Урок на тему "БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц"

15
2
Материал опубликован 21 October 2020




Открытый урок

русского языка в 5 классе


Разработан учителем русского языка

и литературы

Маленькой Натальей Анатольевной






​​​​​​​


ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Обучающие:

познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;

научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;

сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Воспитывающие:

воспитание любви к русскому языку;

воспитание сознательной дисциплины;

формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Оборудование:

учебник русского языка для 5 классов под редакцией Ладыженской Т. А.

компьютеры, презентация слайдов;

листы-таблицы для буквенного диктанта, листы самоанализа.


ХОД УРОКА

I этап: Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу в нашей маленькой лингвистической лаборатории. К концу урока мы узнаем, кто из вас самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

-Всё ли готово к уроку?

Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для  вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

II этап: Актуализация знаний.

Изучить новое правило нам помогут ваши знания по фонетике и морфемике. Что это за разделы лингвистики? Что они изучают?


Ответы учеников: Фонетика – звуки, морфемика - части слова: корень,…


Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц.

Улиц…
Ц…рк                                          
Ц…плёнок

Акац…я

Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку ц. (Всегда глухой и твёрдый).

 Посмотрите, как пишутся эти слова  (на 1 слайде выбегают буквы ы-и)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И.

Какова же тема нашего урока?

Помогите мне сформулировать ее.

«Правописание ы-и после ц».

Число

Классная работа

(Запись темы в тетради)

Каллиграфия



III. Постановка целей и задач.

-Как вы думаете, почему в одних случаях после ц пишется ы-, а в других и-?

- Что объединяет слова?

-Что должны узнать на уроке? Чему научиться?

- Постарайтесь сформулировать цели и задачи урока.

Примерные ответы:

- Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.

- Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц

- Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5»

- Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам?

- Нам поможет изучение орфограммы.

- Поможет учебник.

IV. Объяснение нового материала.



Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения.

(слова ЦИРК, ЦИТРУС )

-Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне).

  – Верно. В корне слова пишем И.

(слова АКАЦИЯ, МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ)  

-В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»).

 – Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и в словах  на -«ция».)

(слова ЛИСИЦЫН, ПТИЦЫ)

 – А теперь посмотрите на эти слова. В какой части слова находится орфограмма в этих  словах? (в суффиксе и в окончании.)

- Делаем вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц.

( ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН) А здесь в какой части слова находится орфограмма?(в корне).

 – Правильно. В этих словах орфограмма находится в корне  и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц.

Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.

 «Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыплёнку: «Цыц!» 

-Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

V этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания)

Таблица-правило.

А я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.

В существительных на –ЦИЯ

Мы всегда напишем –ИЯ.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ

Пишем только букву Ы!


Работа с учебником.


- Читаем материал в учебнике, проверяем себя, правильно ли мы сформулировали правило.

Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.

Таблица-правило.

VI этап: Первичное закрепление.

1.Устно объясни, применяя правило.

Делегация, цилиндр, купцы, репетиция, лисицын хвост, цыган, модницы, цирк, станция, продавщицы, дверцы, медицина, циркуль, сестрицын, куцый, бледнолицый.


2.Сравни произношение и написание.

По-русски По-украински

цирк цирк

цыган циган

акация акація

лекция лекція

циркуль циркуль

циклон циклон

3.Работа с Толковым словарём.

Циклон – вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.

VII этап: Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе.

1.Работа с учебником. Выполняем упражнение 499. Самопроверка по образцу.

2.Физкультминутка.

4.Буквенный диктант.

- Во 2-ой строчке таблицы-карточки впишите правильно нужную букву

(Ы-И):

Циферблат, цитировать, цыплячий, лекция, Синицын, проказницы, революция, циклон, цыганские, акция

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Поменялись тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Ииыиыыииыи

VIII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний

1.Работа с текстом. Упражнение 502.

Озаглавьте текст.

Какие аргументы приводит автор в 1 и 2 частях текста.

Найдите предложение, в котором содержится тезис.

Выпишите ключевые слова.

Работа в парах. Составить 2-3 предложения с выписанными словами из текста.

IX этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:

Выучить правило п. 85.

Выполнить упражнение 501.

2. Написать сочинение-миниатюру,  употребив слова с буквами ы – и после ц на тему «Цирк». 


X этап: Подведение итогов. Рефлексия.

    - Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в  

      начале урока?

    - Как вы думаете, достигли ли вы их?

    - Когда пишется И после Ц? Ы после Ц? Приведите примеры.

Рефлексия. Учащиеся заполняют лист самооценки.



Лист самооценки

Фамилия, имя ученика_________________

Расставьте стрелочки

Узнал что-то новое                           Научился

            Расстроился                        Я            Получил радость

          Удивился                                            Ничего не понял


Спасибо за урок.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный урок. Спасибо

17 May 2021

Спасибо, Елена Николаевна!

17 May 2021