансирующим хвостом для поддержания равновесия. Сделайте 2 шага вперёд и 2 назад, помните, у вас есть тяжёлый хвост. Скажите, древние пресмыкающиеся умели пятится? (3 мин)
4.Причины вымирания древних рептилий. Беседа учителя с учениками по вопросам:
1. Почему вымерли динозавры?
2. Бесследно ли исчезли с лица Земли динозавры? (Гаттерия, Н.Зеландия связь с географией)
В ходе беседы учитель акцентирует внимание учащихся на следующих пунктах:
-гибель динозавров (гипотезы) (1 мин)
5. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. (Беседа учителя с учащимися. Вывод – «-» пресмыкающихся только из-за несоблюдения правил безопасности и правил поведения в природе.) (3 мин)
3. Закрепление материала.
Мы начали изучение этой темы с вопроса о том, что вы знаете о динозаврах, а теперь, пусть каждый из вас скажет, что нового вы узнали о динозаврах; о значении пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Понравилось ли вам наше путешествие или нет, мы увидим, после выполнения вами вот этого задания.
Выполнение задания. (4 мин)
Задание для I варианта
-Найди и исправь биологическую ошибку в тексте. В области для ответа, укажи № предложения, где по твоему мнению допущена ошибка и напиши слово – ошибку и слово – правильное утверждение.
1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних рыб – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: членистоногие и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были огромными и многочисленными, а расцвету динозавров мешал тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.
Ответ:
Задание для II варианта
Вставь пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте. В области для ответа, укажи № предложения и пропущенное в нём слово.
1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних ………. – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: …….... и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были ………. и ………., а расцвету динозавров ………. тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.
ответы
Малочисленны; Незаметны; Динозавры; Амфибии; Благоприятствовал.
Олег Мамаев
Кадырова Илюза Юлаевна